БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/28 май 2014 / СТРОИТЕЛЬСТВО С МАКСИМАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
СТРОИТЕЛЬСТВО С МАКСИМАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

СТРОИТЕЛЬСТВО С МАКСИМАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

Строительство станции Лужская-Сортировочная – одна из важнейших составных частей инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород и ж.-д. подходов к портам на южном берегу Финского залива», который реализуется с 2005 года.
О специфике реализации проекта перспективах ввода новых мощностей мы побеседовали с заместителем начальника группы по производству ДКРС – Санкт-Петербург ОАО «РЖД» Дмитрием Богдановым.
– Дмитрий Викторович, сейчас основные работы ведутся на станции Лужская-Сортировочная, чем обусловлена актуальность реализации именно этой части проекта?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сказать несколько слов о комплексном инвестиционном проекте, в состав которого входит строительство этой станции. В комплексный проект входит 36 подпроектов, каждый из которых является самостоятельным с точки зрения требований к составу проектной документации и на каждый из которых необходимо получение положительного заключения Главгос- экспертизы. Условно всю совокупность этих проектов можно разделить на четыре блока: железнодорожные подходы к портам, внешнее энергоснабжение, электрификация и Лужский железнодорожный узел, который будет состоять из станции Лужская-Сортировочная и пяти предпортовых станций: Северной, Южной, Нефтяной, Генеральной и Восточной.
Сама сортировочная станция достаточно большая и состоит из парка прибытия, сортировочной горки, сортировочного парка, парка отправления, транзитно-выставочного парка.
Сейчас завершено строительство Нефтяной, Северной и Южной. Станция Генеральная строится, Восточная – проектируется.
Общая стоимость комплексного проекта составляет 152,6 млрд рублей. В том числе железнодорожные подходы к портам – 50,1 млрд руб., ВЭС – 14,6 млрд руб., электрификация – 14,6 млрд руб. и Лужский железнодорожный узел – 73,3 млрд руб.
Да, действительно, именно сейчас строительство станции Лужская-Сортировочная приобрело особую актуальность. Обеспечение пропуска заявленного объема перевозок в активно развивающийся порт Усть-Луга – одна из приоритетных задач ОАО «РЖД». Так, по данным ИЭР, ожидаемый грузопоток в данном направлении к концу 2014 года составит 64 млн тонн или 58 пар поездов, к 2020 году – 80 млн тонн или 72 пары поездов, к 2025 году – 92 млн тонн или 94 пары поездов. Львиная доля грузов – уголь и нефтепродукты, а также черные металлы, руда, удобрения, стройматериалы. Переработать такой объем без сортировочной станции уже в 2015 году станет невозможно.

– Изменился ли за время реализации проекта запланированный объем финансирования?
– Безусловно. Сейчас ОАО «РЖД» находится на стадии сокращения параметров инвестиционного бюджета в связи с решением Правительства РФ о нулевой индексации тарифов. Принимая во внимание приоритетность этого проекта, параметры были сохранены на максимально возможном уровне. Но денег конечно же хронически не хватает. В свое время нам были обещаны средства государственной поддержки, но, несмотря на неоднократные обращения в причастные министерства и ведомства, а также Правительство РФ, вопрос до сих пор остается без решения. Поэтому мы строим только на средства компании, а они весьма ограниченны. Как раз вследствие этого появилась необходимость в создании органа, который бы грамотно управлял инвестициями и распределял их с максимальной эффективностью. Был создан проектный офис под председательством начальника ОЖД В. В. Степова, в него вошли представители департаментов капстроительства, инвестиционной деятельности, управления движением, заказчика, генподрядчика, проектных институтов. Именно этот орган на основе проектного подхода к финансированию, принимая во внимание масштабы строительства и его важность, определяет приоритеты в условиях недофинансирования. Строительство станции Лужская-Сортировочная сегодня и является этим приоритетным направлением.

– Чем-то пришлось пожертвовать?
– Пришлось пожертвовать электрификацией. Она отошла на рубеж 2016–2017 годов. Совсем отказаться от нее мы не можем: это необходимая составляющая единого проекта, которая, без сомнения, должна быть выполнена. Вопрос только в сроках реализации. Отдельные объекты сортировочной станции, такие как ПТОЛ, здание ДМТО, база восстановительного поезда, производственные базы для технического обслуживания инфраструктуры, дополнительные приемоотправочные пути в парке прибытия, автодорожный въезд в парк прибытия с путепроводом, пункт ТОР, будут завершены строительством в 2017 году или позднее, поскольку они не попали в набор работ 2014–2016 гг. с учетом запланированных лимитов капвложений.

– Строительство станции Лужская-Сортировочная важнее?
– Сортировка уже сейчас нужна как воздух, потому что вся дополнительная маневровая работа в настоящее время ведется на путях предпортовых станций, которые для нее не предназначены. Необходимо подавать на терминалы вагоны с углем и нефтью, отсортированными по видам, типам и классам в соответствии с требованиями технологии работы терминалов. Также надо собирать порожняк для отправки на внешнюю сеть. Эта работа должна вестись на путях сортировочной станции.
– Какие этапы проекта планируется реализовать в этом году?
– В 2014-м мы строим пять путей парка прибытия, сортировочную горку, два пучка – это шестнадцать путей – сортировочного парка. Уже построено десять путей парка отправления, еще шесть достраиваем в этом году. Также будут построены соединительные пути между парками. То есть, заезжая в парк прибытия, мы сможем распускать составы, сортировать их на путях сортировочного парка и через парк отправления и подавать на терминалы. Конечно, необходимо развить инфраструктуру, построить здания и сооружения, которые позволят выполнять управление, мониторинг, осуществлять техпроцессы.
Однако, как я уже говорил, до конца 2016 года при текущем финансировании мы строительство Лужской-Сортировочной в полном объеме не завершим. Реализация отдельных этапов отодвинется на 2017-й и последующие годы.
Но это не помешает нам организовать технологический процесс таким образом, чтобы решить главную задачу – не только доставлять грузы до станций Лужского узла, но обеспечивать их подготовку для доставки в терминалы порта.

– Каков объем финансирования выделен на этот год?
– Всего на этот год финансирование составляет 12 млрд рублей, из них на Лужский узел – объекты Лужской-Сортировочной будет отведено 8,6 млрд рублей и 500 млн – на предпортовые станции.

– Изменилась ли эта цифра по сравнению с прошлым годом?
– Особой положительной динамики нет. Показатели инвестпрограммы остаются в пределах 10–13 млрд рублей в год. На 2015 год запланировано финансирование в объеме 12,6 млрд рублей. На 2016 год – 16 млрд рублей.

– Все-таки есть разница – 10 или 13 млрд рублей…
– С точки зрения таких масштабов и стоимостей она не слишком существенна. Развернутый строительный комплекс смог бы эффективно освоить и обеспечить ввод основных фондов в объеме до 20 млрд рублей в год. Объекты крупные, дорогостоящие. И каждый вложенный рубль должен давать отдачу, а не увеличивать незавершенное строительство.

– Какие особенности проекта вы могли бы отметить особо?
– Сортировочная горка – уникальный объект для России. Подписан контракт с фирмой «Сименс», которая будет осуществлять поставку комплектующих и монтаж горочной централизации MSR-32. Для нас, группы заказчика, это дело новое, ответственное, поэтому мы очень внимательно относимся и ко всем этапам реализации контракта, и к специфике взаимодействия с иностранным партнером.
Особые требования предъявляются и к подготовке объекта – в той части работ, которую выполняет российская сторона. Мы не сомневаемся, что необходимое высокое качество выполняемых работ обеспечит генеральный подрядчик СМТ-1 филиал «РЖДстрой».
Работу по оснащению сортировочной горки системой MSR-32 предполагается выполнить с июня 2014-го по декабрь 2016 года. Первый этап, состоящий из 16 путей, будет введен в опытную эксплуатацию в июле 2015 года, а второй, из еще 16 путей, – в декабре 2015 года.

– Какие инновационные технологии и материалы используются при строительстве объекта?
– Инновационных технологий на этом объекте применяется достаточно много: «умный дом» для поста горочной централизации, энергосберегающее светодиодное освещение, автоматизированные котельные на сжиженном углеводородном газе (СУГ), цифровая система технологической радиосвязи, автономный обогрев очистных сооружений тепловыми насосами. Будет введена в эксплуатацию передовая технология маневровой автоматической локомотивной сигнализация – управление по радиоканалу на всех станциях Лужского узла. Планируется единая АСУ транспортного узла Усть-Луга и многое другое. Естественно, большая часть процессов будет автоматизирована, что позволит снизить человеческий фактор и сократить эксплуатационные расходы.
Железная дорога открыта к переменам, готова к применению инновационных технологий и материалов, но в то же время для безусловного обеспечения безопасности движения достаточно консервативна в части использования прорывных непроверенных решений.

Подготовила Славяна Румянцева