ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/21 июль 2013 / Контрактная система и опыт закупок
Контрактная система и опыт закупок

Контрактная система и опыт закупок

С 2014 года система государственных и муниципальных закупок должна быть приведена в соответствие недавно принятому Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закономвводятся новые: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.

В многочисленных комментариях  к новому закону зачастую отмечается его несовершенство, наследование положений прежнего Федерального закона №94-ФЗ вместо того, чтобы использовать имеющийся международный опыт. В связи с этим представляет интерес ознакомиться с этим опытом на примере типового закона о публичных закупках, подготовленного ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли).

Общие принципы контрактной системы, провозглашенные в статье 6 закона №44-ФЗ, в целом соответствуют целям регламентации закупок ЮНСИТРАЛ: обеспечения максимальной эффективности, открытости процедур, развитие конкуренции и др.

Многие вопросы, которым в законе №44-ФЗ посвящены целые статьи, например о планировании и нормировании закупок, начальной максимальной цене контракта, единой информационной системе, практически не рассматриваются в типовом законе ЮНСИТРАЛ. Зато там очень подробно описываются условия участия поставщиков или подрядчиков, перечень квалификационных критериев, используемых для оценки участника закупок, а именно: профессиональные, технические и экологические квалификационные данные, профессиональная и техническая компетентность, финансовые ресурсы, оборудование и другие материальные возможности, управленческая компетентность, надежность, опыт и людские ресурсы для исполнения договора о закупках). Особое внимание обращается на точность указания объектов закупок и обоснование предъявляемых требований, например, при введении каких-либо ограничений на участие в закупках, на полноту предоставляемой сторонами закупок информации и правила изменения тендерной документации. Подробно описываются права поставщиков или подрядчиков, процедуры обжалования решений или действий закупающей организации.

Закон №44-ФЗ расширил перечень методов проведения закупок, приблизив его к рекомендациям типового закона, в котором перечислены: открытые торги; торги с ограниченным участием; запрос котировок; запрос предложений без проведения переговоров; двухэтапные торги; запрос предложений с проведением диалога; запрос предложений с проведением последующих переговоров; конкурентные переговоры; электронный реверсивный аукцион; закупки из одного источника. При этом в качестве универсального метода рекомендуются открытые торги.

Основным критерием оценки заявок как в Законе №44-ФЗ, так и в документе ЮНСИТРАЛ является цена, дополнительно могут использоваться: расходы на использование, эксплуатацию и ремонт, сроки поставки товаров, завершения работ или предоставления услуг, характеристики объекта закупок; когда это имеет значение при закупках - опыт, надежность и профессиональную и управленческую компетентность и т.д. При этом ЮНСИТРАЛ отмечает, что все неценовые критерии оценки, насколько это практически возможно, должны быть объективными, поддаваться количественному измерению и выражаться в денежной форме.

Заслуживают внимания предлагаемые ЮНСИТРАЛ меры против демпинга. Типовой закон не определяет количественных параметров демпинга и не допускает возможности демпингующей организации «откупиться» за счет дополнительного финансового обеспечения контракта. Закупающая организация может отклонить представление, если предложенная в нем цена в сочетании с другими составляющими элементами представления анормально занижена в отношении объекта закупок и вызывает у закупающей организации сомнения в способности поставщика или подрядчика, направившего представление, исполнить договор о закупках. Закупающая организация также отстраняет поставщика или подрядчика от участия в процедурах закупок, если       поставщик или подрядчик прямо или косвенно предлагает, дает или соглашается дать любому нынешнему или бывшему должностному лицу или служащему закупающей организации или другого правительственного органа вознаграждение в любой форме, предложение о найме на работу или любую другую ценную вещь или услугу с целью повлиять на совершение какого-либо действия, принятие решения или применение какой-либо процедуры закупающей организацией в процессе закупок; или в случае наличия конфликта интересов.

В ближайшее время строительному и проектному сообществу целесообразно заняться построением системы закупок, опирающейся на международные правила и стандарты, с участием национальных объединений. Это, конечно, не покроет сегмент государственного и муниципального заказа, но позволит отработать понятные правила проведения закупок, в которых учитываются интересы и потребителя, и подрядчика.

 

Заместитель председателя Комитета НОП по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности, директор СРО НПП “Союзпетрострой-Проект”        А.В. Уртьев, www.spbplan.ru