БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/28 май 2014 / ЛИЗИНГ И АРЕНДА: ПОЛЬЗОВАТЬСЯ С ВЫГОДОЙ
ЛИЗИНГ И АРЕНДА: ПОЛЬЗОВАТЬСЯ С ВЫГОДОЙ

ЛИЗИНГ И АРЕНДА: ПОЛЬЗОВАТЬСЯ С ВЫГОДОЙ

– Как вы оцениваете текущую ситуацию в строительной отрасли, в том числе в сегментах аренды и лизинга строительной техники? Влияет ли экономическая обстановка на предпочтения в пользу аренды или лизинга?

Вячеслав Рябоштан:
– Ситуацию, которая сейчас сложилась, не назовешь простой. Учитывая события и обстоятельства, можно признать, что определенные кризисные явления сейчас присутствуют. Информацией об этом с нами делятся наши партнеры и клиенты. Кризисный статус подтверждает и открытая информация в интернете. Что касается аренды и лизинга строительной техники, тоже бросается в глаза спад, поскольку деловая активность находится на низком уровне. Это способствует повышению конкуренции, но спрос намного ниже предложения. Причем это касается всех сегментов рынка аренды оборудования.
Однако, с моей точки зрения, явления, которые сейчас происходят, временные. Они вызваны многими причинами, например, снижением бюджетов как на государственном, так и на муниципальном уровне. Здесь нет ничего ужасного, просто пока непонятно, куда мы будем двигаться дальше. Ведь если сокращать инвестирование со стороны государственного сектора, то и коммерческий сектор будет корректировать свои планы.

Максим Рябов:
– Сейчас недостаточно активно открываются новые объекты строительства. В первую очередь это касается проектов гражданского строительства, финансируемых государством. Если оценивать ближайшие перспективы, не углубляясь в возможность кризиса, то можно ожидать роста, особенно в регионах с крупным природно-ресурсным потенциалом.
И, конечно, если особенно не вдаваться в различия лизинга и аренды, то в неблагоприятных экономических условиях большинство клиентов отдадут предпочтение аренде.

Владимир Белокосков:
– Сегодня создалась ситуация неопределенности. Рынок затаился и ждет, что будет дальше. Аренда в данной ситуации демонстрирует меньший, по сравнению с 2012 и 2013 годами, рост основных показателей относительно низкого зимнего сезона.
И чем дольше будет длиться ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, тем приоритетнее будет становиться аренда по сравнению с приобретением техники.

Григорий Гриф:
– Общее развитие строительного рынка в первом квартале 2014 года демонстрирует негативные тенденции. В реальных цифрах с учетом показателей инфляции падение рынка в среднем составило около 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако строительный рынок развивается по-разному в отдельных регионах. Где-то он показывает положительный тренд, как, например, в Южном и Центральном федеральных округах. В Северо-Западном округе замедление более заметно. Эти тенденции отражаются на арендной отрасли. Начало 2014 года характеризовалось замедленным развитием, но уже в марте и апреле отрасль вышла на хорошие показатели, равные или превышающие аналогичный период прошлого года.
Нынешняя экономическая ситуация, особенно изменение курса рубля по отношению к основным мировым валютам, подталкивает наших клиентов более активно заниматься арендой. Это связано с тем, что цены на строительное оборудование европейских и американских производителей возросли в соответствии с ростом доллара и евро примерно на 20% по сравнению с прошлым годом, а наши арендные ставки пока остались неизменными.

– Для каких компаний более привлекательна аренда, а для каких – лизинг?

Максим Рябов:
– В любом случае клиенты рассматривают оба варианта, оценивают риски, торгуются по цене, но ключевыми являются сроки использования.
Лизинг интересен компаниям, имеющим гарантированные объемы работ на весь период действия договора лизинга. Аренда интересна предприятиям со стабильными объемами работ на сроки менее шести месяцев. И конечно аренду предпочтут клиенты, не получившие одобрение лизинговой компании.

Вячеслав Рябоштан:
– Компании пробуют оба эти направления. Если в позапрошлом году предприятия в основном брали оборудование и технику в аренду, то в прошлом году они приобретали часть техники, исходя из своих ресурсов и возможностей. В этом году можно сказать, что многие компании часть техники берут в аренду, часть в лизинг, часть покупают сразу полностью. Когда они выбирают для себя оборудование и технику, обращают внимание на параметры окупаемости, степени задействования, перспективы.

Владимир Белокосков:
– Аренда, безусловно, более привлекательна для средних и малых компаний, которые считают деньги и не хотят брать на себя дополнительную нагрузку в виде лизинговых платежей, ФОТов операторов и механиков. Предприятия, обладающие собственной инфраструктурой (базы, обученный персонал, отлаженные процессы по поставкам запасных частей и расходных материалов) скорее предпочитают приобретать технику по лизинговым схемам.

Григорий Гриф:
– Оперативная аренда без перехода права собственности выгодна тем компаниям, которые принципиально не хотят иметь оборудование в собственности, заниматься его обслуживанием, но желают иметь доступ к самым современным строительным машинам. Те организации, которые предпочитают инвестировать свои деньги в реальный бизнес, а не тратить на неосновное направление деятельности, готовы оперативно реагировать на изменение рынка, увеличивать объемы работ, выбирают аренду. Для предприятий, у которых есть постоянный объем работ, уверенность, что в ближайшей перспективе не будет падений рынка, нет сезонных провалов, выгоднее иметь собственное оборудование. Для них более приемлем финансовый лизинг.
– Какую технику предпочитают брать в аренду, а какую покупать по лизинговым схемам?

Вячеслав Рябоштан:
– Такого деления однозначно нет. Сколько клиентов, столько и мнений. Разные бренды – это разные технические качества, характеристики, нюансы. Что касается видов машин и оборудования, которые берут в аренду, то разновидностей такой техники огромное количество: это и экскаваторы, и подъемники, и электростанции, и генераторы и т. д. и т. п.

Максим Рябов:
– В основном предпочтение основывается на стоимости, специализации и сроках использования оборудования. При заключении договора аренды или лизинга на экскаваторы от 12 до 45 тонн, экскаваторы-погрузчики до 40 тонн, фронтальные погрузчики, катки, бульдозеры клиент в первую очередь оценивает сроки использования техники.
Если сроки короткие, то в любом случае выбор будет сделан в пользу аренды.
Более тяжелую и дорогую технику или специализированную клиент будет рассматривать в лизинг. Не слишком распространен лизинг малоизвестных или непопулярных брендов.

Владимир Белокосков:
– Лизинг сегодня – безальтернативное решение для тех, кому нужна дорогостоящая техника (от 15 млн рублей). Техника более низкого ценового сегмента достаточно широко представлена арендными компаниями. Выбор обуславливается скорее внутренними процессами и политикой приобретателя/арендатора.

Григорий Гриф:
– Как вы понимаете, мы занимаемся только техникой, которую у нас в аренду берут. И спектр ее очень широк – в наш стандартный каталог входит различное оборудование: от легкого ручного инструмента до тяжелой землеройной техники.
В зависимости от ситуации клиенты могут быть заинтересованы в аренде любого оборудования. Нельзя сказать, что малые компании чаще арендуют легкий и средний инструмент, а крупные, связанные со значимыми инфраструктурными проектами, предпочитают брать тяжелую землеройную технику, а ведущие жилищное строительство – подъемное оборудование. Все зависит от объема работ.
Для разных видов техники, однако, характерен разный уровень проникновения аренды. Для башенных кранов этот коэффициент приближается к 90% – почти все краны находятся в собственности арендных компаний. Для гидравлических подъемников – 60–70%. По землеройной технике – этот показатель находится в пределах 10–15%. По многим видам техники и оборудования этот показатель в России или опережает европейский рынок или близок к нему.

– Насколько совершенна правовая база в отношении аренды?

Вячеслав Рябоштан:
– Она, конечно, не идеальна, хотя за последние десять лет были введены довольно серьезные изменения. И в первую очередь они касаются отношений между арендатором и арендодателем. Появилось четкое разделение понимания ответственности за собственность, которая принадлежит арендодателю. Не надо забывать, что более-менее активно развивается еще и такой вид аренды, как субаренда. Но с точки зрения бюрократии список бумаг, которые необходимы для осуществления такого вида деятельности, на мой взгляд, все еще слишком велик.

Григорий Гриф:
– Сегодня непреодолимых проблем в принципе не существует, законодательная база в России развивается пусть медленно, но в правильном направлении. За все годы существования нашего бизнеса мы не сталкивались с препятствиями со стороны законодательства, хотя в некоторых вопросах наши законы требуют осуществления более сложных бумажных оформлений. Присутствуют и некоторые отличия от мировых практик. Например, увеличен бумажный оборот в связи с необходимостью оформлять счета-фактуры на возвраты НДС, есть более сложные вопросы, связанные с оформлением транспортных услуг, достаточно запутано законодательство в области применения подъемных механизмов, оно часто меняется и по-разному применяется в различных регионах России.

Максим Рябов:
– В Гражданском кодексе достаточно подробно описана аренда транспортных средств и недвижимого имущества, а вот аренде строительной техники и оборудования не отведено отдельной статьи. В то же время в аренде строительной техники и оборудования много своих нюансов, которые нигде не описаны и трактуются в судебной практике по-разному. Так что в этом отношении есть куда двигаться. Нет государственных программ поддержки арендного бизнеса

Владимир Белокосков:
– Российская правовая база по сравнению с европейской и США находится в зачаточном состоянии.

– Чем еще различаются российский и европейский рынки строительной техники? Можем ли мы перенять опыт у западных партнеров?

Максим Рябов:
– Основное отличие западного рынка аренды заключается в доле арендуемой техники к общему количеству машин в парке, она может достигать 50%. В российской практике в целом эта доля составляет в лучшем случае 10–15%. В первую очередь это обусловлено качеством и пропагандой предоставляемых услуг. Еще одно отличие – это предоставление услуг преимущественно без оператора. К сожалению, наш менталитет, законодательство, наличие квалифицированных кадров не позволяют использовать это преимущество.

Вячеслав Рябоштан:
– Если говорить о рабочих вопросах, то все, что касается документооборота, отношений между арендатором и арендодателем, на Западе устроено намного проще.
Также нашим арендаторам стоит перенять западный опыт эксплуатации оборудования. Техника зачастую возвращается арендодателю в плачевном, а порой и неисправном состоянии.

Владимир Белокосков:
– Опыт западных арендных компаний, как правило, неприменим в чистом виде в российских условиях. Это связано с разницей в уровне деловой культуры и нормативно-правовой базы.

Григорий Гриф:
– Уровень развития западного рынка аренды строительной техники сам по себе очень неоднороден. В Финляндии, Швеции, Англии он достигает максимальных показателей, примерно 40–50% арендного оборудования от общего парка техники. А в Германии этот показатель достаточно низок – 10–15%.
Российский рынок в общем уровне развития отстает, но в целом движется в том же направлении. Однако есть и специфические особенности. В России традиционно силен рынок аренды техники с операторами и поставкой топлива, так называемой горячей аренды. На мировых рынках объем такого бизнеса намного меньше. Последние несколько лет в этой области происходят большие изменения: если раньше не было предложений холодной аренды, то сейчас таких возможностей становится все больше и больше, в том числе в «Фортренте». Клиенты могут найти на условиях холодной аренды практически любую технику, кроме той, которая требует особой подготовки операторов.
Предпочтение горячей аренды связано традиционно с культурой производства в России, то есть еще некоторое время назад было опасно отдавать технику в чужие руки. Но с ростом общей строительной культуры и повышением уровня подготовки машинистов этот бизнес находит все большее применение.

– Как вы оцениваете уровень развития арендного бизнеса в регионах России? Когда компания по аренде техники приходит в новый регион, какие преимущества это дает региону?

Григорий Гриф:
– Первична активность в регионе. Арендные компании приходят в те регионы, где строительный рынок растет и наши потенциальные клиенты начинают испытывать потребность в расширении парка оборудования. Мы создаем дополнительные сервисы и дополнительные возможности. Так, мы активно работаем в Уральском регионе, в этом году мы в два раза увеличили наши мощности по оборудованию, рабочим площадкам и персоналу.
Максим Рябов:
– Уровень развития арендного бизнеса обусловлен объемами строительства по регионам страны. Качественный скачок в развитии получили арендные компании в связи с участием в федеральных проектах, таких как подготовка к саммиту АТЭС, строительство олимпийских объектов. Наиболее развиты в настоящее время рынки аренды в Центральном, Северо-Западном, Сибирском и Уральском федеральных округах.
Для любого региона наличие арендных компаний дает большую гибкость при производстве работ и привлечению инвестиций. Позволяет заменять изношенные фонды, использовать технику эффективнее. Аренда высвобождает капитал для более выгодного использования, чем вложение в дорогостоящую технику.

Владимир Белокосков:
– Основная концентрация аренды – Россия до Урала. Остальная территория нашей страны – очаговое развитие, привязанное к крупным мегаполисам. Безусловным лидером по rental penetration является Санкт-Петербург и СЗФО в целом. По объему рынка в лидерах – Москва и ЦФО.
Компании по аренде техники идут туда, где уже присутствует деловая активность и инвестиционная привлекательность. Задача аренды – зарабатывать деньги, а не улучшать имидж отдельно взятых регионов.

Вячеслав Рябоштан:
– Когда есть перспектива развития, налажено законодательство, создана инфраструктура, обеспечивается высокий уровень безопасности – это все повышает деловую активность и инвестиционную привлекательность региона.
Но здесь я бы тоже акцентировал внимание на правовой ответственности, вернее на ее непонимании. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге предприятия уже давно пользуются такими услугами, как аренда оборудования.
Правовые основы в этих регионах более ясны, и компании подходят к отношениям между арендатором и арендодателем более ответственно. А в других регионах в этом вопросе есть проблемы.
– Каким стал 2013 год для российской отрасли аренды строительной техники? Как вы оцениваете перспективы развития арендной отрасли?

Вячеслав Рябоштан:
– Однозначно можно сказать, что это очередной год развития. Именно в том, что касается аренды, наблюдался рост. Этому способствовали такие крупные проекты, как Олимпиада в Сочи. Были высокие инвестиции в другие регионы. Вообще можно сказать, что 2012 год был годом роста, 2013 год был годом роста, – и это однозначно говорит о том, что дальше тоже будет только рост и стабильность.
Считаю, что даже в ближайшей перспективе рынок будет развиваться и не будет стоять на месте.
Уверен, что будет меняться вид спроса. Все зависит от того, кто сможет под него подстроиться, а кто не сможет. Скорее всего это будет связано именно с теми условиями, которые предлагают арендодатели на данном этапе. Я имею в виду не только технику, но и сервис, на который раньше обращали не так много внимания. Также я считаю, что очень важны условия финансовых отношений между арендодателем и арендатором. Я думаю, что этот вопрос тоже будет помещен во главу угла в ближайшей перспективе по той простой причине, что очень часто работы сейчас выполняются не по предоплате, а по своего рода кредитным договорам либо за свой счет.
Дальнейшие же перспективы очевидны. Существует много интересных инфраструктурных проектов, еще очень многое нам нужно развивать – и поле для действий у нас огромное. Это и чемпионат мира по футболу 2018 года, и различные государственные программы, которые могут быть интересны и для западных инвесторов.

Максим Рябов:
– В 2013 году спрос на услуги аренды строительной техники устойчиво повышался. По оценке портала «РусРентал» рост арендной отрасли составил 18%, думаю данная цифра несколько завышена, но в целом именно так. В первую очередь рост был в сегменте гражданского строительства и строительных компаний не федерального уровня. Увеличилось количество арендаторов. Возросло количество проектов с привлечением тяжелой техники на большие сроки.
По моему мнению, отрасль аренды будет развиваться. На фоне роста курса валют ввоз новой техники несколько приостановился. В этих условиях наиболее востребованы будут услуги аренды. На рынке активно появляются небольшие арендные компании, которые составляют основу регионального рынка. За счет гибкой политики они составляют значительную конкуренцию крупным арендным компаниям.
На фоне роста рынка вырастет количество арендных компаний и, как следствие, усилится конкуренция. Данный процесс повлияет на качество и ассортимент предлагаемых услуг. Наиболее перспективными в 2014 году видятся Сибирь, Урал и Дальневосточный федеральный округ.

Владимир Белокосков:
– Прошлый год стал последним предкризисным. В следующем, 2015 году арендную отрасль ждет стагнация, вряд ли кто-либо из арендных компаний станет наращивать собственные парки. Возможно даже некоторое (в пределах 10%) снижение оборотов по отрасли в целом.

Григорий Гриф:
– Долгосрочные перспективы самые радужные. Арендный рынок в России развивается в правильном направлении, но до сих пор неравномерен по регионам страны. К примеру, в Москве и Петербурге арендный рынок давно уже достиг среднеевропейского уровня. Регионы, особенно Уральский и Сибирский, имеют больший потенциал развития, там к услугам аренды еще не так часто прибегают. В связи с этим в долгосрочной перспективе можно утверждать, что рынок имеет хорошее будущее. Если говорить о перспективах, связанных с нынешними колебаниями строительного рынка, необходимо прежде всего отметить его цикличность, которая связана с мировыми кризисами, с перегревом производства в отдельно взятых отраслях. Основные наши клиенты, 70–80% от их числа, – это строительные компании. Соответственно, рынок аренды также привязан к этим срочным циклам. Мы развивается вместе со строительным бизнесом.

Подготовила Славяна Румянцева