ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/44/МАЙ 2016 / НОРМИРОВАНИЕ СТОЧНЫХ ВОД: ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ
НОРМИРОВАНИЕ СТОЧНЫХ ВОД: ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

НОРМИРОВАНИЕ СТОЧНЫХ ВОД: ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

Водопроводно-канализационный комплекс осуществляет функцию экологического щита водных объектов страны. Государственная водохозяйственная политика в сфере водоотведения в части нормирования сточных вод меняется в сторону либерализации по отношению к предприятиям ВКХ.

Деятельность предприятий ВКХ (водоканалов) регламентируется природоохранным и водохозяйственным законодательством, в первую очередь – Водным кодексом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения; неукоснительное соблюдение их требований входит в число приоритетных стратегических направлений деятельности водоканалов.
Иными словами, на водоканалы существующим законодательством возложены природоохранные обязанности, которые они проводят в рамках установленных полномочий и утвержденной тарифной и налоговой политики. В первую очередь, это касается обязанности по снижению негативного воздействия на окружающую среду от сбросов сточных вод на основе принципа нормирования по предельно допустимым концентрациям (ПДК) химических веществ.
И именно система нормирования сбросов загрязняющих веществ стала
серьезным препятствием как для эффективной защиты окружающей среды, так и для эффективного развития водоканалов.

ПДК против модернизации
Сама система нормирования ПДК зародилась в далекие 1960–1970-е годы, в период исключительно государственной собственности и государственной плановой экономики, когда вопрос о платежах за экологические нарушения перед водоканалами даже не ставился. Более того, сами нормативы, выводившиеся, кстати, путем математического моделирования и прогнозирования, предназначались в большей степени для научно-исследовательских институтов.
Спустя 30 лет ситуация кардинально изменилась. Установленные новым российским законодательством высокие тарифы на сбросы и повышающие коэффициенты к ним вступают в явное противоречие с тарифной и бюджетной политикой, отрицательно влияют на хозяйственную деятельность предприятий ВКХ, необоснованно увеличивая финансовую нагрузку и делая затруднительным обновление производственных фондов и внедрение инновационных технологий в сферу очистки сточных вод.
Сегодня уже практически никто из водопользователей и специалистов из профильных и смежных ведомств не сомневается, что система нормирования сбросов нуждается в реформировании, поскольку в ней нарушен баланс интересов водопользователей и контролирующих органов, в первую очередь, в области компенсаций за превышение ПДК. Российская Ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) более десяти лет поднимает эти вопросы и ведет последовательную работу в сторону либерализации природоохранного законодательства в отношении предприятий ВКХ.
В прошлом году наметился серьезный прорыв в этом направлении: вопросы водной отрасли получили приоритетный статус как затрагивающие интересы национальной безопасности и были выделены в отдельное направление деятельности Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии России, чьи решения находят прямое отражение в законотворческой деятельности.

Лед тронулся, господа присяжные заседатели!

В апреле в комитете Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии при участии Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения прошло расширенное заседание на тему «Влияние деятельности предприятий коммунального и промышленного комплексов на водные объекты. Государственная политика в области нормирования сточных вод». В мероприятии приняли участие представители организаций водохозяйственного комплекса России, частных операторов, бизнес-сообщества, общественных организаций, федеральных органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы.
На заседании было отмечено, что государственные и рыночные инструменты регулирования в области охраны окружающей среды развиты недостаточно, ибо не обеспечивают эффективную защиту водных объектов и не стимулируют природоохранную деятельность водоканалов, в том числе строительство и реконструкцию очистных сооружений.
Сдерживающим фактором для внедрения инноваций в области технологии очистки коммунально-бытовых и промышленных сточных вод долгие годы является устоявшаяся система нормирования предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, представляющая собой набор избыточных невыполнимых требований к их сбросу, а также административных барьеров при получении разрешительной документации.

В настоящее время в Российской Федерации установлены два вида нормативов качества воды в водоемах: для водоемов питьевого и культурно-бытового водопользования и для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях. Для нормирования сточных вод при их сбросе в водные объекты повсеместно применяются рыбохозяйственные нормативы, вне зависимости от фактического назначения водного объекта, его состояния и способности к процессам самоочищения. Эта ситуация сложилась из-за возможности двоякого толкования принятых формулировок правовых норм. Так, в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», к водным объектам рыбохозяйственного назначения относятся водные объекты, которые «используются или могут быть использованы» для рыболовства. И хотя на практике для рыболовства используются единичные объекты, зафиксированный в законе оборот «могут быть» позволяет относить все водные объекты на территории страны к категории рыбохозяйственных. В то же время методика отнесения водных объектов к категории рыбохозяйственных отсутствует. При этом применяемые в настоящее время технологии очистки городских сточных вод предписывают очищать их до нормативов рыбохозяйственных водоемов. Однако типовые технологические схемы многих российских водоканалов не в состоянии обеспечить очистку по большинству показателей одновременно, и даже самые современные схемы с доочисткой лишь приближают качество очищенных стоков к этому уровню.
В связи с вышеизложенным на обсуждение был вынесен проект Федерального закона №386179-6 «О внесении изменений в федеральный закон “О водоснабжении и водоотведении” и некоторые законодательные акты Российской Федерации». По словам представителя департамента ЖКХ Минстроя России, поправки закона «О водоснабжении и водоотведении» закрепят для предприятий, осуществляющих функцию водоотведения, переход к нормированию сброса сточных вод на основе технологических нормативов, а не рыбохозяйственных, как прежде. Нормативы будут устанавливаться в соответствии со справочником наилучших доступных технологий (НДТ) «Очистка сточных вод при производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг на крупных предприятиях». Более того, предполагается, что водоканалы будут нести ответственность за сброс только тех веществ, для очистки которых они предназначены. По остальным показателям нормативы допустимых сбросов будут устанавливаться исключительно для расчета нормативов для абонентов. Также более либеральным новое законодательство будет к абонентам в части строительства локальных очистных сооружений: им будет разрешено выбрать приемлемый для них способ достижения установленных требований.

Учитывая высокую актуальность обсуждаемой проблемы целенаправленного формирования законодательных положений в обеспечении важной социальной деятельности по обеспечению населения питьевой водой и защиты водных объектов от негативного влияния сточных вод, участники заседания разработали рекомендации соответствующим федеральным органам исполнительной власти:

• Ускорить работу по установлению критериев отнесения поверхностных водных объектов к категории рыбохозяйственных.
• Рассмотреть возможность введения обязательного экологического страхования рисков организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов – промышленных предприятий.
• Рассмотреть возможность создания внебюджетных экологических водных фондов, адресного аккумулирования бюджетных средств, поступающих от водоканалов для формирования автономного, независимого от государственного бюджета источника гарантированной поддержки водоохранной деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства России.

Совершенно очевидно, что природоохранное законодательство должно совершенствоваться, причем эти перемены должны базироваться на балансе интересов населения, окружающей среды, водоканалов, бюджетных и технологических возможностей участников. Более того, подход к вопросам нормирования сточных вод в идеале должен создать экономический механизм, который будет стимулировать предприятия-водопользователи к проведению модернизации существующих и строительству современных очистных сооружений.

(В тексте использованы информационные материалы Государственной Думы и Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения)