ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
ТОРГИ: ЦЕНА ТЕРЯЕТ ВЕС

ТОРГИ: ЦЕНА ТЕРЯЕТ ВЕС

Подготовленный РАВВ проект Положения о закупках товаров и работ дает возможность участникам закупок уйти от порочной практики проведения торгов с единственным критерием – ценой и делать выбор на основании ряда показателей, которые более объективно доказывают качество и надежность предмета торга.

Закупки в Положении

Дискуссия на съезде «Торги в существующих экономических условиях – способ оптимизации затрат предприятий или административный барьер».

Поводом для дискуссии стал проект Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд организаций ВКХ, разработанный экспертами РАВВ с учетом лучших корпоративных практик организации закупочной деятельности.

По сути, этим стостраничным документом Ассоциация бросила вызов существующей и законодательно закрепленной системе, использующей цену в качестве единственного критерия на торгах, предложив механизм перехода к более полному учету критериев качества и общей стоимости жизненного цикла.

Основные отличия Положения о закупках от 44-ФЗ, 45-ФЗ и 223-ФЗ:

•   Весьма высокий ценовой порог, после которого обязателен в качестве конкурентной процедуры закупки конкурс и аукцион.

•   Возможность использования конкурентных процедур для широкого спектра закупок. Принципиальным отличием данных закупочных процедур является отсутствие у заказчика обязанности по заключению договора с победителем по итогам закупки.

•   Более широкий перечень ситуаций, в которых допускается закупка у единственного поставщика, в том числе дополнительная закупка в пределах 10–30% стоимости основной закупки; закупка в счет задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения ; закупка по причине неотложности и пр.

•   Широкий спектр особых закупочных ситуаций, которые предполагают упрощенный порядок применения закупочных процедур.

•   В особой закупочной ситуации введены нормы о закупках в целях заключения контрактов жизненного цикла.

•   Определены правила установления требований к продукции, к условиям договоров, к участникам закупки.

Кроме того, к участникам закупки могут быть предъявлены определенные требования, такие как профессиональная компетентность, обладание оборудованием и материальными, людскими, финансовыми ресурсами, достаточным опытом, системой менеджмента качества и охраны труда, деловой репутацией. Участник закупки должен подтвердить соответствие таким требованиям документами, а может представить сертификат соответствия РАВВ (СДС «Водоканалэксперт»).

В качестве меры по борьбе с демпинговыми предложениями при проведении конкурсов предусмотрена возможность применения пониженной оценки по ценовому критерию в случае, если цена предложения ниже средневзвешенной на 25%; а также возможность отстранения участника закупки в случае, если она ниже на 40%.

Аналогичное положение предусмотрено для аукциона и запроса цен: если цена предложения отклоняется от средневзвешенной более чем на 40%, то участник может быть отстранен.

Торги – поддержка или барьер для качества?

Хоть ответ считается очевидным, а современные торги и 44-ФЗ с его единственным ценовым критерием не ругал только ленивый, тон дискуссии был не обличительный, а скорее познавательно-разъяснительный. Профессионалы-водохозяйственники задавали практические вопросы по организации торгов и участию в них, а представитель Федеральной антимонопольной службы разъяснял, как в рамках существующего законодательства производители могут успешно продать свою продукцию, а водоканалы – без потери времени и средств приобрести нужный товар нужного качества.

Аудитория решала сама, как сделать положение о закупках, реально помогающим всем в сфере водоснабжения.

Самые дискутируемые вопросы:

•   Имеет ли смысл помимо цены вводить понятие удельной цены? Не секрет, что можно купить товар достаточно дешево, даже технически сложный, но его сервисное обслуживание обойдется втридорога, а период достойной жизни будет коротким. А более дорогой товар с весьма продолжительным гарантийным сроком и практически бесплатным сервисным обслуживанием в пересчете на срок службы обойдется значительно дешевле.

•   Возможно ли прописать необходимость сервисного центра и сервисного обслуживания в конкурсную документацию?

•   Возможно ли создание так называемых ассигнационных складов продукции (иначе – товарных кредитов), заполняемых поставщиком в соответствии с заранее известными потребностями предприятия?

•   Насколько соразмерны суммы штрафов со значительностью административных нарушений?Ведь сегодня несколько штрафов за незначительные нарушения способны практически разорить небольшое предприятие.

•   Для малых и очень малых предприятий водоснабжения, затраты на подготовку конкурсной документации часто превышают сумму самой закупки. Допустимо ли создание некоего отраслевого магазина, чтобы обращаться к поставщику (имеющему специальную аккредитацию, в том числе от ФАС) напрямую, без проведения конкурсного аукциона? Есть ли возможность мелким предприятиям уйти от «страшной и непонятной» процедуры подготовки конкурсной документации?

В. В. Соловьев, начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России:

– В принципе, у ФАС нет возражений, чтобы при проведении конкурсных процедур оценивались качественные характеристики и технологические свойства товаров. Однако на данный момент желание такой оценки не подкреплено никакими расчетными методами.

Когда к нам в Комиссию обращаются с подобными вопросами, я всегда отвечаю: хорошо, предложите, пожалуйста, критерии и формулы, по которым будем ставить оценки, понятные всем участникам конкурса. Когда вы сможете вывести качественный показатель в некую числовую оценку в своей конкурсной документации, открытую и понятную всем участникам процедуры, никто возражать против такого конкурса не будет.

Как и для каких-то новых схем закупок (складов, например) препятствий, в принципе, нет. Единственное – по этим складам на аукционе разыгрывается определенный тариф, прописываются права и обязанности сторон, которые четко должны быть исполнены. И понятны эти правила должны быть не только одной компании, но и всем другим, которые также выйдут на эти торги. И торгуйтесь ценой, и заключайте контракт, но на понятных публичных условиях.

С. Б. Сиваев, управляющий директор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования»:

– Наше законодательство написано настолько «изящно», что люди постоянно вопрошают: что нам делать, если действующий закон не позволяет нам работать? Очевидно, что это системная проблема, и РАВВ необходимо поднимать вопрос об оптимизации и упрощении существующих процедур и внесении изменений в законодательство. Да, работа не простая и не быстрая, но этим в любом случае нужно заниматься, потому что на закупки зачастую тратится время, сопоставимое с ведением профессиональной деятельности. Это ненормально, так быть не должно. Но главное, что должно быть – это эффективное тарифное регулирование. Хорошее тарифное регулирование должно способствовать тому, что чтобы объект регулирования был заинтересован в сокращении издержек. И тогда большая часть проблем по поводу закупок отойдет на зад­ний план. Не создав рациональные правила, обеспечивающие самоконтроль, эффективно ничего регулировать не получится. Практическая задача состоит в том, чтобы создать такие правила, которые подвигают участников к сокращению издержек.

А главная закупка, которую мы собираемся проводить, – это закупка частного инвестора в рамках концессионного соглашения, и в ней мы точно не должны ошибиться.

А. А. Кузнецов, генеральный директор ООО «Хавле Индустриверке»:

– Лично я против аукционных торгов ничего не имею, но, на мой взгляд, для покупателя не менее важным, чем просто цена, является соотношение цены и качества, срок службы, сервис. «Минус» аукционных торгов – в том, что они не позволяют выстроить долгосрочные отношения с партнером, применять ряд инструментов, которые зарекомендовали себя достаточно хорошо, – таких как накопительные скидки в зависимости от объемов закупки. Эта практика, устанавливающая скидку или обратные выплаты покупателю по итогам года, применяется во всем мире.

Пребывание постоянно в состоянии торгов, причем на смешные суммы в 100–150 тыс. рублей, приводит к тому, что мы живем одним моментом. Но в таких условиях очень тяжело выстраивать планомерную стабильную работу с клиентом. Наша компания пришла работать в Россию надолго и всерьез, мы заинтересованы в каждом проекте, каждой поставке, и со своими клиентами хотим выстраивать долгосрочные отношения.

Что касается ассигнационных складов, мы поддерживаем эту инициативу. Такая практика неплохо зарекомендовала себя в странах бывшего соцлагеря, например, в Польше, Чехии. Это выгодно поставщику, потому что он приобретает надежный канал сбыта, это выгодно и покупателю, так как забота о своевременном пополнении его ремонтного запаса лежит на партнере, а он может сфокусироваться на своих прямых обязанностях – поставлять воду.

Е. И. Бондарев, МУП «Водоканал», г. Ливны Орловской области:

– Сложности есть. Да, есть положение, что закупка на сумму более 100 тыс. рублей идет через торги. С одной стороны, это хорошо, потому что есть выбор по цене; разброс цен бывает до 50%, соответственно и экономия для нас существенна. Но справляемся: мелкие партии закупаем без торгов, и пока ФАС претензий не выставлял, а закупки на сумму более 100 тыс. у нас случаются не так часто, поскольку предприятие обслуживает город в 50 тыс. населения. Хотя, конечно, проблем и бюрократической мороки с подготовкой документации очень много – пришлось даже нанять дополнительного человека. Мой вывод: проблемы есть, но они решаемы и не препятствуют предприятию работать нормально.

 

Подготовила Светлана Соснова