ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/21 июль 2013 / ООО «ПЕТЕР-ГИБ»: СТЕНА В ГРУНТЕ
ООО «ПЕТЕР-ГИБ»: СТЕНА В ГРУНТЕ

ООО «ПЕТЕР-ГИБ»: СТЕНА В ГРУНТЕ

Подземное строительство сегодня – особо актуальная тема для мегаполисов, где плотное автомобильное движение вынуждает людей строить под землей паркинги, магазины, а иногда и целые города…

Об одной из наиболее прогрессивных и универсальных технологий для устройства подземных сооружений, возводимых в открытых котлованах, рассказывает генеральный директор ООО «Петер-ГИБ» Сергей Николаевич Сотников.

«Стена в грунте». Бентонит

Технология «стена в грунте» впервые была освоена в Западной Европе. Ее одновременно начали применять итальянские и немецкие специалисты, и основана она на удивительных свойствах материала под названием «бентонит». Это добываемая в природе, белая порошкообразная глина, которую, благодаря большой адгезии (способности впитывать в себя различные компоненты), даже применяют в медицине. Опыты европейских специалистов по строительству показали, что в бентоните содержится только 10% твердого вещества, которое позволяет ему держать форму, поэтому они с успехом начали применять его в практике подземного строительства. Они уже не один десяток лет используют свойства бентонитовой глины для устройства различных подземных сооружений. Под защитой шпунта выбирается грунт, образовавшаяся полость заполняется сначала бентонитом, а потом бетоном.

Наиболее успешным проектом строительства подземного сооружения с применением бентонитовой технологии, разработанного специалистами ООО «Петер-ГИБ», является четырехэтажный подземный гараж универмага «Stockmann».

По проекту необходимо было обнести весь периметр котлована, который составлял более 300 м, шпунтом двух типов – HZи AZ (соединительным). Плотность застройки в этом районе такова, что шпунт должен был располагаться от близлежащих домов на расстоянии всего 3 м.

Для того чтобы фундаменты и стены соседних домов не получили серьезных повреждений, мы предложили загружать шпунт высокочастотным американским вибратором, и не прогадали: несмотря на то, что соседние дома находились просто в ужасающе аварийном состоянии, они не рухнули (работы выполнены   ОООО "КАРСТ").

Таким образом по трем сторонам периметра котлована погружен шпунт длиной 2,4 метра. И здесь возникла проблема: когда строители подошли вплотную к дому № 4 по ул. Восстания и укрепили его, как и другие соседние дома, так называемыми буроинъекционными сваями, где располагался «Фримас Отель», его владелец подал на «Stockmann» в суд с формулировкой «Вытащите ваши сваи из моего фундамента». Владельцам «Stockmann» пришлось пойти на серьезные дополнительные расходы и огородить «спорное место» «стеной в грунте».

Буросекущиеся сваи

Ещё одним способом устройства «стены в грунте» являются буросекущиеся сваи.

Современные свайные буровые машины функционируют так: на экскаваторной тележке монтируется мачта, на которой закрепляется вращатель с буром. Он работает таким образом, что одновременно с бурением скважины в нее вдавливается труба, и когда конструкция оказывается на проектной отметке, получается, что бетон, который уложен вместо вынутого грунта, дополнительно поддерживается стенками трубы, которая впоследствии выдергивается, то есть в грунте остается бетонная свая. И пока бетон не затвердел, в него опускается  арматурный каркас. Таким образом получается буровая свая. До чего додумались немецкие специалисты?

При свайных работах нечетные сваи (1,3,5,7 и т. д.) не армируются. Промежутки между ними бурятся таким образом, что одновременно с грунтом захватывается бетон уже установленных свай, и уже в образовавшиеся скважины погружается арматурный каркас. Это тоже технология «стена в грунте», но не требующая применения бентонита, поскольку стенки скважины  обсажены трубой.(значительную часть этих свай выполнила известная фирма ЗАО "Геострой, руководитель к.т.н. А.И.Осокин).

По такой технологии нашими специалистами была изготовлена 8-метровая подпорная стенка  в  ТЦ "ГАЛЕЕЯ" Лиговском проспекте.

Еще в 90-х годах прошлого века на месте нынешнего ТД «Галерея» специалисты компании «Scanska»  собирались строить вокзал для высокоскоростных поездов направлением «Санкт-Петербург – Москва». Проект производился на средства английского банка под личное поручительство Бориса Ельцина. Но когда в 1998 году случился экономический кризис, наш бывший президент через прессу официально отказался от поручительства и западные специалисты быстро «собрали чемоданы» и уехали, оставив на 10 лет огромную яму на Лиговке. При этом они успели сделать около 1000 свай и даже вынуть довольно много грунта – настолько много, что соседний Дом Перцева (Лиговка, 44), представляющий историческую и архитектурную ценность, получил серьезные повреждения.

С большими сложностями при этом пришлось столкнуться и железнодорожникам, поскольку платформа №1 Московского вокзала располагается как раз по одной из сторон периметра вырытого котлована, и она, разумеется, начала в него падать. Специалисты железной дороги, конечно, кое-как ее укрепили, но ненадолго…

И только в начале нового века по проекту «Петер-ГИБ» здесь была изготовлена подпорная стенка из 320 буросекущихся свай со свободной  высотой 8 метров. Могу сказать, что мы до сих пор гордимся этим проектом, поскольку ни во время, ни после строительства не получили ни одного замечания от железнодорожников, и стена сегодня выглядит впечатляюще.

Беседовал Евгений Бжезински