ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/36 Июнь 2015 / ЭКОНОМИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ: ТАРИФЫ ПОДНЯТЬ, СТАВКИ СУБСИДИРОВАТЬ
ЭКОНОМИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ: ТАРИФЫ ПОДНЯТЬ, СТАВКИ СУБСИДИРОВАТЬ

ЭКОНОМИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ: ТАРИФЫ ПОДНЯТЬ, СТАВКИ СУБСИДИРОВАТЬ

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:

«Надо твердо понимать, что инвестиции в водоснабжение могут быть эффективными только при условии адекватного регулирования тарифов. При этом мы считаем возможным и необходимым в некоторых случаях опережающий рост тарифов для водоснабжения в рамках единого показателя даже в ущерб другим отраслям».

Тарифу разрешат расти

В последние годы сфера водоснабжения и водоотведения незаслуженно находилась «в хвосте» тарифных преобразований. В итоге в части тарифного регулирования сложился серьезный дисбаланс в пользу других отраслей. Причины тарифного «торможения» в сфере водоснабжения и водоотведения следовало искать в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, который до недавнего времени фактически являлся основным документом межотраслевого тарифного регулирования и приоритет в котором отдавался энергетике, а водоснабжение регулировалось по остаточному принципу. Год назад на конференции РАВВ в Чебоксарах РАВВ и Министерство строительства и ЖКХ договорились об изменении ситуации. В итоге показатели Прогноза социально-экономического развития РФ были скорректированы, отмена предельных отраслевых индексов внутри роста тарифов позволила отдать приоритет водоснабжению, и уже в 2014 году темп роста тарифов на водоснабжение и водоотведение в целом по стране был выше темпов роста тарифов на электроэнергию и газоснабжение. Отныне Прогноз социально-экономического развития, в отличие от предыдущих лет, не является приоритетным документом для установления тарифов и не устанавливает основные показатели развития инженерной инфраструктуры на прогнозируемый период.

И хотя представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации назвал эту победу «маленькой и локальной», по мнению РАВВ, ее значение трудно переоценить. Особенно вкупе с обретенным региональными властями правом самостоятельно регулировать тарифы на водоснабжение и водоотведение внутри единого предельного роста тарифов на услуги ЖКХ. Теперь губернатор и градоначальник может принимать решение о росте тарифа для целей модернизации хозяйства и (что очень важно!) нести за него ответственность.

Концессия. Концессия?

Немало вопросов и споров участников съезда вызвала позиция Минстроя о необходимости передачи неэффективных водоканалов в концессию. Основные опасения отраслевого сообщества связаны с возможностью бесконтрольного управления частным инвестором, его отказом погасить уже существующие долги и вкладывать собственные средства в развитие хозяйства, не говоря уж об умышленном доведении предприятий до банкротства. По мнению экспертов, существующая модель концессионного соглашения не подходит для малых, и даже средних городов.

Многие выступавшие высказывали мнение не спешить сбрасывать со счетов и акционирование, и договоры управления, и аренду, и инвестиционные соглашения, ибо даже ГУПы, при всех недостатках и резкой критике, в ряде крупных городов показывают свою состоятельность и перспективность. При этом в доработке концессионного законодательства следует идти по пути снижения чрезмерных ограничений и требований к частному инвестору, предъявляемых государством к проектам ВКХ.

При общем мнении, что передача предприятий в концессию должна происходить лишь при подписании обязательства погашения долгов, пока без четкого ответа остался вопрос, как мотивировать предпринимателя брать предприятие с долгами и не гасить их исключительно за счет потребителя. Одним из таких непростых решений при заключении долгосрочного концессионного соглашения является стартовый тарифный скачок. И отраслевое сообщество, и управленческие структуры его безусловно поддерживают, ибо все прекрасно понимают, что без этого шага привлечение капитала в модернизацию невозможно. «Мы поддерживаем этот скачок, но только если он обоснован, – подчерк­нул А. В. Чибис, – если обозначены целевые показатели, на которые выйдет предприятие в результате модернизации. Недопустимо требовать повышения тарифа без перечня конкретных задач, решение которых берет на себя концессионер, без понимания, что именно изменится для потребителя. Рост тарифов в обмен на частные инвестиции – это понятно, честно, возможно».

Господдержка для ВКХ

Нестабильность на валютном рынке и рост ставок по кредитам в конце 2014 и начале 2015 года серьезно затормозили принятие решений потенциальными инвесторами, поскольку стоимость заемных денег сделала кредиты для отрасли совершенно неподъемными. Минстрой подготовил ряд решений, позволяющих снять остроту проблемы.

Во-первых, утвержден механизм субсидирования процентной ставки до 12% годовых по кредитам, направляемым в коммунальную инфраструктуру. На эти цели предполагается выделить порядка 4 млн рублей, которые будут распределяться через Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Во-вторых, инфраструктурные проекты стоимостью 500 млн рублей и выше получат льготное кредитование.

В-третьих, для малых (численность до 150 тыс. чел.) городов подготовлен механизм софинансирования части стоимости инфраструктурных проектов в коммунальной сфере, поскольку в таких хозяйствах обеспечить возврат инвестиций лишь за счет тарифа невозможно.

Помимо этого, на обсуждение в Госдуму будет внесен законопроект об ужесточении платежной дисциплины в сфере жилищно-коммунальных услуг.

 

Подготовила Светлана Соснова

 

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской

Федерации:

– Диспропорция в ущерб водоснабжению в пользу других отраслей в части тарифного регулирования недопустима, как недопустимо существование такого количества убыточных предприятий. И позиция Минстроя РФ здесь однозначна: во-первых, инвестиции в водоснабжение будут эффективными только при условии адекватного регулирования тарифов, а во-вторых, неэффективные предприятия должны выставляться на конкурс, по результатам которого передаваться в управление на основании модели концессии. При этом мы понимаем, что очень часто предприятие неэффективно не из-за плохого управления, а из-за неадекватного тарифного регулирования, и только публичность процедуры оценки и, главное, адекватное формирование финансовой модели позволят эту ситуацию преломить. Существующая на сегодня модель концессии подразумевает публичную собственность, а также возможность в рамках концессионных соглашений использовать в качестве привлекаемых кредитов установленные целевые показатели деятельности и гарантированную формулу цены на весь срок концессии, поменять которые никто не вправе.

Сфера водоснабжения и водоотведения – это, в первую очередь, бизнес. И не важно, является собственником государство или частное лицо, это предприятие должно быть эффективным. Говорить, что это социальное предприятие, поглощающее деньги налогоплательщиков и покрывающее за счет них убытки, неправильно. Тем более мы видим интерес к данной сфере со стороны инвесторов, успешные примеры, доказывающие, что мотивация для эффективных преобразований есть. Как ни парадоксально, но в кризис сфера ЖКХ (и водоснабжения в том числе) становится одной из самых привлекательных, и главная причина этого – в гарантированном прогнозируемом внутреннем спросе на эти услуги. Другое дело, что не все предприятия интересны для вложений, и здесь еще есть над чем работать и федеральным, и региональным властям, чтобы концессия была удобна и власти, и бизнесу.

Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Сергей Зинченко:

– В водохозяйствах страны сложилась весьма неравномерная ситуация. С одной стороны, есть города, где достаточно приличный тариф 30–35 рублей позволяет осуществлять нормальное обслуживание систем водоснабжения и водоотведения и выстраивать грамотную инвестиционную политику, привлекать инвесторов. С другой – есть территории, где тариф «замерз» на цифре 5–7 рублей. Возможно, с точки зрения сбережения кошелька населения это хорошо, но с точки зрения состояния системы водоснабжения и водоотведения – совсем наоборот: система не развивается, а разваливается, не осуществляется ремонт существующих головных и очистных сооружений, сетевого хозяйства, ухудшается качество подаваемой воды.

Перед отраслью очень остро стоит вопрос, как сделать тариф экономически состоятельным, чтобы он позволял вести экономическую деятельность и не обрушил всю систему платежей на таких территориях.

Решение его мы рассматриваем в свете использования инструментов для привлечения инвестиций. В нынешних экономических условиях найти структуры, способные и готовые брать основные фонды в концессию, очень непросто. Нам нужно найти такие инструменты, не концентрируясь исключительно на одной модели (концессии), но и не отвергая ее, чтобы с учетом специфики конкретной территории и конкретного предприятия разработать наиболее оптимальный вариант вывода его на рентабельность.

Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова:

– Заявляя о необходимости увеличить тариф, РАВВ не может отмахнуться от вопроса: «Думаете ли вы про население?» Уверяю, мы не просто думаем, мы очень думаем. Но если мы хотим подавать потребителю воду из-под крана качеством не хуже, чем в Европе, то это стоит определенных денег.

Мы настаиваем на повышении тарифов не потому, что мы такие жадные или не понимаем, что это бьет по карману населения. Это не жадность – это здравый смысл, который продиктован заботой о потребителе. К сожалению, часто приходится выбирать в соответствии с поговоркой «Дешево да гнило, дорого да мило».

Для равнения: среднеевропейский тариф на воду составляет 2 евро, средний по России – 10 евроцентов, при том что пользуемся мы теми же технологиями, оборудованием, расходными материалами. Увы, «задешево» мы не можем обеспечить то качество воды, которого достойны жители Российской Федерации.