БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/36 Июнь 2015 / ДОРОГИ КАРЕЛИИ: ОТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДО РАЗВИТИЯ
ДОРОГИ КАРЕЛИИ: ОТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДО РАЗВИТИЯ

ДОРОГИ КАРЕЛИИ: ОТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДО РАЗВИТИЯ

Республика Карелия – регион, чье дорожное хозяйство имело стратегическое значение для СССР, немало пострадало во время Великой Отечественной войны и было восстановлено в короткие сроки. Сегодня дороги Карелии не утратили своей значимости для Северо-Запада, прежде всего вследствие уникального геополитического положения республики. Поэтому безопасности и качеству дорог здесь уделяют особое внимание – как на муниципальном, так и на федеральном уровнях.
На вопросы журнала отвечает глава Республики Карелия Александр Худилайнен.

– Какой ущерб был нанесен дорожно-транспортному комплексу Карелии во время войны и какие организации принимали участие в его восстановлении?
– Ущерб, нанесенный автодорогам Карелии Великой Отечественной войной, был велик: 723 км разрушенных дорог, около 850 пришедших в негодность мостов на дорогах республиканского и местного значения.
Восстановлением автодорог в послевоенное пятилетие занималось Управление шоссейных дорог НКВД КФССР. В 1950-е годы происходили почти непрерывные реорганизации и переименования органов, руководящих дорожным хозяйством Карелии и осуществляющих восстановительные дорожные работы. В настоящее время ни одной из дорожно-строительных, мостостроительных организаций, принимавших участие в восстановлении разрушенного войной дорожно-транспортного комплекса, в Республике Карелия не сохранилось.

– Сегодня Карелия является важнейшим регионом, связывающим несколько областей СЗФО и Финляндию. В какой степени дорожно-транспортная сеть отвечает современным потребностям внутренних и транзитных перевозок?
– Действительно, по автодорогам Республики Карелия осуществ­ляется связь между Ленинградской, Вологодской, Архангельской, Мурманской областями, а также обеспечивается выход к пунктам пропуска на границе с Финляндией.
В силу своего географического положения Карелия играет важную роль в развитии европейской транспортной инфраструктуры и региональной организации перевозок грузов. Через территорию Карелии проходят два общероссийских транспортных коридора:
– № 2 «Мурманск – Петрозаводск – Санкт-Петербург – Новгород – Тверь – Москва – Тула – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск – Сочи», обеспечивающий автотранспортные связи южных и центральных областей России с Рес­публикой Карелия и Мурманской областью;
– № 9 «Санкт-Петербург – Каргополь – Котлас – Сыктывкар – Кудымкар – Пермь с подъездами Пудож – Медвежьегорск», связующий направление запад – восток по кратчайшему расстоянию, а также обеспечивающий транзит грузов из восточных областей в Финляндию.
Кроме того, по территории Рес­публики Карелия проходят важнейшие межрегиональные и международные автотрассы. В частности, это федеральные автодороги (Р-21 «Кола», А-121 «Сортавала», А-119 Вологда – Медвежьегорск) и автодороги регионального значения (Лоухи – Суопрея, Кочкома – Тикша – Ледмозеро – Костомукша – госграница, Олонец – Вяртсиля, Ихала – Райвио – госграница, Петрозаводск – Ошта, Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож).

– Каково состояние федеральных и региональных дорог Карелии?
– Эксплуатационное состояние сети федеральных автодорог Республики Карелия в целом соответствует современным потребностям внутренних и транзитных перево­зок. В последние годы осуществляется ряд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту участков автодорог, не соответствующих нормативным требованиям. Что касается транспорт­но-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения, оно пока не в полной мере отвечает ожиданиям пользователей автодорог. На сегодняшний день доля автомобильных дорог регионального значения Республики Карелия, соответствующих нормативным требованиям, составляет 29%. Большинство региональных автодорог в регионе было построено по строительным нормам, учитывающим нагрузки до 6 тонн на ось. Асфальтобетонное покрытие дорог часто эксплуатируется при наличии значительного количества дефектов (выбоин, просадок, колейности и др.) и в условиях так называемого «недоремонта», по­этому состояние автодорог требует выполнения ремонтных работ все в больших объемах. Помимо этого, на большей части автодорог с гравийным и щебеночным покрытием само покрытие практически отсутствует, дороги фактически являются грунтовыми, наблюдается выход валунов, лежневки, а также многочисленные размывы земляного полотна. Также следует отметить, что 50 мостовых сооружений, в большинстве своем деревянных, находятся в неудовлетворительном состоянии. В ряде случаев по ним ограничено движение грузового автотранспорта либо организованы объезды. Надо признать, что недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики Республики Карелия и является одним из наиболее существенных ограничений темпов роста социально-экономического развития Республики Карелия, поэтому совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования имеет важное значение для региона.

– Какие значимые объекты транспортной инфраструктуры возводятся сегодня на территории Республики Карелия?
– В настоящее время продолжается строительство участка автомобильной дороги федерального значения А-121 «Сортавала», по которой обеспечивается автотранспортное сообщение между Республикой Карелия и Ленинградской областью на км 173 – км 197, начато строительство участка на км 424 – км 445, осуществляется капитальный ремонт участка на км 370 – км 390, ремонт участка на км 313 – км 370.
Ввод этих объектов в эксплуатацию позволит обеспечить растущие потребности развития экономики в автомобильных перевозках при постоянном увеличении интенсивности движения автотранспортных средств.
Кроме того, реализация указанных проектов будет также способствовать увеличению туристического потока из Ленинградской области в Республику Карелия, в том числе к Валаамскому монастырю и к другим туристско-рекреационным объектам Карелии.

– Отразилась ли экономическая ситуация в России на финансировании дорожного строительства? Какие объекты были выбраны приоритетными?
– На строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального значения Республики Карелия и искусственных сооружений на них в 2015 году планируется направить 435 млн рублей или 73,4% к уровню 2014 года (592,5 млн рублей). При этом в первую очередь средства из Дорожного фонда Республики Карелия направлены для обеспечения ввода в эксплуатацию в 2015 году объектов дорожного хозяйства, имеющих высокую степень готовности. Речь идет о реконструкции участка автодороги Ихала – Райвио – госграница, км 0 – км 14; реконструкции участка автодороги Ихала – Райвио – госграница, км 14 – км 28; строительстве мостового перехода через р. Кузрека на км 19+100 автодороги Беломорск – Сумпосад – Колежма.

– Работают ли на объектах транспортного строительства компании Санкт-Петербурга и Ленинградской области? Какими преимуществами они обладают перед карельскими ДРСУ?
– Одной из основных подрядных организаций, ведущих работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог в Республике Карелия, является ЗАО «ВАД» (Санкт-Петербург). Следует отметить, что работы выполняются с высоким качеством, а также с применением современной техники и оборудования. При этом предприятие способно выполнять значительные объемы работ в крайне сжатые сроки. Что касается карельских ДРСУ, то в основном ими выполняются работы по содержанию сети автодорог регионального значения Республики Карелия, а в работах по строительству и реконструкции автодорог в республике они не задействованы.

– Какие задачи по развитию и модернизации предстоит решать дорожно-транспортному комплексу Республики Карелия?
– В ближайшей перспективе основными задачами по развитию и модернизации автодорожной сети в Республике Карелия будет являться продолжение работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог федерального значения. Также мы планируем повысить показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия и сократить количество искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения. Помимо этого, будут проведены работы по устранению неудовлетворительных дорожных условий, являющихся причиной снижения средней скорости движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и возникновения дорожно-транспортных происшествий.

ДЛЯ СПРАВКИ:
Сегодня плотность автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия составляет 43,2 км на 1 тыс. кВ. км (средний показатель по Российской Федерации – 44 км). По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Карелии составляет около 9 км на 1 тыс. жителей, что в 1,7 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации (5,3 км на 1 тыс. жителей).


Беседовала Елена Рачкова