ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/21 июль 2013 / Что поддержит отечественного производителя?
Что поддержит отечественного производителя?

Что поддержит отечественного производителя?

По данным Росстата, только в 2012 году было введено более 65,2 млн кв. метров жилой недвижимости, что составило 104,7% к 2011 году. В свою очередь потребление цемента в 2012 году составило 63,8 млн тонн (+13% по сравнению с 2011 г.), а объем его производства – 61,6 млн тонн (+10% к 2011 году). При этом, по данным Федеральной таможенной службы, в 2012 году резко выросли объемы ввозимого в Россию импортного цемента и достигли самых высоких показателей за последние 5 лет: более 4,5 млн тонн. Рост импортных поставок составил 81% по сравнению с 2011 годом, а по сравнению с 2010 год объемы импорта возросли в 4 раза.

– По большому счету объем импортированного цемента на территорию РФ в 2012 году равен годовому объему производства двух крупных цементных заводов. Таким образом, можно говорить о фактическом замещении отечественной продукции импортной. При том, что уже сегодня российские производители способны полностью обеспечить строительный комплекс страны качественным цементом: в 2013 году его производство превысит 100 млн. тонн, – отмечает исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Михаил Киселев. – Такой рост импорта, какой мы наблюдаем сегодня, – это катастрофа для российского производителя. На настоящий момент бизнес сформировал инвестиционную привлекательность отрасли, инвестировав в модернизацию существующих заводов и строительство новых мощностей более 11 млрд долларов. Учитывая стоимость кредитов и длительные сроки окупаемости и стоимость самих проектов, дальнейший рост импорта приведет к сворачиванию инвестиций, что негативно скажется на проведении модернизации отрасли.

Вопросы конкурентоспособности российских производителей цемента обсудили в ходе делового разговора

Сергей Моисеев, генеральный директор ООО «НордСтройИнвест» – официального представителя ОАО «Мордовцемент» в Северо-Западном регионе

Сергей Морозов, заместитель генерального директора – технический директор ЗАО «Пикалевский цемент»

– Как отмечают аналитики, доля импорта на российском рынке цемента постепенно возрастает. Насколько конкурентоспособен импортный цемент по качеству и цене? Необходимо ли применение каких-либо рычагов для снижения доли импортного цемента?

Сергей Моисеев:

– В целом на данный момент ситуация позитивная. Производство цемента в январе-апреле 2013 года увеличилось на 10,5% к уровню января-апреля прошлого года и составило 16,6 млн. тонн. Потребление цемента в январе-апреле 2013 года увеличилось на 11,9% по сравнению с январем-апрелем прошлого года до 17,5 млн. тонн. Но на ближайшие два-три года дальнейшего роста рынка не ожидаем из-за замедления экономического роста в стране, снижения цен на углеводородное сырье на мировых рынках, сокращения потока нефтедолларов в бюджет, а значит, и сокращения финансирования крупнейших инфраструктурных проектов. Кроме того, негативно влияет на ситуацию импорт дешевого цемента из-за рубежа (относительно СЗФО – импорт из Белоруссии, Прибалтики, Северной Европы).

В январе-апреле 2013 года объем импорта цемента вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 381 тыс. тонн (+41,8%) до 1 293 тыс. тонн. Основными странами –поставщиками цемента в РФ за этот период являлись: Турция – 431 тыс. тонн (+28,5% к январю-апрелю 2012 года), Республика Беларусь – 262 тыс. тонн (+28,9%), Иран – 182 тыс. тонн (рост в 3,5 раза) и страны Балтии – 144 тыс. тонн (+9,5%).

      Считаем, что увеличение доли импорта цемента в СЗФО связано с нехваткой высококачественных цементов высоких классов прочности (ЦЕМ I42,5, ЦЕМ I52,5) отечественного производства. В большинстве случаев это связано с технологической отсталостью предприятий, нехваткой квалифицированных кадров.

 По качеству и цене импортные цементы составляют серьезную конкуренцию отечественным производителям на рынке СЗФО. Эти цементы характеризуются высокой удельной поверхностью (ЦЕМ I42,5 – 380÷400 м2/кг; ЦЕМ I52,5 – более 400 м2/кг), быстрым набором прочности в ранние сроки твердения цементного камня, высокими прочностными характеристиками после 28 суток твердения, но бетоны, изготовленные на основе таких цементом (Или неправильный падеж, или пропуск слов!) с очень высокими значениями удельной поверхности, не обладают достаточной долговечностью из-за отсутствия частиц размером от 60 до 100 мкм, которые отвечают за набор прочности цементного камня в более поздние сроки твердения (более 1 года). Отечественные строители, к сожалению, не придают большого значения вопросам долговечности бетона. В качестве приоритета они выбирают максимально быстрый набор прочности цементного камня, что обеспечивает более быстрое выполнение строительных работ.

 С 1 июля 2013 года вступил в силу ГОСТ Р 55224-2012 «Цементы для транспортного строительства. Технические условия». В нем устанавливаются технические требования к цементам для бетонов дорожных и аэродромных покрытий (обозначение «ДП»), бетонов дорожных оснований (обозначение «ДО»), для железобетонных изделий и мостовых конструкций (обозначение «ЖИ»), применяемых в транспортном строительстве. Впервые прописываются пороговые значения для удельной поверхности для цементов с обозначениями «ДП» (от 270 м2/кг до 350 м2/кг), вводится ограничение по содержанию щелочных оксидов для цементов с обозначением «ДП» (для бетона дорожных и аэродромных покрытий): для низкощелочного цемента – не более 0,6 %, для всех цементов с обозначением «ДП» – не более 0,8 %. Введены эти ограничения для обеспечения долговечности бетона для транспортного строительства (повышение морозостойкости, трещиностойкости). Импортные цементы, ввозимые в настоящее время в СЗФО не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55224-2012 по удельная поверхности (более 350 м2/кг), содержанию щелочных оксидов (более 0,8%) и не могут использоваться в бетонах дорожных и аэродромных покрытий, для железобетонных изделий и мостовых конструкций

Сергей Морозов:

–Сложившаяся ситуация уже вызвала беспокойство Правительства РФ. В начале октября 2012 года Дмитрий Медведев дал поручение о приведении в соответствие национальных и разработке межгосударственных стандартов на требования к цементу и методам его испытаний, гармонизированных со стандартами Европейского союза и с международными стандартами (ИСО). На настоящий момент Министерством регионального развития РФ разработан проект Технического регламента ТС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» – документа, призванного установить среди прочего требования к качеству строительных материалов. Работу над ним ведут ведомства РФ и Таможенного союза. Однако, по мнению экспертов рынка, предусмотренная актуальной редакцией этого документа оценка соответствия строительных материалов в форме декларирования является полумерой, поскольку исключает реальную и эффективную оценку качества цемента, к которой относятся сертификация, аудит производства и т. д.

Например, для того чтобы получить знак маркировки ЕС (подтверждение соответствия стандартам качества Европейского союза), в Европе производитель цемента должен пройти не только начальный осмотр предприятия-производителя, но и допустить экспертов к непрерывному производственному контролю, а также регулярно проводить испытания образцов, отобранных до размещения продукции на рынке. В России такой жесткий контроль качества ввозимого в страну и на территорию Таможенного союза цемента отсутствует.

 

– Можно ли отметить тенденцию увеличения спроса на высокомарочный цемент? Насколько активно он используется, действительно ли его производство возрастает? Удовлетворен ли спрос на эту продукцию на рынке Северо-Запада?

Сергей Морозов:

– Сегодня на строительном рынке Северо-Западного региона наблюдается тенденция перехода на высокомарочный цемент. Прежде всего это связано с поиском путей для сокращения издержек. Высокомарочный цемент является более универсальным материалом, чем добавочный цемент. Его можно применять как для изготовления высокопрочных изделий, так и для несущественных строительных работ.

На ЗАО «Пикалевский цемент» выпуск бездобавочных цементов типов ЦЕМ I42.5Hи ПЦ 500-Д0Н, пользующихся особым спросом среди потребителей и отличающихся высоким качеством, за 2012 год вырос более чем на 61 % по сравнению с 2011 годом. Показатель выпуска цементов данного типа является самым высоким за все время работы предприятия.

Сергей Моисеев:

– В России производить цементы класса прочности 52,5 и выше способно лишь небольшое количество заводов (5–6 предприятий), где есть современное оборудование (помол цемента по замкнутому циклу). ОАО «Мордовцемент» является на данный момент одним из самых современных предприятий, которое сертифицировало и производит цемент ЦЕМ I52,5.

Технологии строительства постоянно развиваются, что требует применения высокотехнологичных материалов, таких как высокофункциональные бетоны (HPC). Под бетонами HPC понимают бетоны, соответствующие специальным требованиям к функциональности и универсальности (высокая прочность, необходимая удобоукладываемость, сохраняемость свойств во времени, способность к самоуплотнению).

В Европе бетоны HPC применяются в строительстве с 1980-х годов, поэтому и высокомарочного цемента производится достаточно много. В России эти бетоны начали применять сравнительно недавно, поэтому цемента класса прочности 52,5 и выше производилось немного, но в настоящее время ситуация меняется. В ближайшие годы спрос на высокофункциональные бетоны будет расти, а значит высокомарочного цемента будет производится больше.

– В мировой практике 90% предприятий используют сухой способ производства цемента. Однако значительная часть российских предприятий до сих пор используют затратный «мокрый» способ производства продукции. Насколько экономически эффективен перевод производства с «мокрого» на сухой способ?

Сергей Моисеев:

– В нынешних реалиях, когда ежегодно растет импорт дешевого зарубежного цемента приемлемого качества, модернизация производства просто необходима. На данный момент наиболее прогрессивной и экономически выгодной считается технология производства цемента по сухому способу. В январе 2011 введен в эксплуатацию новый цементный завод ОАО «Мордовцемент», мощностью 2,5 млн тонн цемента в год, работающий по сухому способу. Также в 2007 году на территории Старо-Алексеевского цементного завода (входит в состав ОАО «Мордовцемент») введена в эксплуатацию линия полусухого способа производства цемента мощностью 2300 тонн в день.

Доля предприятия в общем производстве цемента в России в прошлом году составила порядка 7,5%. В 2013 году планируется произвести 5700 тыс. тонн цемента.

Сергей Морозов:

– В настоящее время на всех предприятиях холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» планируется модернизация предприятий. В том числе на ЗАО «Пикалевский цемент» планируется строительство новой линии по сухому способу производства цемента.

– Известно, что на рынке цемента много контрафактной продукции. Какие меры необходимо принимать для борьбы с некачественной или поддельной продукцией?

Сергей Моисеев:

– ООО «Нордстройинвест» (См. выше: НордСтройИнвест. Как правильно?) является единственным официальным поставщиком продукции ОАО «Мордовцемент» В СЗФО. Специалистами компании отслеживается весь путь цемента, начиная от цементного завода и заканчивая поставками бетона или бетонных изделий в строительные организации. Таким образом, пресекается поставка любой контрафактной продукции в СЗФО.

Сергей Морозов:

– В 2012 году в Россию цемент импортировался из более чем 40 стран, среди которых Турция, Иран, Китай, где климатические и другие условия (и соответственно, требования к характеристикам цемента) значительно отличаются от российских. Так, согласно заключению Испытательно-исследовательского центра строительных материалов, изделий и конструкций ГУП «НИИ «Мосстрой», «…применение сегодня импортного цемента ведет к снижению прочности характеристик и сроков долговечности строящихся объектов, и в ряде случаев должно быть просто запрещено».

Усугубляет проблему и то, что в России на сегодняшний день отсутствует обязательная сертификация качества цемента. В первую очередь это связано с тем, что на настоящее время нет технических регламентов, определяющих требования к качеству ввозимой продукции. Это означает, что качество цемента не подлежит обязательному подтверждению соответствия, что влечет за собой практически отсутствие государственного контроля, гарантирующего его качество, и резко снижает безопасность построенных объектов.

Иными словами, импортный цемент не сертифицируется или добровольно сертифицируется только первая партия. А цемент, поставляемый в дальнейшем, не проверяется на соответствие заявленному качеству и может быть заменен поставщиком на цемент более низкого качества. Более того, по словам участников рынка, получить добровольный сертификат на импортный цемент в России не является проблемой. Сертификаты на ряд цементов иностранного производства выдаются сертификационными органами, не имеющими собственных лабораторий и с наличием грубейших несоответствий требованиями ГОСТа. Например, сертификат можно получить за один день, в то время как стандартная процедура проверки качества цемента длится не менее двух месяцев, так как результаты испытаний известны только на 28-е сутки (Два месяца – это не 28 суток).

Таким образом, существующая сегодня добровольная система стандартизации и практически отсутствующий контроль качества импортного цемента влекут за собой целый ряд негативных последствий, влияющих на безопасность строительства. А это, в свою очередь, создает угрозу для тех, кто будет эксплуатировать дома, дороги, мосты, аэродромы, плотины и многие другие объекты, построенные на некачественном цементе.

 Подготовил Евгений Герасимов