XXI siezd
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 04/14/ сентябрь 2012 / НОВЫЙ «ПУЛКОВО» – ПРИМЕР УДАЧНОГО ГЧП
НОВЫЙ «ПУЛКОВО» – ПРИМЕР УДАЧНОГО ГЧП

НОВЫЙ «ПУЛКОВО» – ПРИМЕР УДАЧНОГО ГЧП

2 августа руководство ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (оператора аэропорта «Пулково») совместно с Министерством транспорта Российской Федерации провело для представителей министерств транспорта экономик АТЭС презентацию проекта нового пассажирского терминала и экскурсию по строительной площадке.

Напомним, что аэропорт «Пулково» является одним из самых успешных примеров использования механизма государственно­частного партнерства и его реконструкция представляет собой не только новый подход к строительству стратегически важных объектов, но и серьезный инвестиционный интерес.

Участники рабочей группы АТЭС по транспорту особое внимание уделяют рассмотрению вопроса инвестиций в транспортную инфраструктуру, а также необходимости максимально использовать ресурсы и возможности использования частного сектора путем создания государственно-­частных партнерств, что обеспечит капитал, необходимый для ликвидации дефицита инвестиций в транспортной инфраструктуре. Надо сказать, что использование механизма ГЧП применительно к задаче привлечения частных инвестиций для развития аэропортов является сравнительно новым подходом в мировой практике.

В ходе презентации проекта развития аэропорта представители ООО «Воздушные ворота Северной столицы» поделились уникальным для России опытом по применению схем государственно-­частного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры. Проект будет осуществляться в три этапа, сроки которых, по словам руководства управляющей компании, могут корректироваться в зависимости от динамики увеличения пассажиропотока. В ходе первого этапа развития управляющая компания приступила к строительству основных объектов – главного здания нового централизованного пассажирского терминала, Северной посадочной галереи, а также транспортной двухуровневой эстакады. Пропускная способность нового объединенного пассажирского терминала после завершения реконструкции «Пулково­1» в 2014 году по прогнозам составит 14 млн пассажиров в год с возможностью увеличения до 17 млн в краткосрочной перспективе. Первый этап также включает модернизацию воздушной зоны аэропорта. Активное развитие получит прилегающая территория, будут возведены парковочный комплекс, отель и бизнес-­центр. Вторая очередь строительства предполагает дальнейшее расширение площадей для обслуживания пассажиров. В рамках завершающего этапа развития аэропорта «Пулково» будет осуществлено строительство сателлита в центральной части перрона.

После презентации проекта развития аэропорта «Пулково» представители рабочей группы АТЭС посетили строительную площадку нового централизованного терминала, где генеральный директор ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Сергей Эмдин ознакомил гостей с ходом работ. За время посещения участники делегации получили самую последнюю информацию о текущем этапе строительства и начале контрактации оборудования для будущего терминала и энергоцентра.

Сегодня на площадке работает 2 271 человек, в строительстве участвуют 34 субподрядных организации. Каркас главного здания нового централизованного пассажирского терминала готов на 100%. Строители монтируют несущие конструкции крыши и фасада здания.

По словам менеджера проекта Йохана Хертера, при разработке архитектурных и дизайнерских решений нового терминала учитывался «дух Петербурга» – многие конструкции и детали оформления напоминают о волнах, воде и мостах города.

«Это абсолютно международный проект, – говорит г-­н Хертер, – поскольку генподрядчик – турецко-­итальянская компания Astaldi Ictas JV, и при строительстве объекта учитывается российский, турецкий и итальянский менталитеты».

Основные строительные работы на объекте выполняют турецкие рабочие, итальянские специалисты занимаются вопросами финансирования и менеджментом. С тех пор как проект генерального проектировщика «Пулково» прошел экспертизу в стадии УП (правда, только по терминалу), все функции управления строительными работами были переданы Astaldi Ictas JV.

Параллельно ведутся работы по монтажу скайлайта – уникальных элементов системы естественного освещения здания. Начаты фасадные работы, идет монтаж труб и воздуходувов, а также электромонтажные работы. Близятся к завершению предварительные отделочные работы: установлены внутренние стены и перегородки, ведутся штукатурные работы и стяжка пола. Для успешного хода строительства были подписаны договоры на поставку оборудования для будущего терминала, заключены контракты на поставку лифтов, эскалаторов и систем обработки багажа. Все компании являются признанными лидерами в своей отрасли – оборудование, производимое ими, сегодня используется при строительстве и обустройстве самых современных и высокотехнологичных объектов в мире.

Наряду с успешным развитием проекта остаются нерешенными некоторые вопросы дорожной инфраструктуры и подъездных путей к обновленному аэропорту, – но это уже, скорее, проблема города.

***

Несколько лет назад было предложено создать рельсовое сообщение, ведущее от «Пулково» к станции метро «Звездная» – данный проект до сих пор не одобрен. Отразится ли это на работе аэропорта и не ждет ли с увеличением пассажиропотока Московский проспект, и без того страдающий от бесконечных пробок, новый транспортный коллапс? Своим мнением по этому поводу с журналистом «СТО Строительство Технологии Организация» поделилсягенеральный директор ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Сергей Эмдин:

– Как компания оператор аэропорта «Пулково», мы считаем, что введение дополнительного, например, рельсового транспорта совершенно необходимо. Если посмотреть на международный опыт, то при аэропортах во всех мегаполисах мира он существует – это трамвайная линия, монорельса или метро. К сожалению, на сегодняшний день нет определенности по проекту аэроэкспресса, который начал было развиваться 2 года назад.

– Это может как-­то сказаться на сроках сдачи нового терминала?

– Нет, это никак не связано. Терминал и привокзальная площадь будут сданы в срок. Всю необходимую территорию, которая потребуется под рельсовый транспорт, мы подготовим. Таким образом, в любой момент либо город, либо другой инвестор сможет начать развивать этот проект.

– Сколько времени может понадобиться для строительства рельсового пути?

– Сложно сказать, все зависит от финансирования. Если говорить о тех разработках, которые уже есть, полагаю, около 2–3 лет с начала развития проекта.

– Но ведь это может произойти через год или два, а терминал к 2014 году уже может работать на полную мощность – и пассажиропоток вырастет до 17 млн человек?...

– Действительно, на сегодняшний день можно констатировать, что к открытию терминала запуска дополнительного транспорта не произойдет. Однако это не критично в течение первого года, поскольку пассажиропоток в первое время не будет превышать 13 млн человек. Разумеется, рано или поздно специальный транспорт должен будет появиться – будем надеяться на лучшее.

– Насколько проект нового терминала «Пулково», по-­вашему, уникален для России и для Петербурга в частности?

– Проект развития аэропорта является стратегическим для нашего города и его успешная реализация во многом возможна благодаря активной поддержке Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и администрации Санкт-­Петербурга. Аэропорт строится по последнему слову техники с применением всех технологий, которые использовались при строительстве ведущих аэропортов мира. Важным фактором является также то, что на территории объекта  разместится энергоцентр, работающий по принципу тригенерации, то есть будет вырабатывать не только электроэнергию, но также тепло и холод, и будет обслуживать как сам терминал, так и привокзальную площадь и другие сооружения аэропорта.

 

Беседовал Евгений Бжезински