XXI siezd
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/14/ сентябрь 2012 / Инновационные технологии в дорожно-транспортном строительстве
Инновационные технологии в дорожно-транспортном строительстве

Инновационные технологии в дорожно-транспортном строительстве

 

Рассказывает генеральный директор ЗАО «ПО «Возрождение» Сергей Николаевич Новиков.

Инновации повышают срок службы дорог, позволяют снизить стоимость их содержания и ремонта. Несмотря на то, что сегодня не существует нормативных актов, обязывающих строителей и проектировщиков применять новые материалы при строительстве дорог, компании осознают важность прогресса и за свой счет осваивают передовые технологии.

ЗАО «ПО «Возрождение» (входит в состав ГК «Возрождение») в 2010 году продемонстрировало петербургскому строительному рынку европейские технологии, позволяющие повысить эффективность строительства и обеспечить безопасность на дорогах.

При капитальном ремонте одной из центральных магистралей Петербурга – проспекта Добролюбова – применялась технология стабилизации основания методом холодного ресайклинга. Этот технологический процесс предусматривает использование старых дорожных слоев – асфальта, бетона.

При капитальном ремонте дороги по традиционной технологии требуется укладка и укатывание каждого слоя дорожной конструкции отдельно. Ресайклер же, смешивая в барабане песок, битум, щебень и цемент, выдает уже готовое дорожное полотно, которое потом нужно только уплотнить. Главный дополнительный компонент, необходимый для восстановления дороги, – вспененный битум. Все остальные составляющие можно найти на месте путем переработки старого покрытия. И уже через сутки по такой дороге можно ездить. Ресайклинг экономичен, поскольку имеющееся основание и покрытие перерабатываются на глубину 50 см. Ресайклинг – экологичен: на месте обработки не остается материалов старого покрытия. Более того, дорожное полотно может перерабатываться не один раз, как полностью, так и частично – за счет фрезерования только верхнего слоя. В большинстве случаев технология ресайклинга позволяет сократить срок реконструкции дороги примерно втрое.

В ходе реконструкции трассы федерального значения М­20 «Санкт­Петербург – Киев» (Киевское шоссе) специалистами компании в качестве эксперимента в разделительной полосе участка шоссе было установлено парапетное ограждение из монолитного армированного бетона. Такое ограждение является весьма эффективным средством пассивной безопасности и считается наиболее подходящим для современной скоростной трассы. Устройство экспериментального ограждения было согласовано в середине 2010 года КРТИ, первоначально экспериментальное ограждение устанавливалось на участке трассы между Красносельским и Волхонским шоссе, но в 2011 году фронт работ был увеличен на 1500 м от Красносельского шоссе в сторону поселка Дони. Общая протяженность ограждения составила 9000 м.

Вместо привычных металлических конструкций был установлен монолитный железобетонный профиль в форме сложной трапеции. Эта форма ограждения была разработана британским институтом бетона Britpave и соответствует европейским нормам EN1317, на основе которых разрабатывался российский ГОСТ 52607­2006. При боковом столкновении с таким ограждением автомобиль касается его, в первую очередь, колесными дисками. За счет трения дисков о бетон энергия движения гасится, и автомобиль снижает скорость с минимальными повреждениями. При этом угол отлета не превышает 5 градусов – машину не заносит и не выбрасывает на другие полосы. Конструкция рассчитана на воздействие до 450 кДж и эффективна даже при столкновении с ней большегрузного транспорта (способна выдержать столкновение 20­тонного автобуса, движущегося со скоростью 75 км/ч). Барьерное ограждение не дает фарам встречных автомобилей ослепить водителя, в большей безопасности на этой дороге находятся и мотоциклисты.

Подобные ограждения давно применяются на магистралях Европы, в США, в Израиле. Схожая технология использована и на МКАД. Но если в Москве заграждение собрано из отдельных блоков, то на Киевском шоссе в Петербурге установлен монолитный профиль, отлитый на месте специальной дорожной машиной – бетоноукладчиком со скользящими формами. Это более современная и эффективная технология. Она не требует затрат на доставку и временное хранение блоков. Арматура заправляется прямо в бетоноукладчик со специальным навесным оборудованием, а бетон подается на его конвейер из автобетоносмесителя. Специально разработанная бетонная смесь с улучшенными свойствами производится и поставляется бетонным заводом, входящим в состав ГК «Возрождение».

Нововведение, позволяющее предотвращать тяжелые ДТП с наездом на пешеходов, было также предложено Петербургу специалистами компании в 2010–2011 годах. Речь идет о так называемых «хампах» – пешеходных переходах, приподнятых над проезжей частью. Эта технология давно и успешно применяется в европейских городах и позволяет существенно снизить аварийность на дорогах и повысить уровень культуры вождения.

Конструкция «хампа» выглядит как невысокая, но продолжительная (4 м) волна на дороге. Автомобилист, чтобы уберечь подвеску автомобиля, вынужден при проезде снизить скорость перед пешеходным переходом.  Впервые «хампы» появились в процессе капитального ремонта пр. Чернышевского. Они выполнены из 2 сортов гранита с нанопокрытием, предотвращающим попадание влаги внутрь камня.

В 2011 году такие же гранитные «зебры» на пешеходных переходах были установлены на Кронверкском проспекте и по оценке независимых экспертов (сотрудники ГИБДД) в разы снизили количество аварий с участием пешеходов.

 

Информация предоставлена пресс­-службой

ЗАО «ПО «Возрождение»