БЦ Вант
ППРК-Сервис
Вопрос замещения

Вопрос замещения

Сейчас производители сэндвич-панелей работают вполсилы, 30–50% мощностей простаивают. Однако предприятия рассчитывают наверстать упущенное по мере выхода экономики из кризиса, а пока ориентируются на поставки своей продукции для объектов агропромышленного комплекса, объемы строительства которых растут. Новые условия и растущая конкуренция диктуют необходимость дифференциации на рынке сэндвич-панелей, формирования уникального торгового предложения и продуманной маркетинговой политики.

Основные потребители сэндвич-панелей – строительные организации, осуществляющие строительство зданий и сооружений из быстровозводимых конструкций, а также заводы металлоконструкций, не имеющие собственного производства сэндвич-панелей. На данный момент сэндвич-панели используются в строительстве по самым различным направлениям: от зданий и помещений общественного и бытового назначения до производственных и складских помещений, помещений с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями. Также сэндвич-панели широко используются для реконструкции и утепления старых зданий и помещений, из них могут монтироваться и мобильные модульные постройки.

Большая часть мощностей по производству сэндвич-панелей расположена в Центральном федеральном округе, за ним следуют Приволжский и Северо-Западный округа. При этом в Северо-Западном и Южном федеральных округах объемы потребления сэндвич-панелей превышают объемы их производства. И если в первом полугодии 2015 года производители занимали выжидательную позицию, то в дальнейшем они рассчитывают активизировать свое присутствие на рынке и развивать производство. Такие данные содержатся в исследовании консалтинговой компании «Маркетинговые решения и проекты».

Загрузка производственных мощностей по производству сэндвич-панелей в первом полугодии 2015 года составила менее 50%, отмечают в компании, при этом загрузка мощностей по производству панелей из минеральной ваты существенно выше аналогичного показателя сэндвич-панелей из PIR/PUR. Сэндвич-панели из минеральной ваты являются лидером на рынке РФ, большая часть потребителей полагает, что данный вид панелей более «теплый» и негорючий. Кроме того, текущее законодательное регулирование рынка ограничивает применение панелей с PIR/PUR наполнителем. Оказывает свое негативное влияние и более высокий уровень цен на PIR/PUR панели. Однако потребители при этом не всегда оценивают экономию, возникающую в процессе монтажа и эксплуатации PIR/PUR панелей.

Если говорить о структуре потребления сэндвич-панелей, то, по данным компании «Маркетинговые решения и проекты», на долю панелей из минеральной ваты приходится более двух третей российского рынка. Далее следуют PIR/PUR-панели и затем панели из пенополистирола, объемы потребления которых постепенно сокращаются. На текущий момент серьезные изменения в структуре потребления не прогнозируются, что объясняется рядом существующих ограничений на применение PIR/PUR-панелей в РФ. В мировой практике доля применения PIR/PUR-панелей составляет 95%.

Основные сегменты потребителей PIR/PUR-панелей также отличаются от потребителей сэндвич-панелей из минеральной ваты. PIR/PUR-панели преимущественно закупаются для возведения агропромышленных объектов, складов и объектов промышленного назначения. Сэндвич-панели из минеральной ваты используются для строительства более широкого спектра сооружений – наиболее значительны закупки в возведении промышленных предприятий, торгово-развлекательных центров, логистических центров. Соответственно, ассортимент панелей из минеральной ваты более разнообразен: для него характерно использование различных видов профилирования, декоративных покрытий, фактур и более широкий ассортимент декоративных элементов. Ассортимент PIR/PUR-панелей, как правило, отличается лишь цветом.

Прогнозы развития данных рынков носят умеренный и консервативный характер, как в силу сложившейся экономической ситуации, так и в силу наличия ряда факторов неопределенности, – отмечают в консалтинговой компании. Цены на PIR/PUR-панели зависят от курса рубля, так как основное сырье, используемое в их производстве (полиуретаны и изоцианаты), импортируется и решение вопроса импортозамещения по данным видам сырья представляется задачей долгосрочного характера.

Выбор утеплителя
Как рассказал специалист на конференции в рамках выставки «Металл-Экспо», в ближайшие годы изменится и соотношение различных типов утеплителя, используемых в. ТСП. Если в 2015 году в 68% панелей использовалась минеральная вата, в 29% – пенополиуретан (PUR) и его модификация полиизоцианурат (PIR), в 3% – пенополистирол, то в будущем PUR и PIR будут использоваться чаще. Например, по мнению эксперта, можно ожидать, что в 2016 году PUR и PIR будут использоваться в 30% сэндвич-панелей, а в 2017 году – уже в 37%.

Изменение структуры применяемого в ТСП утеплителя будет вызвано снижением доли пенополистирола и минеральной ваты. Пенополистирол будет сдавать позиции постепенно, отдавая по 1% рынка в год. Доля минеральной ваты в 2016 году останется на прежнем уровне – 68%, а в 2017 году снизится до 62%.

– Рынок сэндвич-панелей ППУ в России на протяжении последних лет активно рос, однако кризис в экономике повлиял и на него, – уверен исполнительный директор Ассоциации «НАППАН» Алексей Горохов. – В отличие от конкурирующих материалов, резкого спада не было – скорее, приостановился рост. Если в 2012 году сегмент ППУ прибавил 32%, то в 2014 году – всего 9%, а в 2015 году снизился на 1,5%.
Тем не менее, прогнозы ассоциации оптимистичны. Эксперт уверен, что в 2016 году динамика вновь станет положительной за счет реализации программы импортозамещения в секторе сельского хозяйства и пищевой промышленности. Причем рост в текущем году может составить 7%, а в 2017 году – уже на уровне 10%.
– Если сейчас при производстве сэндвич-панелей в России используется в основном минвата (более 60% от общего объема), то в перспективе ее должен заменить ППУ (доля сейчас – не выше 30%), – поясняет Алексей Горохов. – Прогноз по ППУ на 2017 год составляет около 40%, а к 2025 году его доля может достигнуть 65%. При этом еще 10 лет назад доля ППУ не превышала 18%.

В сегменте теплоизоляционных материалов тоже намечается перераспределение: минеральная вата будет постепенно вытесняться PIR. Пенополиизоцианурат, применяемый для производства PIR-плит, представляет собой модифицированный ППУ с повышенной огнестойкостью и улучшенной теплопроводностью. Если сейчас его доля на рынке ТИМ составляет всего 2%, то уже к 2017 году прогнозируется рост до 6%, а к 2025 – почти до 20%.

Такие ожидания изменения рынка сэндвич-панелей и теплоизоляционных плит Алексей Горохов связывает с изменением системы технического регулирования в России. В частности, сегодня Ассоциация «НАППАН» активно сотрудничает с Санкт-Петербургским Политехническим университетом и Минстроем России в рамках выполнения задачи, поставленной Президентом России в ходе заседания президиума совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 4 марта 2014 года. При его выполнении ожидается, что в ходе реализации комплексной программы мероприятий будет обеспечена гармонизация российских и европейских стандартов в области строительства для применения передовых инновационных технологий и материалов, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение и повышение энергоэффективности зданий и сооружений.

На что идет импортозамещение

– В значительной степени производители утеплителей для сэндвич-панелей продолжают работать на импортном сырье. Так, по итогам 2015 года импорт основного ПУ-сырья в Россию составил 226 тыс. тонн, что на 1% превышает уровень 2014 года, однако меньше, чем в 2012–2013 годах, – констатирует руководитель направления «Полиуретаны» компании ChemPartners Кирилл Кусков.
Общий рост, по мнению эксперта, связан с возобновлением активности производителей, которые в конце 2014 года взяли паузу и с тревогой следили за падением рубля. Однако в ситуации нестабильности произошла и некая адаптация к постоянным курсовым скачкам, и уже к началу летнего сезона 2015 года стало можно говорить о постепенном возвращении к объемам прошлых лет.

На цену ПУ-сырья для отечественных потребителей влияют несколько факторов, Первый из них – курс рубля к доллару и евро, именно он определяет выбор между российским сырьем и зарубежными аналогами. Второй фактор – кросс-курс между евро и долларом, ориентируясь на который, потребители отдают преимущество европейскому или азиатскому продукту. Третий фактор – возможность рублевой фиксации цен у поставщиков (что особенно актуально в условиях нестабильности курса). И последний – оптимальный логистический маршрут, зачастую играющий ключевую роль.

– Наши оценки близки к ChemPartners, – согласен старший менеджер по продажам на страны СНГ компании Wanhua-Borsodchem Константин Беляев. – Однако налицо небольшое снижение объемов 2015 года по отношению к 2014 году. Одной из возможных причин столь неоднозначных оценок является переориентация спроса с готовых систем на компоненты. В этом случае таможенная статистика отображает общий объем ввозимого сырья, при этом доля систем значительно ниже, чем в прошлые годы.
– Рынок сжался, – резюмирует генеральный директор «Хантсман СНГ» Борис Синегубов. – И положительную динамику демонстрируют лишь отдельные сегменты. Так, увеличилось локальное производство промышленного холодильного оборудования, что связано с удорожанием импортных аналогов. Немного увеличилось применение в сельском хозяйстве. Страна, взявшая курс на импортозамещение, столкнулась с элементарной нехваткой сельхозпостроек (коровников, курятников и т. д.). Сейчас этот дефицит активно восполняется.
– В структуре потребления теплоизоляционных материалов в России преобладают минераловатные утеплители, а доля потребления ППУ составляет менее 1,5%, – считает начальник отдела реализации НПО «ППУ XXI ВЕК» Андрей Попов. – При этом кризисная ситуация в экономике в 2016 году определяет снижение объемов строительства жилой и коммерческой недвижимости.

В то же время, по мнению эксперта, сохранится спрос на объектах сельхозназначения, производственных объектах и в частном секторе. Происходит перераспределение объемов работ, и катастрофически негативных последствий, вероятно, не будет.

В 2016 году потребление трехслойных сэндвич-панелей (ТСП) снизится на 20%, считает руководитель департамента объектных продаж Андрей Некрашевич, вместе с этим произойдет снижение средней цены на них, а также уменьшится премиум-сегмент данных изделий. Для рынка ТСП будет характерна агрессивная конкуренция на фоне насыщения логистическими и торгово-развлекательными центрами, при строительстве которых активно применяются ТСП. В перспективе это может привести к уходу с рынка слабых игроков.
Европейский опыт

– Применение передовых методов проектирования, жестких нормативных требований и контроля за выполнением нормативов по энергоэффективности в зданиях в Европейском Союзе привело к бурному росту доли рынка наиболее эффективных теплоизоляционных материалов, к которым относятся в первую очередь сэндвич-панели и теплоизоляционные плиты ППУ (PUR, PIR), – констатирует технический специалист подразделения сэндвич-панелей Hennecke GmbH Polyurethane Technology Дитер Валь.

Согласно прогнозам компании Hennecke, российский рынок теплоизоляционных плит и конструкционных сэндвич-панелей будет развиваться по европейскому сценарию. Значит, в ближайшее время стоит ждать ввода новых производственных линий сэндвич-панелей и теплоизоляционных плит PIR/PUR. А линии по производству сэндвич-панелей с минеральной ватой будут поставляться в комбинированном варианте с возможностью производства PIR/PUR.