ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/21 июль 2013 / Магистраль в будущее Петербурга
Магистраль в будущее Петербурга

Магистраль в будущее Петербурга

В этом году власти города обещали усилить контроль за качеством строительства и ремонта дорог. Удастся ли им это сделать, мы узнаем весной 2014-го, когда растает снег... А главным событием этого сезона стало начало строительства последнего, центрального участка ЗСД.

Лето – время активного строительства и ремонта дорог. Сезонный характер работ обуславливает жесткие требования по срокам реализации проектов. Любая задержка – это почти что аврал. Достаточно вспомнить, какие дискуссии разразились по поводу срока ввода в эксплуатацию северного участка Западного скоростного диаметра.

Городу нужны новые магистрали: объездные и дублирующие трассы, дополнительные объекты дорожной инфраструктуры. Ведь автомобиль – уже давно не роскошь, а обыкновенное средство передвижения.

По данным пресс-службы Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ), в 2013 году запланировано завершение строительства и открытие движения на 9 объектах, общая стоимость работ составит 12,11 млрд. рублей. Это Обводный канал от Днепропетровской ул. до Атаманского моста (открыто движение); развязка на Пироговской набережной (открыто движение, кроме двух съездов); продолжение Витебского проспекта; продолжение Кирочной улицы до ул. Красного Текстильщика; реконструкция Дворцового моста; дорога в аэропорт; надземные пешеходные переходы на Таллиннском шоссе и на пересечениях проспекта Славы с Белградской и с Будапештской улицами; подъездные дороги к дачному фонду поселка Солнечное-2 и к заводу «Климов».

Как отметили специалисты КРТИ, подрядчики для выполнения строительных работ выбираются исключительно на основе 94-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». А критерии, по которым конкурсная комиссия выбирает победителя, перечислены в статье 28 пункт 4.

На ремонт автомобильных дорог Петербурга в 2013 г выделено 3,2 млрд рублей, на эти деньги планируется отремонтировать 161 объект общей площадью 3 млн 167 тыс. кв. м.

По данным заместителя председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Антона Суханова,по состоянию на 1 января 2013 года площадь дорожного покрытия в городе, не соответствующая требованиям, составляла 18% – к концу года она должна снизиться до 12%.

К 2015 году, когда ежегодный ремонт дорог будет осуществляться в плановом режиме, городские власти планируют выйти на норматив 6–7% дорожного покрытия. Кроме того, руководство города намерено уделять более серьезное внимание контролю качества. К этой работе еще в прошлом году была привлечена лаборатория Центра комплексного благоустройства, которая в этом году расширила свои полномочия.

Другим важным направлением, по словам Антона Суханова, является поиск материалов, которые позволят увеличить межремонтный срок дорожного покрытия. Так, с использованием порфирита в этом году планируется отремонтировать порядка 10 магистралей. Специалист также обратил внимание на то, что в ремонтный сезон могут возникнуть проблемы с вяжущим материалом, так как основной поставщик приступил к реконструкции завода.

По-прежнему есть много претензий к так называемому ямочному ремонту, нередки случаи нарушения технологии. По мнению экспертов, проблемы с качеством и сроками ремонтных работ связаны в том числе с тем фактором, что подрядчики, получившие заказ, не могут сразу приступить к ремонту: им приходится потратить время, чтобы получить все необходимые согласования. Еще в начале года Антон Суханов сообщил, что прорабатывается схема, которая позволит освободить подрядчиков от этого «хождения по мукам».

ЗСД-север

Знаковым для Петербурга объектом является Западный скоростной диаметр (ЗСД). Трасса длиной 46,6 км начинается от развязки с КАД в южной части города, следует в район Большого порта Санкт-Петербург, затем на Васильевский остров и далее – на север до автодороги Е-18 «Скандинавия». Полностью открыт южный участок ЗСД. Северный участок (26 км) планировали открыть в конце прошлого года, однако сроки были перенесены на лето 2013-го. Были также разговоры о переносе сроков на осень.
К середине июня масштабные инженерные работы на северном участке были завершены и строители занялись укладкой асфальта.
20 июня северный участок ЗСД посетил министр транспорта Максим Соколов и вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян. Осмотр участков третьей и пятой очередей, генеральным подрядчиком строительства которых является ОАО «Мостоотряд № 19»(компания являлась так же генподрядчиком строительства первой очереди и двух участков второй очереди ЗСД), состоялся в сопровождении руководства компании, а также представителей заказчика – ОАО «ЗСД».

Специалисты ЗАО «Пилон» (компания выполнила строительно-монтажные работы на одном из участков второй очереди ЗСД и участке третьей очереди от Богатрыского проспекта до развязки с КАД) отмечают, что северный участок имеет свою специфику: одна пятая его часть проходит по застроенной и насыщенной коммуникациями территории, а большая часть трассы находится в непосредственной близости от лесопарковой зоны, в том числе Юнтоловского заповедника. Все это потребовало от строителей повышенного внимания к решению вопросов отвода территорий, к получению разрешений на строительство, а также к соблюдению экологических и санитарных норм. Ужесточение экологических требований повлекло за собой корректировку проектных решений в сторону увеличения протяженности эстакад.

Местность, по которой проходит трасса, очень заболочена и труднодоступна для современной тяжелой техники. Для подхода к зоне строительства прокладываются временные и технологические дороги, некоторые из которых будут использоваться при эксплуатации ЗСД.

ЗСД-центр

Этой весной активные работы начались на центральном участке ЗСД. Он хоть и не самый протяженный, зато самый сложный в техническом отношении: из 11,7 км трассы 6,5 км будут проходить над водой, через Большую Неву от Канонерского острова до Васильевского и в обход Крестовского острова – от Морской набережной до улицы Савушкина. Основная часть участка – это эстакады и мосты, в том числе переправа через Морской канал. Проект предусматривает строительство эстакад и мостов в акватории Невской губы по контуру о. Белого, через Корабельный фарватер, через Петровский канал, через Большую и Среднюю Невку и другие технически сложные сооружения.

В отличие от южного и северного участков центральная часть ЗСД строится на основе ГЧП. Концессионный договор заключен с консорциумом «Магистраль северной столицы» (входят Банк ВТБ, Газпромбанк, итальянская строительная компания Astaldi, турецкая IC и др.). Общий объем инвестиций составляет около 70 млрд рублей. Как отметили в КРТИ, большой плюс концессионного договора – в возможности привлечения частных денежных средств для осуществления градостроительных планов.

По данным представителей консорциума, работы на центральном участке идут с опережением графика. Генеральным подрядчиком по строительству является итало-турецкая компания ICA («Асталди Ичташ»).

К середине июня на участке в районе улицы Савушкина были завершены работы по бурению свайных оснований и строители приступили к сооружению временной эстакады и других конструкций.
На Васильевском острове работы идут на двух строительных площадках. В северной части острова строится временная эстакада и создаются две технологические площадки. В южной части – выполняется стена в грунте для сооружения выемки трассы, которая на данном участке пройдет на глубине 6 метров ниже уровня земли. Также здесь ведутся земляные работы, необходимые для сооружения тоннеля под рекой Смоленкой. Параллельно строится временная эстакада в акватории Финского залива. В июле начнется сооружение технологических платформ и вантового моста через Большую Неву. Полным ходом идут работы на Крестовском острове и на Канонерском.
Как сообщило агентство INFOLineсо ссылкой на представителя ICA, в ходе сооружения эстакадных участков магистрали на акватории генподрядчик будет использовать технологию так называемой надвижки. Эта технология позволяет выполнять работы на воде в период навигации. Для ускорения работ подрядчик разбил объект на десять секций. Работы на акватории Финского залива будут вестись на специально созданных временных технологических платформах. Уже сегодня они вместе с рабочими виадуками возведены в месте стыковки центрального участка с северным.
В проекте учитываются также климатические условия. По данным ICA, большая часть стройматериалов закупается у российских производителей.
Проект планируется реализовать за рекордно короткое время – три года. Иностранные специалисты утверждают, что применение новейших технологий и оборудования позволит им закончить проект в срок.

ЗСД стал первой в России платной трассой с автоматизированной системой сбора платы и крупнейшим в мире проектом государственно-частного партнерства в области платных дорог. Магистраль призвана не только разгрузить улицы Петербурга, но и стимулировать дальнейший рост экономики города.

 

Подготовила Наталья Соколова