ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Порт Усть-Луга – окно в  мир

Порт Усть-Луга – окно в мир

19 июня в балтийском порту Усть-Луга состоялись сразу два значимых события, позволяющих говорить о том, что порты Ленинградской области играют все более заметную  роль в развитии российской нефтегазовой промышленности.

Крупнейшие российские компании «НОВАТЭК» и СИБУР сегодня  активно реализуют свои интересы в балтийском порту.

От перевалки к переработке

«НОВАТЭК» запустил в эксплуатацию первую очередь Комплекса по переработке конденсата и перевалке продукции. История реализации этого проекта началась в 2007 г., когда в рамках VI Международного инвестиционного форума «Сочи-2007» ОАО «НОВАТЭК» подписало с ОАО «Компания Усть-Луга» инвестиционный контракт на создание Комплекса. За 6 лет в акватории Лужской губы на намывных территориях возведен крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс. Можно сказать, что это производственный объект «двойного назначения». Здесь будет перерабатываться стабильный конденсат в нафту, дизтопливо, керосин и другие фракции, а затем, с расположенного здесь же причала осуществляться отгрузка их потребителям.

Первая очередь Комплекса представляет собой установку по фракционированию стабильного газового конденсата мощностью 3 млн т в год, товарно-сырьевого парка емкостью 520 тыс. куб. м и глубоководного причала, способного принимать танкеры дедвейтом до 120 тыс. т.

Основной продукт Комплекса – нафта -  фракция использующаяся в нефтехимической промышленности и при производстве высокооктановых бензинов.  Кроме того, здесь будет производиться авиакеросин, дизельная фракция и судовое топливо. Реализация данного проекта для «НОВАТЭКа» означает качественный переход  от производства обычного конденсата к высокотехнологичным продуктам, имеющим  дополнительную стоимость. Кроме того, в процессе фракционирования образуется целая линейка продукции,  которая востребована российским и европейским рынком.

Знаменательно, что первый танкер с грузом 80 тыс. т нафты направился в другое полушарие – в Бразилию, в адрес нефтехимической компании Braskem. Таким образом, балтийские порты России – окно не только в Европу, но и на отдаленные перспективные рынки Латинской Америки и Азии.

Сегодня продолжается строительство второй очереди комплекса, включающей еще одну установку по фракционированию конденсата проектной мощностью 3 млн т в год. Ее завершение  планируется на  четвертый квартал 2013 года. С выходом Комплекса на полную мощность «НОВАТЭК» получает высокоэффективную производственную цепочку: добыча конденсата – его стабилизация на Пуровском заводе – транспортировка в Усть-Лугу – производство продуктов с высокой добавленной стоимостью – поставки их на мировые рынки.

Запуск нового комплекса в  Усть-Луге  позволяет значительно сократить протяженность маршрута перевалки конденсата, которая осуществляется сейчас  через беломорский порт Витино.  Для конечного потребителя это означает дополнительную экономию транспортных расходов.

Новый терминал – новые возможности

Стратегический ориентир СИБУРа — переработка газохимического сырья на территории России. С этой целью компания реализует масштабные проекты по строительству крупных нефтехимических производств. Дальнейший рост производства СУГ требует создания эффективных экспортных каналов, одним из которых стал запуск   крупнейшего в странах СНГ и первого на Северо-Западе России комплекса по  перегрузке сжиженных углеводородных газов в порту Усть-Луга. Грузооборот комплекса позволяет ежегодно переваливать до 1,5 млн тонн СУГ и до 2,5 млн тонн светлых нефтепродуктов.

Одной из уникальных особенностей терминала является наличие изотермического парка хранения СУГ. Это позволяет осуществлять приемку практически всех типов современных судов, в том числе судов-рефрижераторов. Кроме того, существенным  преимуществом терминала является возможность круглогодичной навигации, в том числе в ледовый период.

Мощности по перевалке светлых нефтепродуктов с резервуарным парком хранения объемом 100 тыс. кубометров создают дополнительную возможность по экспорту для российских нефтегазовых компаний.

Погрузка продукции на транспортные суда на терминале сегодня осуществляется с максимально возможной скоростью, с которой работают аналогичные терминалы в мире. Так, на загрузку газовоза грузовместимостью до 40 тыс. кубометров требуется не более суток, а на наполнение танкера грузовместимостью до 52 тыс. кубометров - не более 36 часов.

Терминал имеет выгодное географическое положение с выходом на рынки Северо-Западной Европы. В настоящее время традиционными направлениями экспорта российских объемов СУГ в Европу являются сухопутные поставки, зарубежные порты Черного моря и Балтики. Таким образом, терминал в Усть-Луге создает российскую инфраструктуру по морской перевалке, снижая зависимость от портов зарубежных стран. Появление нового комплекса на территории России позволяет СИБУРу сокращать транспортные издержки, направляя существующие экспортные потоки по более эффективному маршруту.

Комплекс СИБУРа в Усть-Луге позволяет также повысить экономическую привлекательность проектов по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), продуктами переработки которого являются, в частности, СУГ и светлые нефтепродукты.

Пуск двух объектов в Усть-Луге ускоряет превращение Запада Ленинградской области в крупный индустриальный центр. Для области это означает создание новых рабочих мест и увеличение налоговых отчислений, а для России в целом – изменение структуры ее экспорта, переход от поставок сырья к продуктам его переработки.

Порт Усть-Луга

Морской торговый порт Усть-Луга – ближайший к Евросоюзу из российских портов. Продолжительность навигации без использования ледоколов доходит до 326 дней в году.

В 2012 году в Усть-Луге было отгружено 15 млн тонн грузов. К 2020 году грузооборот может достичь 180 млн тонн в год. (Общий грузооборот российских морских портов в 2012 году составил 565,5 млн т),