БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/29 июнь 2014 / АНАТОЛИЙ КОТОВ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВОЙ СТРАТЕГИИ ...
АНАТОЛИЙ КОТОВ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВОЙ СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ ПЕТЕРБУРГ УВИДИТ В 2016 ГОДУ

АНАТОЛИЙ КОТОВ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕТЕРБУРГ УВИДИТ В 2016 ГОДУ

Город принял новую Стратегию развития, согласно которой в Северной столице должны улучшиться такие показатели, как качество городской среды, экономический рост, человеческий капитал и т. д.
О новом жизненно важном для города документе рассказывает председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Иванович Котов.

– Что собой представляет принятая Стратегия развития Санкт-Петербурга?
– Стратегия-2030 – это документ, определяющий ключевой вектор развития города на ближайшие 15 лет. В ней определены приоритеты и стратегические цели, к достижению которых власти города, его жители и деловое сообщество будут стремиться в обозначенный период.
Для того чтобы сделать этот документ максимально жизнеспособным, нам важно было не только разработать механизм его реализации, но и привлечь к его разработке как можно большее количество жителей. Важными принципами при разработке Стратегии были открытость и ориентированность на диалог с городским сообществом. Стратегию создавали эксперты, но обсуждали, дорабатывали ее, вносили свои предложения и замечания рядовые петербуржцы. Таким образом, на выходе мы получили документ, максимально соответствующий видению и ожиданиям жителей города.
На основе национальных приоритетов развития Российской Федерации с учетом конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга в Стратегии выделены приоритеты развития города. Их реализация будет обеспечена в рамках четырех стратегических направлений: развитие человеческого капитала, повышение качества городской среды, обеспечение устойчивого экономического роста и конечно повышение эффективности управления и развитие гражданского общества.
Для реализации приоритетов развития Санкт-Петербурга в рамках Стратегии мы разработали 4-уровневую систему целей. Всего таких целей 109. Документ построен таким образом, что генеральная цель конкретизируется в целях более низких уровней.
Важной особенностью Стратегии является определение для всех целей долгосрочного социально-экономического развития Санкт-Петербурга конкретных показателей, характеризующих степень их достижения. Система целей и показателей их достижения, пожалуй, важнейший интегрирующий элемент системы государственного планирования Санкт-Петербурга, на которую мы переходим с 2015 года. 17 стратегическим целям, обозначенным в Стратегии, соответствуют 17 государственных программ, направленных на их достижение. Таким образом, реализация этих целей уже подкреплена конкретными мероприятиями, инвестиционными и инфраструктурными проектами.

– Какие новые положения появились в документе относительно градостроительной политики Санкт-Петербурга?
– Хороший вопрос. Потому что Стратегия впервые четко обозначает новый подход к градостроительной политике города и в целом к пространственно-территориальному развитию Санкт-Петербурга. В ходе разработки Стратегии и длительных обсуждений различных ее аспектов необходимость перехода от моноцентричной модели развития города к полицентричной ни у кого из экспертов и представителей бизнеса не вызывала сомнений. Такая необходимость продиктована растущим дисбалансом территориального развития города, ухудшающим комфортность и качество городской среды.
Городу сегодня нужны новые точки притяжения, новые городские подцентры, максимально обеспеченные всей необходимой инфраструктурой и способные конкурировать с центром Санкт-Петербурга.
В качестве решения выявленных проблем пространственного развития города Стратегия-2030 предлагает переход к полицентричному принципу развития с выделением исторически сложившихся и формирующихся функциональных зон. Всего Стратегия выделяет 6 экономических зон и 3 экономические зоны с особыми условиями. Эффективное пространственное развитие Санкт-Петербурга будет обеспечено посредством перехода к комплексному развитию территорий города. В жилищном строительстве это является главным приоритетом на ближайшие 15 лет.
В качестве приоритетных зон, так называемых зон опережающего развития, выделено три. Это южная часть Санкт-Петербурга (ограниченная на севере – кольцевой автомобильной дорогой, на востоке – береговой линией реки Невы, на юге – границей Санкт-Петербурга, на западе – границей Красносельского района с Ленинградской областью), исторический центр города и промышленные зоны вокруг центра Санкт-Петербурга.

– Каким образом планируется решать наиболее острые проблемы транспортной инфраструктуры города (Шушары, Колпино и др.)?
– Развитие транспортной системы рассматривается в Стратегии в совокупности с задачей по улучшению пространственной организации города, связности районов, совершенствованию жилой среды. В целом решение транспортных проблем в перспективе Санкт-Петербург видит в первую очередь в развитии системы общественного транспорта, обеспечении его приоритетности перед личным автотранспортом, повышении его операционной эффективности.
Ключевым направлением в этой связи, на наш взгляд, должно стать развитие метрополитена. Считается, что применение метрополитена является эффективным, если объемы перевозки составят не менее 7–7,5 млн человек в год на 1 км линии. При существующих пассажиропотоках и нагрузке на ряде станций альтернативы метро просто нет. Но, как вы знаете, строительство метро – очень дорогое удовольствие, и наша задача по этому направлению – повысить эффективность расходов на строительство новых линий и эксплуатацию метрополитена.
Там, где строить метро по замерам транспортной нагрузки нецелесообразно, мы планируем развивать трамвайные линии и линии легкорельсового транспорта. Это прежде всего касается обеспечения транспортной доступности периферийных районов с ближайшими станциями метрополитена. Легкорельс более экономичен, экологичен и бесшумен, чем то же метро, троллейбус или автобус.
В целом наша задача на следующие 15 лет – повысить эффективность использования всех видов транспорта. Для этого в рамках системы управления «умный город» в партнерстве с компанией IBM мы планируем внедрить в Санкт-Петербурге систему автоматизированного управления социально-экономическим развитием города, в том числе городским транспортом. Такие системы хорошо зарекомендовали себя и успешно работают уже во многих передовых мегаполисах мира.

– Существует мнение, что позиция властей города по поводу сохранения исторического центра города не очень четкая. Прокомментируйте, пожалуйста.
– Я с этим мнением не соглашусь. Позиция руководства города максимально прозрачна и конкретна. Никто не будет спорить с тем, что исторический центр Санкт-Петербурга обладает выдающейся мировой ценностью и нуждается в сохранении и развитии. Но это не просто наше желание. Это наша обязанность перед всем миром, зафиксированная в наших обязательствах перед всемирной организацией ЮНЕСКО.
То огромное количество проблем, которыми сегодня «богат» наш исторический центр, говорит лишь об огромной воле и смелости руководства города, которое приняло решение начать реализацию этой сложнейшей программы – Программы сохранения и развития исторического центра.
К сожалению, Санкт-Петербургом во много утерян опыт проведения работ по реконструкции и развитию отдельных исторических кварталов. И за прошедшие почти полтора года нам удалось выработать основные подходы и регламенты работы на территориях исторического центра. За этот период мы проделали большую работу по сбору имеющихся знаний и опыта, которыми обладают проектные и научно-исследовательские институты города.
Очень важный аспект связан с законодательным обеспечением реализации программы. Без разработки соответствующих норм реализовать ее не представляется возможным. Потому что центр – это территория, которая не совсем отвечает градостроительным требованиям сегодняшнего дня. И в этом направлении мы сделали большой шаг вперед. Практически решена одна из ключевых задач начального этапа реализации программы – сформированы предложения по внесению изменений в законодательство для работы в историческом центре. Предложения готовились в рамках рабочей группы совместно с депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга и представителями градозащитного сообщества. Это позволило нам выработать максимально взвешенные предложения и найти компромиссные решения по наиболее острым вопросам. Непосредственное публичное обсуждение этого документа запланировано в рамках предстоящего заседания совета по сохранению и развитию территорий исторического центра при правительстве Санкт-Петербурга в этом месяце.
Сегодня решается еще одна важная задача. Проводится комплексное обследование двух пилотных территорий. Там есть свои сложности, но работа ведется. И мы предполагаем, что к концу этого года получим результаты, с которыми уже можно будет работать.
Много популизма разворачивается вокруг темы о якобы планируемом выселении граждан. Я хотел бы подчеркнуть, что ничего подобного не планируется. И ни в одном из официальных документов такого положения нет. Люди не должны уезжать из центра, и наша основная задача состоит в том, чтобы сделать их проживание максимально комфортным и при этом сохранить то историко-культурное наследие, которое сегодня является предметом нашей общей гордости. Уверен, что сообща нам удастся потихоньку распутать тот клубок проблем, которые сегодня накопились в историческом центре.

– На сегодняшний день у населения есть жалобы на застройщиков, которые не обеспечивают отстраиваемые ими жилые комплексы и кварталы необходимой дорожной и социальной инфраструктурой. Какие меры предпринимает город для решения ситуации?
– Ситуация, сложившаяся сегодня в сфере жилищного строительства, всем известна. Последние годы темпы строительства жилого фонда сильно опережали темпы обеспечения застраиваемых территорий необходимой инфраструктурой. Это, в свою очередь, вызывало непонимание и законное недовольство горожан. И необходимы были меры, способные остановить рост этого дисбаланса и устранить накопленное отставание в плане инженерной и социальной инфраструктуры.
В качестве краткосрочных мер по исправлению этой ситуации Санкт-Петербургом в прошлом году были приняты совершенно конкретные и, на мой взгляд, эффективные решения. Городские власти стали более жестко следить за наличием необходимой проектно-сметной документации при строительстве, прекратилась практика приема в эксплуатацию откровенно неготовых жилых домов. Найден тот самый компромисс, и на сегодняшний день достигнуты договоренности, что ряд объектов инфраструктуры будут возводиться за счет застройщиков.
Что же касается долгосрочных мер, призванных не допустить подобный дисбаланс в развитии городских территорий, то в процессе разработки долгосрочной Стратегии Санкт-Петербург выбрал для себя новую модель территориального развития, основанную на комплексном подходе к формированию новых городских пространств.

– Когда, на Ваш взгляд, город сможет ощутить первые результаты от введения новой стратегии развития?
– Как я уже говорил, одним из механизмов реализации Стратегии являются государственные программы Санкт-Петербурга, которые начнут действовать с 2015 года. Именно в них прописаны все основные мероприятия, направленные на достижение стратегических целей города. Поэтому, на мой взгляд, первые результаты мы увидим уже через год с начала реализации программ. И главным ощутимым результатом станет повышение прозрачности бюджетной политики города, повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Санкт-Петербурга.
Кроме того, фактически запустится механизм создания условий, необходимых органам власти для достижения заявленных показателей уровня жизни – будет сформирована экономическая политика Санкт-Петербурга, которая даст – прежде всего бизнесу, девелоперскому сообществу и инвесторам – понятную перспективу работы в Санкт-Петербурге, опишет шаги, которые в установленные сроки предпримет город по улучшению деловой среды и поддержке приоритетных направлений развития экономики. Это, на мой взгляд, укрепит позиции Санкт-Петербурга как надежного партнера и позволит привлечь достаточные объемы инвестиций для реализации планов, которые обозначил город в своей Стратегии.
В том, что Стратегия заработает, я лично не сомневаюсь.


Беседовал Евгений Бжезински