БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/44/МАЙ 2016 / Дорожная карта для дорог Петербурга и Ленобласти
Дорожная карта для дорог Петербурга и Ленобласти

Дорожная карта для дорог Петербурга и Ленобласти

Социально-экономическое положение Петербурга и Ленобласти требует активного развития автомобильных дорог и улично-дорожной сети, транспортных узлов и центров роста.

Автомобильные дороги федерального и регионального значения в значительной степени обеспечивают жизнедеятельность предприятий и населенных пунктов Ленинградской области, осуществляя доставку к ним пассажиров и грузов. Поэтому от состояния автомобильных дорог зависит конкурентоспособность отраслей экономики и качество жизни населения региона.

Как отмечается в Программе развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года, основной проблемой автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Ленинградской области, является их недостаточная пропускная способность.

Для справки: около 23% от общей протяженности автомобильных дорог в Ленинградской области функционирует в режиме перегрузки.
Наиболее загружены движением участки федеральных трасс, расположенные в непосредственной близости от Санкт-Петербурга, а также подходы к международным автомобильным пунктам пропуска (МАПП) на российско-эстонской и российско-финляндской границе.
Автодороги федерального значения характеризуются недостаточным уровнем инженерного оборудования и обустройства, в том числе пешеходными переходами в разных уровнях, техническими средствами организации движения (барьерными ограждениями, дорожными знаками и разметкой), элементами системы освещения.

Не все объекты федерального значения, притягивающие мощные транспортные потоки (морские порты, МАПП и др.) на территории Ленинградской области, обеспечены необходимыми подъездами. 

Высокий спрос на автомобильные перевозки по дорожной сети Ленобласти формируют такие факторы, как соседство с Петербургом, прохождение по территории региона международных транспортных коридоров «Транссиб» и «Север-Юг», развитие портов на побережье Балтийского моря, наличие международных автомобильных пунктов пропуска на границе РФ с Финляндией и Эстонией. Автомобильный транспорт обеспечивает связи между терминалами различных видов транспорта (морскими и речными портами, железнодорожными станциями, аэропортами), пограничными переходами, центрами производства и потребления, местами проживания населения.

Несмотря на то, что Ленинградская область сегодня признана регионом роста, существующий технический уровень автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения не соответствует современным требованиям. Всего лишь 4% протяженности региональной дорожной сети относится к I и II техническим категориям, при этом около 70% протяженности дорог имеют низшие технические категории (IV и V) или являются бескатегорийными. 

По оценкам специалистов, более половины дорог Ленобласти регионального и межмуниципального значения нуждаются в неотложном проведении работ по реконструкции или ремонту. Около 40% мостовых сооружений (от их общего количества), расположенных на этих автодорогах, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и требуют проведения реконструкции или капитального ремонта. На территории Ленинградской области зарегистрировано 207 железнодорожных переездов, находящихся в одном уровне с автодорогами, что ведет к риску дорожно-транспортных происшествий, потерям времени и ухудшению условий движения автотранспорта и пешеходов. Отсутствуют обходы ряда крупных поселков, а несколько сотен сельских населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Низкий уровень инженерного оборудования и обустройства областных автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения оказывает отрицательное влияние на условия и безопасность дорожного движения.

В Петербурге, занимающем первое место в стране по объему промышленного производства и второе – по численности населения, ежегодно растет спрос на пользование автомобильными дорогами. Темпы развития улично-дорожной сети (УДС) города не соответствуют росту уровня автомобилизации и потребностям в градостроительном освоении новых территорий. В результате недостаточных объемов строительства и реконструкции дорожных объектов почти половина от общей протяженности УДС работают в режиме перегрузки.Задержки и сбои в доставке материалов и вывозе готовой продукции знакомы большинству предприятий, расположенных в городе. Заторы на дорогах и затрудненный подъезд автотранспорта к предприятиям накладывают серьезные ограничения на развитие всех отраслей экономики города, поскольку на транспортные издержки приходится от 10% до 30% в себестоимости многих видов товаров и услуг (в промышленности доля автотранспортных издержек составляет около 10–15%, в строительстве – до 20%, в торговле – до 30%). 

Исчерпание пропускной способности улично-дорожной сети Санкт-Петербурга привело к ухудшению условий движения. Это проявляется в увеличении продолжительности пиковых периодов на наиболее загруженных магистралях, снижении скорости движения транспортных потоков, ухудшении экологического состояния городской среды. При этом в последние четыре-пять лет рост пиковых часовых объемов движения на магистральных дорогах практически не наблюдается, что связано с исчерпанием их пропускной способности. Вместе с тем в зоны роста интенсивности движения транспортных потоков попадают улицы и дороги местного значения, так как водители активно используют их для объезда системных заторов, наблюдающихся на магистральной сети.
Наличие в Петербурге большого количества рек, каналов, железнодорожных путей вызывает необходимость строительства искусственных сооружений на дорожной сети.
:
В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается 403 мостовых сооружения, в том числе 20 больших мостов через Неву и ее протоки, 177 средних мостов и 206 малых мостов.
Значительная часть мостовых сооружений Северной столицы нуждается в проведении ремонта или реконструкции. Для улучшения условий движения в городе требуется строительство новых мостовых переходов, тоннелей, транспортных развязок, пешеходных переходов в разных уровнях, путепроводов над железными дорогами.
Ситуация усугубляется в связи с тем, что около 30% от общей протяженности улично-дорожной сети города не соответствуют требованиям нормативов по транспортно-эксплуатационным показателям. В результате увеличиваются транспортные расходы, растет аварийность, снижается эффективность автомобильных перевозок.
Опорную сеть мегаполиса должны создавать магистрали скоростного и непрерывного движения, острая нехватка которых ощущается в настоящее время. На решение комплекса этих проблем направлена реализация Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года.
Разработанный комплекс мероприятий по развитию дорожной сети предполагает увеличение объемов ввода в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования и участков УДС после строительства и реконструкции, снижение доли автодорог Ленобласти и протяженности УДС Петербурга, обслуживающих движение в режиме перегрузки, а также ликвидацию железнодорожных переездов в одном уровне (увеличение количества построенных путепроводов).
Сегодня в Программе, которая рассматривается как дорожная карта для реализации транспортной политики двух регионов, прописаны конкретные шаги по синхронизации планов развития дорожно-транспортной сети. В настоящее время заканчивается работа над пилотным проектом в рамках этой программы – схемой развития сети части Всеволожского района от Дороги жизни до Невы.

:
Заместитель министра транспорта Российской Федерации Николай Асаул:
– Комплексное развитие транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, объединяющей все виды транспортной инфраструктуры, является важным фактором повышения привлекательности регионов для жизни и работы людей, роста экономической активности, расширения производства, сферы обслуживания и туризма, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.