дс2017шапка
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/52 ИЮНЬ 2017 / ПОДЗЕМНОЕ БУДУЩЕЕ ПЕТЕРБУРГА
ПОДЗЕМНОЕ БУДУЩЕЕ ПЕТЕРБУРГА

ПОДЗЕМНОЕ БУДУЩЕЕ ПЕТЕРБУРГА

Особенности расположения Санкт-Петербурга заставляют его иметь свой, особенный подход к любому делу. Вопросы подземного строительства здесь не исключение.

О современных методах освоения подземного пространства в Северной столице, а также о петербургском подходе к ним рассказывает генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков, президент Российского общества по внедрению бестраншейных технологий (РОБТ), заместитель председателя комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ, член совета директоров от Европы Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов (ACUUS) Сергей Николаевич Алпатов.
 
– В чем, на ваш взгляд, может заключаться «петербургский подход» к освоению подземного пространства?
– Наш замечательный город славен уникальной архитектурой и садово-парковыми ансамблями. Без освоения подземного пространства невозможно сохранить исторический центр и вместе с тем создать комфортные условия проживания для людей. Очевидно, что инфраструктура, созданная столетия назад, не в состоянии удовлетворить современные потребности. Горожанам нужны парковки, магазины шаговой доступности, спортивные и культурные центры, парки и зоны отдыха. Реализовать эти проекты в условиях высотного регламента и фактического отсутствия наземных участков под застройку можно лишь посредством комплексного освоения подземного пространства.
 
– С чем, по-вашему, больше связано медленное развитие подземного пространства в Северной столице – с разумной экономией или оправданной осторожностью?
– До сих пор распространены стереотипы о невозможности строительства подземных сооружений в петербургских грунтах («болотах») и их непомерной дороговизне. Однако современные технологии позволяют строить в любых гидрогеологических условиях не только безопасно, но и экономически целесообразно. Если считать не только затраты на строительство, но и стоимость высвобождаемых земель, учитывать экономическую эффективность при эксплуатации подземных сооружений, то становится очевидно: затраты на строительство подземных и наземных сооружений вполне сопоставимы.
Во всем мире считается нормой, если 25% от общих капиталовложений в строительство относится к развитию подземной инфраструктуры. На сегодняшний день даже в Москве этот показатель на порядок ниже. 
Ведомственная разобщенность, отсутствие долгосрочного планирования, современной законодательной и нормативно-технической базы не способствуют увеличению объемов подземного строительства. Вопросы освоения городского подземного пространства должны решаться комплексно: необходим государственный орган, координирующий работу над проектами и занимающийся вопросами развития подземного пространства на перспективу. Хочется отметить, что Петербург – один из немногих городов с вековой историей, который строился согласно градостроительному плану. И сегодня освоение подземного пространства должно идти в соответствии с соответствующим разделом Генерального плана развития Санкт-Петербург. К сожалению, такой раздел в Генплане отсутствует. А если мы даже не предполагаем приступить к проектированию тех или иных подземных объектов, то говорить об их строительстве не приходится.
 
– Какие методы и технологии освоения подземного пространства, на ваш взгляд, наиболее востребованы в Петербурге? 
– В Санкт-Петербурге, который отличается сложными инженерно-геологическими условиями, применяются различные технологии для сооружения объектов подземной инфраструктуры – как в неустойчивых водонасыщенных грунтах, так и в устойчивых кембрийских глинах, залегающих на глубине от 40 м до 70 м. 
Это такие известные во всем мире технологии, как струйная цементация, стена в грунте, использование грунтовых анкеров, химическое закреп­ление грунтов, прокладка инженерных коммуникаций бестраншейными методами. 
Наш город является лидером в применении технологий строительства тоннелей большого диаметра (впервые в России она была применена на строительстве продолжения Фрунзенского радиуса, сейчас активно внедряется в Москве). Специально для сооружения наклонного хода станции «Адмиралтейская» в историческом центре города был разработан механизированный комплекс, что позволило осуществить проходку без замораживания грунта и деформации поверхности. Однако отсутствие современной нормативно-технической базы тормозит развитие инновационных технологий и подземного строительства в целом.
 
– Большая часть территории Санкт-Петербурга находится в уникальных геотехнических условиях. Часто ли приходится корректировать технологический процесс после начала работ?
– К сожалению, да. В первую очередь, это связано с недостаточностью инженерно-геологических изысканий, которые сегодня проводятся в основном не столько для проектировщиков и строителей, сколько для того, чтобы экспертиза подтвердила правильность принятых проектных решений. В большинстве случаев не учитываются архивные данные, не строятся гео­технические модели, позволяющие с высокой точностью определить гидро­гео­­логические особенности того или иного участка подземного пространства. Естественно, что в процессе строительства приходится вносить корректировки по растворам, если речь идет о бестраншейной прокладке трубопроводов, и по строению режущего органа ТПМК, если мы говорим о механизированной проходке тоннелей.
 
– Существуют ли технологии, которые пока не применяются в Петербурге, в России?
– Как я уже говорил, все основные технологии, которые существуют в мире, применяются в Санкт-Петербурге. То же касается материалов и оборудования.
 
– Как много, на ваш взгляд, в городе компаний, предлагающих качественные услуги подземных работ?
– Таких компаний относительно немного, но это ведущие предприятия страны, имеющие колоссальный опыт работы в уникальных инженерно-геологических условиях Санкт-Петербурга. Они могут на должном уровне осуществлять предпроектные проработки, проектирование, строительство и эксплуатацию объектов подземной инфраструктуры. 
В первую очередь, конечно, я должен назвать ОАО «Метрострой», которое работает на больших и малых глубинах, в различных по своим физико-механическим свойствам грунтах. Нельзя не упомянуть проектные институты ОАО «Ленметрогипротранс» и ГУП «Гипроинжпроект», строительные организации ГК «Геоизол», ГК «ГеоРеконструкция», ЗАО «Геострой». Пусть меня простят те компании, которые я не назвал. 
Отмечу также, что иностранные и иногородние компании не могут доставить достойную конкуренцию нашим организациями, обладающим большим опытом работы в сложнейших гидрогеологических условиях Санкт-Петербурга.
Беседовал Евгений Раи