ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/36 Июнь 2015 / Беломорканал – работа на ПиКЕ возможностей
Беломорканал –  работа на ПиКЕ возможностей

Беломорканал – работа на ПиКЕ возможностей

Беломорско-Балтийский канал переживает сегодня масштабную модернизацию, которая позволит этому уникальному гидротехническому сооружению функционировать в формате XXI века, рассказывает генеральный директор ООО «ПиК» Александр Павлов.

– Александр Викторович, за 22 года работы в гидротехническом строительстве ваша компания изучила практически все водные объекты Северо-Запада. А в чем состоит спе­цифика именно Беломорско-Балтийского канала?

– Беломорско-Балтийский канал, пожалуй, находится в самых суровых климатических условиях. Там самый короткий навигационный период, самые низкие температуры. К примеру, зимой столбик термометра опускается до –46°C! Так что реконструкция проходила в жестких условиях. И это при наличии современной техники, оборудования, материалов. Честно говоря, о первых строителях этого сооружения вспоминаешь с глубочайшим уважением. Иначе как подвигом их труд назвать нельзя. Ведь сложный гидротехнический объект был построен буквально за год. Многие серьезные специалисты обсуждали этот вопрос, и никто не решался сказать, что справился бы с этой задачей сегодня. Тогда были действительно великие люди, великие инженеры. Поразительно и качество самого строительства. По сути дела, нам этот объект достался в первозданном виде. То есть 80 лет он прослужил в суровых условиях Севера, и только сейчас осуществляется глобальная реконструкция.

– Какие виды работ выполняет ваша компания?

– Мы осуществляли ремонт бетонных устоев на 10-м и 11-м шлюзах. Кроме того, на 10-м шлюзе мы построили семь зданий, включающих в себя блок служебно-бытовых помещений, здания механизмов, здание управления шлюзом, а также выполнили большой комплекс благоустройства и дорожных работ. Сегодня можно сказать, что на 90% условия контракта уже исполнены.

Конечно, особого внимания потребовала организация бетонных работ. Чтобы обеспечить соблюдение технологического процесса, необходимо было создать требуемую окружающую среду. При бетонировании очень важна температура воздуха и влажность. Необходимо контролировать температуру массива самой конструкции, постоянно ее поддерживать на время твердения бетонной смеси. Поскольку работы велись и в зимний период, были оборудованы тепляки, в которых температура воздуха не опускалась ниже +5°С. Также осуществлялся прогрев самого массива. Шлюзы находятся в скальном массиве, что чревато большой отдачей холода. Кроме того, большую проблему создавала фильтрация воды сквозь массив, так что потребовалось водоотведение и водоотлив. При реконструкции нам важно было обеспечить сплошность массива, ибо только при соблюдении всех условий можно было добиться высокого качества и прочности самих конструкций.

– Наверное, и бетонные смеси использовались какой-то особой марки?

– Да, все материалы, в том числе и бетон, были немецкого производства. Мы получали готовую сыпучую смесь на базе цемента MacFlou. Вообще, должен сказать, что контроль качества производства работ велся на всех уровнях. С самого начала уже в разработке технологии зимнего бетонирования принимали участие представители компании – поставщика бетона. Беломорский канал – объект стратегического значения, поэтому ни малейшего отступления от проекта здесь не допускалось.

Для обеспечения дополнительной защиты применялись высококлассные антикоррозионные составы, которые уже доказали свою эффективность на других гидротехнических сооружениях. На сегодняшний день это лучшие материалы в своем сегменте. Работа с ними предполагает точное соблюдение технологии нанесения, использование специального фирменного оборудования, создание специальных условий по температуре и влажности окружающей среды. Контроль за соблюдением всех технологических процессов велся жесточайший – как со стороны заказчика, так и со стороны представителя компании-производителя.

Несмотря на то, что практически все материалы, оборудование и механизмы были немецкого производства и значительно выросли в цене после введения санкций, их никто не пытался заменить.

– Неужели в России нет собственного производства аналогов тех же бетонных смесей?

– Разумеется, сегодня уже существуют и собственные разработки и аналоги. За последние 20 лет российская стройиндустрия шагнула далеко вперед. Однако проект разрабатывался не один год. Были выбраны на тот момент лучшие, самые передовые материалы и технологии. Проект продуман до мелочей, в нем учтен многолетний опыт эксплуатации канала. После реконструкции это будет объект совершенно новой формации – можно сказать, доведенный до совершенства.

– Неужели не останется ничего от памятника сталинской архитектуры?

– Безусловно, архитекторы сохранили внешний облик Беломорско-Балтийского канала. Фасады зданий, которые мы построили, сразу напоминают об архитектуре 1950-х годов. Уверен, это особенно оценят туристы, желающие окунуться в историческую атмо­сферу времени ударных строек. При этом созданы комфортные условия для обслуживающего персонала шлюза, а также подведены нормальные дороги, выполнено благоустройство. То есть мы сохранили лучшее, сохранили историческую память и позволили объекту функционировать в формате XXI века.

– Сжатые сроки повлияли на организацию работ. Возникла ли необходимость приглашать на субподряд местные строительные организации?

– Да мы практически всегда работаем в условиях сжатых сроков, привыкли. Кроме того, гидротехническое строительство – это особая сфера, в которой уже сложился пул подрядных организаций, хорошо знающих друг друга и успешно взаимодействующих. Инженерный состав у нас исключительно свой, все это проверенные кадры, десятилетиями работающие на гидросооружениях. Существуют даже целые династии гидростроителей. Их профессиональный опыт бесценен. Поэтому всего за три межнавигационных периода мы практически завершили все основные работы. Сейчас заканчиваем благоустройство, наводим косметику – в общем, готовим объект к сдаче в эксплуатацию.

– Вы работали в местах исторических строек, причем, что называется, «не затоптанных» туристами. Случались ли какие-то интересные находки?

– Действительно, карельские леса, Беломорско-Балтийский канал – это удивительно красивые и интересные места, хранящие историческую память прошлых поколений. Там раздолье для поисковиков. Находки встречались постоянно. Так, например, рядом с 10-м шлюзом мы обнаружили необычный памятник. Как выяснилось, когда-то там находился заброшенный рудник вековой давности. И вот на месте его установлен настоящий ковшик, который участвовал в добыче медной руды. Эти осколки прошлого словно привет от прошлых поколений строителей.

– А вы оставите свой знак для будущих строителей?

– Думаю, надо будет это сделать… А вообще наш фирменный знак – это качество проделанной работы. Я считаю, что обновленный Беломорско-Балтийский канал прослужит не менее 50 лет, прежде чем потребуется его модернизация. При этом его эксплуатация будет осуществляться на совершенно ином уровне. Полная автоматизация управления позволит оперативно реагировать на изменение обстановки, учитывать объем грузопотоков сразу на всех шлюзах. Грузовладельцами еще не до конца оценены возможности канала как транспортного коридора, позволяющего транспортировать грузы любой массы и габаритов. Это стратегически важная артерия, которую надо развивать и активнее интегрировать в транспортную систему России.

Группа компаний «ПиК»

ООО «ПиК»

194017, Санкт-Петербург

ул. Гданьская, 18, корп. 3

тел./факс: 8 (812) 554-4624,

8 (812) 552-6707

secretar@ooopic.ru

 

ООО «СК "ВОДА"»

194017, Санкт-Петербург,

ул. Гданьская, д.18, корп.3

тел./факс: 8 (812) 554-4624,

8 (812) 552-6707

secretar@skvoda.ru

 

ООО «Вытеграстрой»

162900, Вологодская область

г. Вытегра, пр. Ленина, 96

тел.: 8 (81746) 245-24

ooo_vs@mail.ru

 

Беседовала Елена Рачкова