БЦ Вант
ППРК-Сервис
ТРИШКИН КАФТАН

ТРИШКИН КАФТАН

В новейшей мировой истории, окутанной пеленой лицемерия, алчности и двуличия, наступили переломные времена, когда вышеназванные пороки привели человечество к многочисленным жертвам. Наше издание всегда было далеко от политики, целью редакции являлись объективная оценка строительного рынка, обмен информацией о современных технологиях и объединение строительного сообщества. Но сегодня одним из инструментов мировой политики все чаще становится спекуляция на всемогуществе современных технологий. В прессе звучат заявления о том, что можно безболезненно игнорировать технологические процессы в угоду определенным политическим целям. Наш журнал, будучи специализированным изданием, решил разобраться, можно ли в действительности изменить технологии поставок газа в Европу. Для этого мы задали ряд наиболее обсуждаемых вопросов члену редакционного совета журнала, техническому директору Nord Stream AG к.т.н. С. Г. Сердюкову.

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

 А. С. Пушкин

 

Нет «старых» личностей средь вас,

А «Свет» ваш крутит вспять наш газ.

 Народный фольклор

Углеводороды: различие химических связей и разность политических влияний

 

– Сергей Гаврилович, сегодня одним из самых злободневных вопросов для всего европейского сообщества является безопасность поставок газа через территорию Украины, однако, несмотря на то что этим путем в Европу осуществляются также поставки нефти, например по нефтепроводу «Дружба», вопрос практически не обсуждается в прессе. Как вы считаете, с чем это связано? Европа готова остаться без российской нефти, перебои в ее поставках никого не пугают?

– Как мне кажется, причин тому несколько. Во-первых, для поставок нефти можно использовать альтернативные источники, незначительно влияющие на конечную цену для потребителя. Так, для осуществления танкерных поставок нефти не требуется применения каких-то особых технологических процессов, к примеру, сжижения.

Во-вторых, специально под использование нефти не требовалось перестраивать системы энергообеспечения промышленной и жилой инфраструктуры. Тогда как за последние тридцать-сорок лет в Европе основным источником энергии стал газ, что повлекло за собой создание кардинально новой энергетической системы. И конечно сегодня это может стать большим козырем в руках оппозиции и критиков действующей европейской власти. Каким образом ранее отапливались поселки с населением в пять тысяч человек? Да очень просто – углем, со всеми вытекающими последствиями: такими как сажа, кисловатый запах, проблемы транспортировки, необходимость утилизации остатков горения, технологическая сложность автоматизации процесса отопления зданий. Тогда многие сторонники действующей власти набрали немало очков на обещаниях все переоборудовать под газ и сделать более удобной жизнь европейцев. Автоматизированный котел и комфортная температура в помещениях в холодное время года, исчезновение необходимости вставать в пять утра для растопки печи, полное отсутствие остатков горения. Естественно, люди выбрали эти блага и, соответственно, отдали свои голоса политикам, в чьи программы эти блага входили. В Европе в первую очередь на газ перевели котлы, затем центральные котельные, впоследствии были разработаны и успешно применены комбинированные установки, позволяющие перерабатывать до 42% потенциала газа в электроэнергию, а выделяющееся тепло использовать для отопления. Таким образом, коэффициент использования газа составил почти 80%! Такой практичный европейский подход – минимум потерь и максимум пользы – нам еще предстоит перенимать. А ведь эта колоссальная работа была проведена достаточно расчетливо, с перспективой на целые поколения вперед. Именно поэтому европейцы, заключая договоры с Газпромом, делали акцент на то, чтобы они были долгосрочными, а объемы поставок газа стабильными и прогнозируемыми. На сегодняшний день с некоторыми странами Евросоюза заключены договоры сроком до 35 лет. И вдруг сейчас возникает вопрос отказа от российского газа… Что спровоцировало такие рискованные мысли?

Европейские политики ставят нам в упрек присоединение Крыма – то, что россияне, согласились принять в свои ряды своих же, русских граждан. При этом был проведен референдум, люди сами сделали свой выбор. Ни один, повторяю, ни один из множества европейских наблюдателей не зафиксировал никакого внешнего давления на волеизъявление крымчан. Обратите внимание, в Крыму все спокойно: ни восстаний, ни митингов несогласных, причем сегодня, в условиях информационной войны, подобной информации не слышно и со стороны западных СМИ, поскольку таких прецедентов просто нет. И вдруг нас начинают шантажировать и запугивать санкциями отказа от российского газа!

 

– Вот именно, хотелось бы понять, почему?

– К сожалению, все очень просто и грустно. О своем народе никто не думает, все занимаются политикой. Настоящие реформы, направленные на улучшение жизни людей, в свое время реализовывали такие личности, о которых потомки будут вспоминать с восхищением. А что мы видим сегодня? Кто занимает руководящие посты? Разве можно сравнить их с легендарным генералом Шарлем де Голлем, великими премьер-министрами Уинстоном Черчиллем, Маргарет Тэтчер, Сильвио Берлускони или Гельмутом Колем? Последним трезвым практиком в немецкой политике был Герхард Шрёдер. Правление каждого из этих масштабных руководителей было отмечено серьезными вехами в развитии государств. Так, благодаря дальновидности и дипломатичности Гельмута Коля произошло воссоединение Германии. А что мы наблюдаем сегодня? Я при назначении новых людей на руководящие посты в Европе или России стараюсь всегда читать их биографию. И с сожалением констатирую: народ мельчает. Раньше было много ярких руководителей, имеющих практический опыт управления, хозяйствования, а что сейчас? Одни теоретики, выпускники университетов управления. Где те профессионалы, кто прошел путь от рабочих специальностей до руководящих постов? Где специалисты? Мне кажется, в этом одна из главных причин кризиса современной европейской, экономики. Теория разнится с практикой, не часто, но, как правило, в самых ответственных моментах.

Цена на газ

тянет Украину на дно

 

– Нынешняя ценовая политика Газпрома многими СМИ расценивается как метод давления на Украину, которая находится сегодня в состоянии гражданской войны. Вам не кажется, что в таких условиях повышение тарифов на газ – это, по сути, затягивание петли на шее украинской экономики?

– Вы сейчас озвучили именно ту версию, которая преподносится людьми, не желающими оценивать ситуацию объективно. Какое повышение тарифов? Когда их повысили? Судите сами: Европа сегодня покупает газ, в среднем за $385 за 1000 м3. Украине же газ мы поставляли за $265. И при таких льготных тарифах власти Украины не заплатили ни цента, а потом и вовсе отказались платить. То есть потреблять они не отказываются, а платить – увольте. Естественно, после этого Газпром аннулировал все скидки и перестал идти на уступки. А кто бы поступил иначе? Представьте, что вы берете кредит у банка. Любой стандартный договор предусматривает возможность отсрочки погашения кредита в случае увольнения заемщика с работы или временной утраты трудоспособности. Пишется заявление, банк идет на уступки. А здесь что? Тишина. Ни платежей, ни заявлений. Так о каком повышении тарифов идет речь? Даже по самым низким ценам мы не получили ни цента. Это лишь разговоры, целью которых является опорочить Россию и создать образ врага.

 

– Но сегодня Россия выходит на цену в $485, это разве не завышенная цена для братского народа?

– Как я уже говорил ранее, Украина не приняла цену и в $265, которую необходимо было обеспечивать определенными условиями, а именно своевременной оплатой. Цена, предлагаемая сегодня, это реальная цена на газ для сторонних покупателей, она нисколько не завышена. Просто теперь Украина лишена скидок, и эти условия прописаны в заключенном ранее договоре, с которым в свое время и правительство Украины, и Нафтогаз были согласны.

Вы, наверное, зададитесь вопросом, почему для Украины цена выше, чем для Европы? Так вот для Европы эта цена также оговорена контрактом, согласно которому европейские страны принимали участие в развитии газотранспортной системы России и освоении месторождений. Мы получаем от Европы немалые инвестиции, а Европа в свою очередь – скидку на газ. Поверьте, ни Газпрому, ни Европе не выгодны перебои поставок из-за украинских политических проблем. А они, к сожалению, уже случались, поскольку за поставленный товар надо платить, даже если этого очень не хочется. А ведь не хочется! Представьте себе, как замечательно бы было прийти в супермаркет, набрать все, что понравилось, а потом еще и не платить. Но такие действия противоречат всем законам торговли, где первое правило: товар – деньги – товар…

 

Евро-ноу-хау. Поиск альтернативных источников газа взамен российского

 

– В ЕС сегодня довольно много разговоров ведется о том, что необходимо срочно найти альтернативу российскому газу. Насколько они обоснованны?

– Украинская нестабильность спровоцировала многих европейских политиков к высказываниям против России. Позиция противника России сегодня – очень выгодный политический ход. Чем лучше скажешь против, тем больший рост карьеры ждет впереди. Пример тому – заявления о том, что причины авиакатастрофы ТУ-154 польских ВВС под Смоленском в 2010 году, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, необходимо пересмотреть. Предлагается провести новое расследование, хотя ранее озвученные причины этой трагедии были признаны и специалистами, и общественностью. Но сегодня некоторые политики уже увязывают в единый узел и авиакатастрофу, и ситуацию в Крыму, и российский газ. Ранее при заключении договоров главными условиями были бесперебойные своевременные поставки газа и его качество. Сегодня у Европы нет никаких претензий ни по качеству голубого топлива, ни по срокам и объемам трафика. Газпром безупречно выполняет все свои обязательства. И на этом фоне появились разговоры об энергетической независимости от России. Хотя ни Газпром, ни Россия никогда не ставили перед Европой каких-либо дополнительных условий со ссылкой, что в случае несогласия «отключим газ». А они этого панически боятся. Почему? Да все очень просто: демократия такая в Европе – доказывать свою правоту с позиций силы и санкций, отметая дипломатические инструменты и нормы международного права. Европейские политики уверены, что, будь они на месте России, они уже давно отключили бы газ и выставили свои условия. Вот вам и причина страха – они боятся своего отражения в зеркале.

Альтернативными источниками поставок газа называют даже США, хотя почему-то забывают, что Америка сама является импортером газа, тот объем, который она добывает, не удовлетворяет потребности внутреннего рынка. Однако продолжает муссироваться тема строительства заводов по сжижению газа в США и отправки его танкерами в Европу. При этом как-то замалчивается, что Европе придется построить не один завод по переводу газа из жидкого состояния в газообразное для закачки его в газопровод и доставки конечному потребителю.

 

– Что вообще представляет собой процесс сжижения и перевода в газообразное состояние голубого топлива? Позволяют ли современные технологии сделать его экономически оправданным, учитывая расходы на транспортировку?

– Это достаточно сложный технологический процесс. В общих чертах все происходит следующим образом: сначала газ добывается обычным методом, после чего поставляется по газопроводам на завод по сжижению газа. Там газ сжижают путем понижения температуры до –161 °С, предварительно удалив из него углекислый газ, это тоже достаточно сложный и затратный процесс. Если углекислый газ не будет удален, то при сжижении природного газа, т. е. понижении его температуры до –161 °С, СО2начнет превращаться в массу, напоминающую сало, которая впоследствии отвердеет и закупорит все отверстия. Далее, после удаления СО2и сжижения СПГ переливается в метановозы или танкеры для последующей транспортировки, здесь также очень важно не потерять газ, т. е. он должен быть перелит в строгом соблюдении условий герметичности и температурного режима. Это сосуды с фантастической термоизоляцией, препятствующей теплопритокам от солнца и теплого воздуха.

Следующий этап – это транспортировка СПГ морским путем. Здесь тоже есть свои нюансы. Резервуары танкеров должны быть особым образом теплоизолированы при помощи экранно-вакуумной изоляции, т. к. при нагревании газ переходит в газообразное состояние, за счет чего в резервуаре повышается давление. Коэффициент сжатия СПГ равен 600, это значит, что в 1 м3 сжиженного природного газа содержится 600 м3 несжиженного. Но пока технологически невозможно обеспечить идеальную теплоизоляцию, поэтому при транспортировке газ все равно нагревается и при достижении давления в несколько миллибар он стравливается в специальные резервуары. Такой процесс называется сдувкой. В танкере сдувается примерно 0,1% от общей массы газа в сутки.

Существует еще один важный момент: при перевозке газа танкеры вынуждены идти не прямым курсом, а галсами, для того чтобы газ в резервуаре прогревался равномерно. Иначе от разницы температур начнется процесс его стратификации, т. е. расслоения. В сжиженном газе конвекционный обмен температурами происходит очень незначительно, в результате газ способен разделяться на слои разных температур. Таким образом, с теневой стороны судна газ будет оставаться холодным, а на солнечной – нагреваться, что приведет к нерасчетному повышению давления. Расстояния от Америки до берегов Европы не так уж малы, и потери газа при транспортировке будут значительными, прибавьте сюда затраты на транспортировку. Мы сейчас даже не берем во внимание такие проблемы, как преодоление неспокойных широт и форс-мажорные обстоятельства.

После прибытия судна в порт газ необходимо будет снова перелить в береговые резервуары, после чего регазифицировать на специальном заводе. Кстати, для перевода СПГ в газообразное состояние требуется достаточно большое количество теплоты из воды. Совокупность всех этих факторов и будет определять конечную цену, которая вряд ли покажется европейским потребителям приемлемой. Да и того количества, которое необходимо сегодняшней индустриальной Европе, в Америке просто нет.

 

Аверс и реверс. Технология или политическая демагогия?

 

– Сергей Гаврилович, вопрос возможности реверсной поставки газа на Украину со стороны Европы – это один из наиболее обсуждаемых вопросов в области поставок газа. Почему шумят, в чем здесь проблемы?

– Специалистам в этом вопросе все предельно ясно, а шум поднимают те люди, которые в технологиях вообще ничего не понимают. Суть вопроса в том, что для Украины, после отмены скидок, цена на газ составляет 485 долларов за 1000 м3, а в Европу, например в Германию, газ поставляется по 350 евро за тот же объем. Вот здесь и появились экономисты-благодетели, которые решили: раз газ у нас дешевле, то мы можем его поставлять Украине сами.

Эту идею я бы назвал первой стадией технологического кретинизма, когда человек с калькулятором принимает решения по вопросам космического масштаба. Далее поступили первые предложения о том, чтобы Газпром продолжал поставлять газ в том же объеме, как и ранее, но только теперь весь этот газ пойдет для Европы, а Украина будет потреблять столько, сколько ей нужно из газотранспортной системы по ходу движения газа в Европу. В поставках газа при расчетах существует точка сдачи, которая является «священной». Если объем газа, прошедший через эту точку, составил определенный объем, значит, этот объем газа и был поставлен потребителю. Это как в современном супермаркете: с товаром можно ходить по магазину сколько угодно, но если человек с товаром прошел кассу и не заплатил, значит, произошел факт воровства. И точка сдачи указана для каждой из стран – импортеров газа отдельно, со всеми координатами ее нахождения. То есть газ, который мы поставляем в страны Европы, должен обязательно пройти эту точку сдачи, и только тогда Газпром вправе требовать оплаты данного объема газа. А если Украина будет потреблять газ по пути следования, то оплачивать Европа его не должна, и это подтвердит любой международный суд. Тогда после приведения этих очевидных доводов, появились следующие мысли и предложения.

Хорошо, раз так, то пусть газ пройдет точку сдачи, а потом Европа организует его поставку назад на Украину – реверсно. Те, кто поддержал эту идею, – люди, страдающие не только технологическим, но и еще, как мне кажется, экономическим кретинизмом, причем одновременно. Экономическим, потому что никто не подумал о том, что если ранее Украина не оплачивала газ по 265 долларов, с чего это вдруг она начнет за него платить по 380 евро. А технологическим, потому что технологически это никак невозможно.

 

– В чем заключается сложность или невозможность такого процесса?

– Газотранспортная система строилась таким образом, чтобы ее пропускная способность соответствовала объему потребляемого газа. Да, конечно, она прокладывалась с небольшим запасом, потому как на пределе ни одна система полноценно работать никогда не сможет. Известно, что газ идет со стороны России и поступает на Украину, а потом в Европу. Так вот газотранспортная сеть спроектирована с таким расчетом, что определенный поток газа поставляется на территорию Украины, а потом по мере удаления от границы с Россией объем пропускной способности трубопроводной системы идет на убыль. Например, через границу России и Украины проложено 10 трубопроводов, а это одна система потребления газа. Далее по мере прохождения точек получения газа на Украине количество труб уменьшается, их становится 9, 8, 7 и т. д. Трубопроводов становится меньше, и потребителей становиться меньше. В конце концов, самый последний потребитель получает газ лишь по одной трубе. Сегодня предлагается прокачать весь газ через территорию Украины – это тот объем, который потребит Европа плюс весь объем, который потребит Украина. Но это невозможно. К примеру, водой через трубу диаметром 20 мм за сутки ну никак не получится заполнить цистерну в 25 м3. Не пройдет сумма потребляемого европейского газа вместе с украинским через проложенные газопроводы до Европы.

 

– А можно ли вернуть часть газа, пришедшего на территорию Европы, назад на Украину? Кажется, об этом заявляли некоторые политики?

– Вот именно, политики заявляли, только никто не посоветовался с технологами, можно ли вообще это сделать? Какой реверс? Во-первых, те трубопроводы, по которым Европа получила этот газ, продолжают функционировать дальше, продолжают обеспечивать Европу газом. Кто-то готов остановить этот процесс? Или есть другие газопроводы, по которым газ будет поставляться назад? Нет! Да и разговоры сегодня ведут о том, что газ будет поставлен по тем же газопроводам. Попробуйте, для примера, вернуть воду Водоканалу по существующим сетям. Получится? Однако теоретики сегодня идут дальше. Они предлагают построить коротенький газопровод от точки сдачи до украинской территории и по нему подавать газ. Замечательно, а что с этим газом дальше делать на Украине? Разносить ведрами потребителям? Ну приграничные территории с Европой будут обеспечены, а остальные?

Меня удивляет, что о реверсных поставках говорят так легко еще и потому, что компрессорные станции спроектированы таким образом, чтобы перекачивать газ в определенном направлении. Изменить это направление, повернуть его вспять одним нажатием кнопки нельзя. Чтобы направить газ в обратном направлении, необходима масштабная модернизация всей газотранспортной системы, которая требует много времени и затрат. Никто этого делать ни сегодня в срочном порядке, ни завтра в плановом не будет, потому как вся газотранспортная система Украины очень скоро станет аварийной и эксплуатировать ее будет невозможно. Основной Украинский газопровод Уренгой–Помары–Ужгород, введенный в эксплуатацию в 1983 году, через три года исчерпает срок эксплуатации, после чего необходима будет глобальная модернизация, и собираются ли сегодня украинские коллеги ее проводить, к сожалению, мне неизвестно. Но если и собираются, то каким образом планируют осуществлять поставки на срок модернизации? Если появится альтернативный источник, к примеру Южный поток, захочет ли кто-то возвращаться к эксплуатации украинской скандальной газотранспортной системы? Очень жаль, что украинские политики в своем оголтелом стремлении к независимости не стали совместно с Россией искать ответ на вопрос «что делать?». Боюсь, скоро всей Украине в одиночку придется отвечать на вопрос «быть иль не быть?».

 

Беседовал Валерий Романов