ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/44/МАЙ 2016 / ТЕПЛОСЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС ПЕТЕРБУРГА: В ОЖИДАНИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ТЕПЛОСЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС ПЕТЕРБУРГА: В ОЖИДАНИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ

ТЕПЛОСЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС ПЕТЕРБУРГА: В ОЖИДАНИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Александр Шаньгин: «Сейчас у администрации города единственный выход – взять все теплосетевые активы в город и целенаправленно заниматься их реконструкцией. Опыт ГУП “ТЭК СПб” доказал, что консолидация активов в руках города – это на сегодня единственная возможность для Петербурга решить проблему с тепловыми сетями в реальные сроки».

О необходимости консолидации теплосетевых активов города говорят давно, но ясности в этом вопросе у властей Петербурга пока нет. Все городские сети водоснабжения и водоотведения находятся в ведении одного предприятия – ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», городские электрические сети объединены на базе АО «Ленэнерго».
ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» выступает инициатором идеи передачи всех тепловых сетей в собственность города. Пояснить данную позицию мы попросили первого заместителя генерального директора ГУП «ТЭК СПб» по экономике и финансам Александра Шаньгина.

– Александр Юрьевич, каким вы, как представитель руководства крупнейшего государственного ресурсоснабжающего предприятия, видите дальнейшее развитие теплоэнергетики Северной столицы?
– Ни для кого не секрет, что наибольшее беспокойство в сфере городского теплоснабжения вызывает состояние сетей. На их обновление средств, заложенных в тарифе для теплоснабжающих предприятий, не хватает, поэтому без помощи из бюджета не обойтись. Но в Санкт-Петербурге около 150 теплоснабжающих организаций, и субсидии такому количеству адресатов обосновать и распределить даже чисто технически весьма проблематично. В итоге ее не получает никто. Чтобы помощь из бюджета была адресной и ежегодной, необходимо создать структуру, которая консолидирует все активы и будет заниматься транспортировкой теплоносителя. В этом случае субсидия из бюджета будет только в отношении одной организации, при этом деньги станут направляться на развитие теплосетевого хозяйства – строительство и реконструкцию сетей, которые находятся в ведении своего государственного предприятия. Считаю, такое решение логически вытекает из экономической и технологической целесообразности.
– В свое время город передал часть теплосетевых активов «Газпрому»…
– Тогда надеялись, что пришедшая на рынок теплоэнергетики компания будет привлекать инвестиции. Но этого не случилось, так как бизнес в нашей сфере в существующих условиях убыточен. В итоге инвестору устанавливают тариф, в рамках которого он может выполнить определенную инвестиционную программу, но эта программа недостаточна для полной реконструкции. Вот и получается, что инвестор вкладывает деньги, чтобы провести ремонты и реконструкцию, а в состав тарифа это не включается.
– Недополученные доходы «Водоканала» по причине объективного снижения водопотребления городской бюджет ежегодно компенсирует. Убытки же вашего предприятия из-за снижения отпуска тепла (причем тоже по объективной причине – более высокой температуры наружного воздуха в отопительный период) – нет…
– По той же самой причине. «Водоканал», как монополист, находится в более выгодных условиях. В отношении него помощь из казны города менее накладна, потому что денежные средства из бюджета в виде субсидии получает только «Водоканал». Если же будет создан прецедент с нами, то другие ресурсоснабжающие организации, работающие на этом рынке, получат право обратиться в различные инстанции с жалобой на то, что нашему предприятию создаются такие преференции.
Недополученные доходы, обусловленные снижением объема реализации тепловой энергии в связи с более высокой температурой наружного воздуха и приведшие предприятие к получению убытка и дефицита денежных средств, – одна из серьезнейших проблем нашего предприятия. На сегодня сумма, накопленная с 2011 по 2014 годы, составляет более 1,5 млрд рублей. Эти недополученные доходы доказаны и подтверждены, их признают все исполнительные органы государственной власти: и профильный комитет по энергетике и инженерному обеспечению, и комитет по тарифам, и комитет по экономике, и комитет финансов.
На самом деле, признание властями недополученных ГУП «ТЭК СПб» доходов – уже своего рода достижение. Мы максимально прозрачно отразили все факторы, влияющие на деятельность предприятия, и нас, наконец, услышали. Свою позицию мы активно доносили до всех, в том числе и до губернатора, который дал распоряжение рассмотреть этот вариант поддержки ГУП «ТЭК СПб». И поэтому надежда на получение субсидии есть.
– А понимание ваших преимуществ чувствуете?
– Проблему следует решать с учетом всех факторов. Снижения аварийной ситуации на теплосетях можно достигнуть лишь одним способом – отремонтировать сети, переложить их, протянуть новые. Собственных средств у предприятий на это не хватит. Тарифное решение такое, какое есть. При этом город имеет крупное государственное унитарное предприятие. И абсолютно логично сконцентрировать все активы, относящиеся к теплосетям, в собственности города. Опыт ГУП «ТЭК СПб» показывает, что это удачная практика управления и единственно возможное решение исправить ситуацию с ветхими теплосетями. Ведь процент изношенных сетей, которые отслужили больше 25 лет, у нашего предприятия меньше, чем у других теплосетевых компаний, – 18 %. Кроме того, как я уже говорил, на реконструкцию сетей уходит больше средств, чем предусматривается тарифом. Инвестиции в теплосетевое хозяйство должны быть на уровне 200 млрд рублей, и тарифу это сложно покрыть. Поэтому консолидация теплосетевых активов направлена прежде всего на безопасность Петербурга. И сейчас у администрации города единственный выход – взять все теплосетевые активы в город и целенаправленно заниматься их реконструкцией. Опыт ГУП «ТЭК СПб» доказал, что консолидация активов в руках города – это на сегодня единственная возможность для Петербурга решить проблему с тепловыми сетями в реальные сроки.