ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
ДЕЛО НЕ В ЗАКОНЕ, А В МОЗГАХ

ДЕЛО НЕ В ЗАКОНЕ, А В МОЗГАХ

Для многих строительных компаний, состоящих в СРО, приближается момент истины: согласно ФЗ № 372 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2017 года они могут состоять в саморегулируемых организациях только в своем регионе.

Понятно, что для большинства компаний, состоящих в саморегулируемых организациях не по месту «прописки», равно как и для самих СРО, которые к указанному сроку также обязали «избавиться» от неместных членов, новые правила обернулись серьезной суетой.
Поможет ли в действительности данное изменение в деле реформы саморегулирования и установления большего порядка в строительной отрасли? И какова вообще роль СРО в строительстве сегодня?
Об этом мы поговорили с Координатором НОСТРОЙ по СЗФО (кроме г. Санкт-Петербурга) Георгием Игоревичем Богачевым.
 
– Георгий Игоревич, у строителей масса претензий к новым положениям, введенным ФЗ № 372…
– Недовольство строительного сообщества понять можно: наши законы принимаются быстро и зачастую без привлечения профессионального сообщества. Вместе с тем необходимо понимать, что данный закон нужен. И идея регионализации – абсолютно правильная. Она призвана бороться с огромным количеством псевдо-СРО, которые на деле просто торгуют допусками к работам. Это настоящий спрут, ведь вокруг них также проворачивают дела многие юридические фирмы, по сути действующие вне рамок закона, и помогающие его обходить другим. Таким образом, институт СРО превратился в агрегатор услуг, а во многих саморегулируемых организациях можно обнаружить настоящие колл-центры, где девушки обзванивают строительные компании по всей России, предлагая допуски подешевле…
Между тем, 372-ФЗ направлен как раз на то, чтобы бороться с ситуацией, когда, к примеру, компания зарегистрирована в Якутии, а на самом деле является членом СРО в Москве или Петербурге. При этом никто не занимается реальной проверкой деятельности этой организации, не несет за ее действия никакой ответственности, хотя это входит в основные обязанности СРО. Сегодня во многих случаях компании просто платят определенную сумму за свидетельство о том, что такая проверка успешно пройдена. 
Кстати, половина строительных организаций вообще не знает, в какой СРО они находятся, и все их участие сводится лишь к ежемесячной оплате членских взносов, потому что так положено.
Принцип регионализации как раз направлен на то, чтобы с этим бороться, что же тут плохого?
 
– А не получится ли так, что большие межрегиональные СРО начнут дробиться на более мелкие региональные, и в принципе станут заниматься тем же, чем и раньше?
– Такой вариант тоже возможен, однако, в этом случае они будут вынуждены нанимать новых людей на местах, и волей-не волей быть ближе к строителям. В любом случае прецедентов станет намного меньше. Люди должны понимать, что работать по закону проще и в конечном итоге выгоднее. У нас принимается много хороших законов, однако, вместо того, чтобы учиться им следовать, у нас, как всегда, в большинстве случаев включаются «лучшие в мире мозги», и мы начинаем думать – как их обойти… Ну, как тут решать насущные проблемы? Так что дело не в законе, а в мозгах.
 
– Некоторые эксперты полагают, что в Ленинградской области, как и во многих других регионах нет хорошо зарекомендовавших себя СРО, а значит, нет альтернативы петербургским. Так ли это?
– Я бы не стал говорить так категорично. Действительно, есть достойные примеры СРО – такие, как, например, в Великом Новгороде, когда организация не просто выдает допуски, а серьезно работает со своими членами, защищает их интересы во властных структурах, тесно сотрудничает с последними. Архангельская область также успешно реализует требования Федерального закона № 372-ФЗ в сфере саморегулирования и готова задействовать инновационные подходы в системе контроля качества строительства.
То есть, саморегулируемая организация должна выступать неким объединением строительных организаций в настоящем понимании этого слова. На сегодняшний день ситуация такова: чем крупнее регион, тем меньше такого рода примеров. В Москве, Санкт-Петербурге и Ленобласти, безусловно, больше соблазнов создать вместо настоящей СРО некую юридическую структуру, которая бы занималась лишь зарабатыванием денег на торговле допусками. В Ленобласти сегодня таких псевдо-СРО немало. Однако ситуация постепенно меняется, и сегодня поступают заявки от организаций, которые действительно хотят построить свою работу грамотно, достойно представляя институт саморегулирования в строительстве.
 
– Согласно закону, саморегулируемые организации также должны соблюдать количественный ценз, но из них сегодня сотнями и тысячами выходят компании из других регионов…
– Так и приходят многие. То есть, у них есть все шансы пополнить свои ряды за счет других, «местных» компаний. Серьезные СРО, как правило, не беспокоятся по этому поводу, поскольку знают, что у них все законно – и компенсационный фонд размещен где нужно, и без работы они не останутся. Переживать стоит тем организациям, которые набирали своих членов посредством работы «колл-центра», и в глаза их не видели. Им нужно не на закон сетовать, а прекращать извлекать незаконную прибыль, в том числе из сделок с теми строительными компаниями, которые, к сожалению, не знакомы с новым законом, и даже не знают, что многим из них допуски теперь вовсе не нужны, однако, по инерции продолжают их приобретать у сомнительных СРО.
Все участники строительного процесса должны больше интересоваться законодательством, тогда, может, и к ним будут больше прислушиваться.
 
– Одной из основных целей реформы СРО является борьба с сомнительными компаниями. Как Вы думаете, сколько добросовестных строителей может (или должно) остаться на рынке по ее окончании?
– Сложный вопрос. Сегодня в СЗФО только обналичивающих контор – десятки тысяч… Сколько из них удастся обезвредить – не берусь сказать, но в любом случае, их, конечно, станет гораздо меньше. Боюсь, что по принципу «как бы чего не случилось», останутся еще и те, кто будет продолжать мучиться с получением ненужных допусков, а значит, останется и часть СРО, которые предлагают их купить. На мой взгляд, для того чтобы навести порядок в строительной сфере, должны остаться не сотни тысяч компаний, как сейчас, а примерно – 50 тысяч.
 
– Многие эксперты сравнивают систему саморегулирования у нас и в Европе…
– Наша система саморегулирования из кооперативного общественного начала постепенно превращается в псевдо-государственную структуру со множеством бюрократических препонов, которая начинает себя вести соответственно: «казнить и миловать», единолично принимать решения и т. д. То есть, изначально организации саморегулирования должны служить интересам строителей, на деле же СРО начали им диктовать свои условия, назначать взносы, выставлять сумасшедшие цены на различного рода проверки и т. д.
 
– Как Вы оцениваете роль СРО в развитии строительной отрасли Северо-Запада за последние 10 лет?
– Возникновение института СРО было вызвано необходимостью устранения бюрократических барьеров для многих строительных компаний страны, защитой их интересов, и в этом смысле определенные успешные шаги были сделаны. Однако сегодня мы имеем дело с таким понятием как «коммерция в саморегулировании», которое во многом нивелирует достижения прошлых лет.
Будем надеяться, что изначальная идея института саморегулирования все-таки будет реализована, тем более что у нас на сегодняшний день довольно много положительных примеров работы СРО – и в Коми, и в Карелии, и в Калининграде, и в Пскове, и в Череповце. 
Нужно сказать и о Национальном реестре строителей, который сегодня создается, и появление которого также должно способствовать наведению порядка в строительной отрасли и ее избавлению от многочисленных формальных СРО.
Процесс формирования данного реестра проходит сложно, но, тем не менее, он важен: по крайней мере, будет исключена регистрация одного человека во множестве строительных организаций, как это было раньше.
Безусловно, наши «мудрецы» наверняка опять начнут что-то придумывать для обхода закона, хитрить. Но в любом случае, первые серьезные шаги сделаны, – посмотрим, к чему они приведут.
Беседовал Евгений Раи
 
Справка:
С 1 июля 2017 года все компании, состоящие в саморегулируемых организациях (СРО) или претендующие на членство в них, должны иметь минимум двух специалистов, данные о которых включены в Национальный реестр (общий перечень главных инженеров, которые отвечают за организацию строительного производства).
Уполномоченные операторы (саморегулируемые организации в каждом регионе) будут осуществлять предварительную проверку документов и отправлять их в НОСТРОЙ для включения в реестр.
На сегодняшний день статусом операторов Национального реестра наделены 129 саморегулируемых организаций из всех федеральных округов, а также Москвы и Санкт-Петербурга.