ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/52 ИЮНЬ 2017 / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ: НА ПУТИ К МОДЕРНИЗАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ: НА ПУТИ К МОДЕРНИЗАЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ: НА ПУТИ К МОДЕРНИЗАЦИИ

Планомерное обновление парка подвижного состава – одно из ключевых условий развития железнодорожной отрасли. Объем инвестиций, направленный на обновление тягового подвижного состава на полигоне Октябрьской железной дороги в 2017 году, составит порядка 8,5 млрд рублей.

В настоящий момент локомотивный комплекс Октябрьской железной дороги включает в себя более 1600 локомотивов 48 различных серий, из которых 44% – электровозы и 56% – тепловозы. Доля новых локомотивов составляет 24% от их общего количества.
 
Первые лица магистрали: локомотивы
В 2017 году Октябрьская железная дорога планирует закупить 95 локомотивов. Парк тягового подвижного состава пополнят 51 электровоз 2ЭС5К «Ермак», три тепловоза ТЭП70БС, четыре магистральных грузовых электровоза постоянного тока 3ЭС4К «Дончак» и 37 маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ. Локомотивы производятся Новочеркасским электровозостроительным, Брянским машиностроительным и Коломенским заводами.
Технические характеристики новых локомотивов позволяют обеспечить повышение таких качественных показателей использования подвижного состава, как среднесуточный пробег, производительность, участковая и техническая скорость, а также вес поезда.
Электровозы 2ЭС5К «Ермак» являются самыми передовыми по техническому оснащению и системам безопасности на сети железных дорог. Одно из значимых преимуществ электровозов данной серии по сравнению с электровозами ВЛ80С – повышение мощности на 5–7%. Кроме того, «Ермаки» менее энергозатратны, у них увеличен пробег между ремонтами и техническим обслуживанием, что дает возможность снизить эксплуатационные расходы.
Электровоз 3ЭС4К «Дончак» отличается от двухсекционной модели предыдущего поколения наличием бустерной (промежуточной) секции, увеличивающей его мощность в 1,5 раза, что обеспечивает вождение грузовых составов массой 6 тыс. тонн. Переход к эксплуатации таких локомотивов позволит увеличить массу поездов, скорость доставки грузов, уменьшить время оборота вагонов и расходы на содержание подвижного состава. Интересно, что в данных электровозах значительно улучшены условия работы локомотивных бригад. В частности, электровоз оборудован кондиционером, холодильником и биотуалетом.
Тепловоз ТЭП70БС предназначен для вождения пассажирских поездов повышенной комфортности на не­электрифицированных участках железных дорог. Этот магистральный тепловоз может ехать со скоростью до 160 км/ч. Такие локомотивы способны принести существенную прибыль и оптимизировать расходы на рейсах, предполагающих перевозку большого количества пассажиров.
Говоря о тепловозе ТЭМ18ДМ, следует отметить, что он пришел на смену маневрового тепловоза ТЭМ2 – одного из самых распространенных на российской сети железных дорог. В тепловозе новой модификации запроектирована более мощная дизель-генераторная установка, позволяющая снизить удельный расход топлива.
 
Новые технологии как вектор развития
На полигоне Октябрьской железной дороги реализованы некоторые инновационные технологии, позволившие улучшить качество обслуживания и значительно сократить эксплуатационные расходы.
Так, уже с декабря 2014 года пассажирский поезд № 31/32 сообщением Москва – Хельсинки обслуживается электровозом серии ЭП-20 (приписки Московской дирекции тяги) и бригадами Октябрьской дирекции тяги на участке Москва – Вайниккала. ЭП20 задуман как головной проект масштабной программы разработки широкого ряда российских электровозов нового поколения с асинхронным тяговым приводом. Он запроектирован «Трансмашхолдингом» с использованием ряда технических решений французской компании Alstom и серийно выпускается на Новочеркасском заводе. Электровоз ЭП20 считается воплощением высокотехнологических разработок. Он может работать как на постоянном, так и на переменном токе и способен тянуть до 24 вагонов.
Еще один положительный пример – внедрение на полигоне магистрали грузовых тепловозов серии 2ТЭ116у (приписки эксплуатационного локомотивного депо Дно) и 2ТЭ116уд (приписки Северной дирекции тяги). Эти локомотивы являются более современными, мощными, экономичными, чем тепловозы 2ТЭ116. Их использование позволило реализовать полигонную технологию работы. Теперь грузовые поезда, проходящие через стык Сонково, следуют там без смены локомотива. Это дало возможность не только сократить потребность в локомотивах, но и почти на 20% повысить пропускную способность участка Ярославль – Сонково – Дно.
Переход от регионального управления перевозочным процессом к полигонным принципам организации движения – одна из приоритетных задач в работе всего производственного блока ОАО «РЖД». На Октябрьской железной дороге перспективным для развития полигонных технологий является направление Бабаево – Лужская (составная часть стратегического направления Кузбасс – Северо-Запад). Его развитие будет происходить за счет электрификации участка Гатчина – Лужская. Благодаря переводу локомотивов с тепловозной тяги на электровозную, участковая скорость на данном направлении увеличится на 0,54 км/час, а производительность локомотива рабочего парка – с нынешних 3850 тыс. тонно-километров брутто до 4400 тыс. тонно-километров брутто.
Проект планируется реализовать уже в 2017 году.
 
Перспективы близкие и далекие
В настоящий момент в эксплуатационном локомотивном депо Дно (оборотное депо Псков) проводится опытная эксплуатация принципиально нового локомотива маневрового газотепловоза с газопоршневым двигателем ТЭМ19. Данный локомотив работает на сжиженном природном газе, что позволяет сократить выбросы вредных веществ и снизить эксплуатационные расходы.
Что касается обновления парка подвижного состава для пригородных направлений, то Октябрьская дирекция моторвагонного подвижного состава направила в центральный аппарат ОАО «РЖД» потребность в обновлении приписного парка в количестве 144 вагонов или 18 электропоездов. Программа рассчитана на период 2017–2019 годов. Предполагается приобрести 16 вагонов в 2017 году, 48 вагонов – в 2018 году и 80 вагонов в 2019 году серии ЭП2Д производства ОАО «Демидовский машиностроительный завод» для замены электропоездов серии ЭР2Т производства Рижского вагоностроительного завода. В настоящий момент заявка находится на рассмотрении.
Подготовила Елена Никитченко