ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/44/МАЙ 2016 / ОСВОЕНИЕ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА: ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ К ГАРАНТИЯМ
ОСВОЕНИЕ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА: ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ К ГАРАНТИЯМ

ОСВОЕНИЕ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА: ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ К ГАРАНТИЯМ

Строительство сети подземных паркингов в Петербурге должно вестись в соответствии с единой программой развития подземного пространства города.

Об актуальности и возможности сооружения подземных паркингов в Петербурге беседуем с руководителем архитектурно-строительного отдела ОАО «Ленметрогипротранс» Дмитрием Анатольевичем Бойцовым.

– Свой ответ на вопрос о том, чего не хватает нашему городу для активного освоения подземного пространства, хочу начать с того, что у нас для этого есть. На сегодня ведущими организациями города разработан ряд концепций, проектных проработок, предпроектных предложений в данной сфере, которые за последние десять лет не раз предъявлялись специалистам и представителям властных структур всех уровней для более детального изучения с целью возможной реализации в рамках конкретных проектов. Могу вас уверить, все проработки выполнены с учетом новейших достижений в сфере строительных технологий, успешно освоенных петербургскими компаниями, и тех возможностей, которыми обладает научная геотехническая школа нашего города. Более того, техническая оснащенность и профессиональная компетентность ведущих строительных организаций сегодня находятся на таком уровне, что, в принципе, освоение подземного пространства может быть адекватно реализовано уже в ближайшие десятилетия.

– Однако процесс идет неспешно. На ваш взгляд, почему?

– В первую очередь, процесс тормозит отсутствие комплексного подхода в освоении подземного пространства. С этой проблемой отчасти связана вторая причина: у нас нет синхронизации в реализации различных проектов. Приведу пример. Если задачу сооружения паркинга под какой-либо площадью решать обособленно от остальных подземных сооружений, то неизбежно все затраты в период строительства (вынос инженерных сетей, усиление фундаментов окружающих зданий и т. п.) будут отнесены к одному этому объекту и, соответственно, многократно увеличат его стоимость. По оценке специалистов, стоимость паркинга на 1200 мест под одной из центральных площадей нашего города (например, Театральной или площади Восстания) составит порядка 3 млрд рублей в ценах 2012 года (сегодня 3,6 млрд), соответственно, одно машино-место будет стоить около 3 млн рублей. Таким образом, даже по самым оптимистичным прогнозам окупаемость сооружения составит 10–12 лет. Реальная же окупаемость, по расчетам организаций, способных вложиться в такой проект, составит 15–17 лет.

– Каким образом наличие комплексного подхода изменит ситуацию?

– Мы спрашивали потенциальных инвесторов, почему они не спешат активно внедряться в подземное строительство, и чаще всего получали ответ: нам нужны гарантии. Согласитесь, это логично: если инвестор вкладывается в строительство подземного паркинга, то ему нужны гарантии, что через пять лет рядом не появится стоянка, где автомобили смогут парковаться бесплатно или гораздо дешевле, чем на объекте, окупаемости которого он ждет в течение продолжительного времени. Путем решения такой задачи может стать разработка единой перспективной схемы развития подземного пространства города на несколько десятилетий, в которой будет прописано, что в данном месте парковки будут только подземные (на площадях, перекрестках и т. д.), а на каких-то территориях возможно устройство подземных паркингов под реконструированными зданиями.
У нас в городе есть пример успешного возведения подземного паркинга, стоимость строительства которого была явно ниже той, что я назвал, – это паркинг под ТК «Стокманн». Предполагаемое подземное сооружение под площадью Восстания обошлось бы порядка на два дороже, ведь строить в подвальном пространстве реконструируемого здания намного дешевле, чем на специально выделяемой территории.
Замечу, что это направление – сооружение паркингов в подземных уровнях новых и реконструируемых зданий – остается в стороне от внимания горожан, но, тем не менее, оно тоже вносит свою лепту в освоение подземного пространства. Жители района не видят для себя особых плюсов от наличия подземного паркинга в новом здании какого-нибудь бизнес-центра или банка, не учитывая, что, если бы его там не было, машины сотрудников занимали бы прилегающую наземную территорию. Другое дело, что сегодня и проектирование, и строительство каждого подземного сооружения ведется обособленно, и очень важно эти процессы синхронизировать, чтобы была возможность уже на этапе разработки проекта рассчитать, как это сооружение будет влиять на все окружающие подземные объекты, и предусмотреть необходимые мероприятия.

– Как это должно происходить на практике?

– Например, мы разрабатываем подземный вестибюль метрополитена под какими-то открытыми площадями, определяем его габариты, технологию возведения, объем необходимых работ таким образом, чтобы минимизировать негативное влияние на окружающую застройку. При этом, как только на этом участке планируется появление еще одного подземного сооружения, производятся расчеты, как это сооружение будет влиять на метрополитен. При наличии же общей схемы развития подземного пространства возможно заказать проектирование единого объекта – и паркинга, и метрополитена в комплексе. Такой проект, соответственно, будет проходить единую экспертизу, можно будет один раз выносить сети, один раз усилить окружающие постройки, что позволит минимизировать затраты на строительство. Именно поэтому и необходим комплексный план, где будет зафиксировано, на каких территориях какие сооружения планируется разместить. В результате инвесторы получат четкое представление о перспективах развития конкретных территорий и определенные гарантии для своих вложений, а город – возможность привлечь частные инвестиции для софинансирования важных для него проектов, которые только силами федерального и городского бюджетов вряд ли будут реализованы.

– Какова судьба проектов паркингов под рядом площадей исторического центра, не раз выбиравшихся в качестве пилотных для масштабного освоения подземного пространства?

– По Театральной, Владимирской, Греческой площадям и площади Труда были выполнены предпроектные разработки, техническое обоснование, проведены консультации со строительными компаниями, которые подтвердили, что техническая возможность реализации таких проектов есть. Для перевода их в практическую плоскость городу нужна четко выстроенная градостроительная политика, включающая и подземные горизонты.
Реализация данных проектов возможна только при комплексном подходе и едином регулировании процесса, поскольку при создании системы подземных сооружений часть объектов будет сооружаться инвесторами, а часть – за счет городского или федерального бюджета. Ведь подземные развязки и переезды не будут окупаться – это в чистом виде социальный городской объект, никакой инвестор не возьмется за его сооружение! Именно поэтому должна быть глобальная городская градостроительная политика, где все это будет прописано и обосновано. Ее возможности мы можем видеть на примере метрополитена. Есть программа развития петербургского метро на период до 2025 года, и все знают, какие станции и где именно появятся, – эту информацию можно свободно найти на соответствующем интернет-ресурсе. Когда появятся – вопрос следующий, диктуемый экономической ситуацией, но то, что они появятся в указанных местах, можно принимать с высокой долей достоверности. Аналогичная схема должна быть по подземному пространству в целом, чтобы застройщики, осваивающие данный район, изначально понимали: да, это некие ограничения, но и определенные преимущества.

– Какие еще варианты подземных паркингов вы считаете перспективными для нашего города?

– У нас есть немало различных вариантов – например, во дворах-колодцах с использованием второго-третьего фронта зданий, имеющих меньшую историческую значимость. Так, в створе второй-третьей линии дворов-колодцев можно было бы сделать подземные парковки, которыми бы пользовались жители квартала. Полагаю, такой вариант был бы вполне реален для района Литейного проспекта.
Считаю очень интересными проекты вестибюлей для станций метро в комплексе с подземными пешеходными переходами, паркингами и многофункциональными центрами. С таким предложением мы выходили не раз, но, как правило, сталкивались с отказом и формулировкой «нецелевое использование средств». Пять лет назад мы все-таки выполнили проект вестибюля для станции Театральная, ввод которой запланирован на 2020 год, оставив возможность стыковки с паркингами. Таким образом, такое развитие событий не исключается, но разрешения на строительства паркинга нет, конкурса на проектирования тоже нет, потому что необходимо работать под конкретного инвестора, которого тоже нет, ибо нет гарантий. Но надежда есть, и базируется она на набирающих критическую массу хороших проектах и хороших решениях, на готовности строителей и ученых заниматься этой темой, на общемировом тренде развития транспортной инфраструктуры больших городов.
Повторюсь, технические возможности имеются, проектные проработки – тоже, остается вопрос гарантий. И такой гарантией должен стать комплексный план освоения подземного пространства, необходимость в создании которого сегодня стоит очень остро.

Светлана Соснова

 

Е.Б. Лашкова, генеральный директор группы компаний «ГЕОИЗОЛ»:
– Возведение сети паркингов с использованием механизма государственно-частного партнерства может лечь в основу понятной и привлекательной для инвесторов городской программы. Но все должно быть завязано на градостроительный план освоения подземного пространства города – аналог Генерального плана Санкт-Петербурга. Нужно принять решение и начать эту работу, параллельно отслеживая то, что строится в данный момент, и через какое-то время она выйдет на тот уровень, когда раздел о подземном строительстве станет обязательным в любых строительных проектах. Это то, с чем медлить уже нельзя, несмотря ни на какой кризис – без этого у города нет развития.