БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/28 май 2014 / ЭКОНОМИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ
ЭКОНОМИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ

ЭКОНОМИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ

Сегодня одной из первоочередных задач отрасли ЖКХ, способных повысить ее эффективность, специалисты называют модернизацию водопроводных сетей. Применение современных технологий позволяет свести к минимуму потери в сетях и затраты на бесконечные ремонты.
Надежность водопроводных сетей в значительной степени зависит от водозапорной арматуры, широкий спектр которой сегодня представлен на рынке по принципу «цена – качество». По оценкам специалистов, пока в этом сегменте лидируют дешевые и низкокачественные изделия. Причины известны: дефицит финансирования и менталитет руководителей, не желающих искать новые стратегии развития.
Система закупочных тендеров и конкурсов направлена на объявление победителем того, кто предложит наименьшую цену, а не лучшее качество.
Высокая степень износа сетей, требующих постоянной замены неисправной арматуры, предполагает привлечение значительных средств, которые вкладываются в низкокачественные, дешевые изделия.
Из этого порочного круга существует выход – поэтапная замена устаревшей низкоэффективной и ненадежной арматуры на новую, с гарантией производителя не менее 10 лет и подтвержденным расчетным сроком службы не менее 30 лет. 

КЛИНОВЫЕ УПРУГО 

ЗАПИРАЮЩИЕ ЗАДВИЖКИ
Первая в мире задвижка с обрезиненным клином, гладким проходным каналом, невыдвижным шпинделем была изобретена в 1958 году в Австрии на фирме «Хавле». С появлением задвижек такой конструкции неизмеримо выросли их надежность и срок службы.
Современные клиновые задвижки имеют множество модификаций – от классических равнопроходных фланцевых до задвижек с разными диаметрами на входе и выходе, с гладкими чугунными и встроенными полиэтиленовыми патрубками, переходные со стали/чугуна на полиэтилен, тройники и крестовины с отсекающими задвижками в одном корпусе, задвижки с бесфланцевыми соединениями для любых типов труб и т. д. Это дает возможность значительно уменьшить количество болтовых соединений или совсем от них отказаться.
Австрийская компания «Хавле» с 2004 года производит единственную в мире задвижку в монолитном корпусе. Идея заключается в том, что качество задвижек с классическим разъемным корпусом не предполагает обслуживания в течение всего срока эксплуатации, функциональность его теряется. Новая конструкция задвижки позволила сократить затраты на литье корпуса и на клин типа «сэндвич». В результате появилась задвижка с лучшим соотношением цена-качество, имеющая ряд существенных преимуществ: двойное уплотнение клина – это двойная гарантия герметичности, полное отсутствие резьбовых соединений в корпусе и меньший вес.
Современное производство клиновых задвижек для водопроводных сетей должно отвечать ряду условий, напрямую влияющих на их надежность:
– организация производства по ISO 9001;
– 100-процентная проверка качества литья и других материалов;
– контроль качества на каждом этапе производства;
– равномерность антикоррозионного покрытия всех частей корпуса;
– надежная изоляция всех резьбовых соединений корпуса;
– 100-процентная проверка изделий на функциональность и герметичность на выходе;
– гарантия производителя не менее 10 лет;
– документально подтвержденный расчетный срок эксплуатации без ремонта и обслуживания.
Если вы приобрели задвижки, отвечающие этим требованиям, то единственной задачей остается соблюдать основное правило эксплуатации: использовать только по назначению – в качестве запорной, а не регулирующей арматуры.

ПОЖАРНЫЕ ГИДРАНТЫ
Гидранты, относящиеся к категории «водозапорная арматура» также влияют на надежность сетей.
Западноевропейские производители предлагают конструктивно простые, но очень надежные в эксплуатации подземные гидранты. Гидранты нового поколения относительно легкие, стояки часто изготавливаются из горячеоцинкованной стальной трубы с внешним двухкомпонентным полиуретановым покрытием. Оголовок, труба поршня, шпиндель – из нержавейки; поршень из ковкого чугуна, вулканизированный эластомером. Остальные части механизма – из латуни. К нижней части стояка крепится колба из чугуна с шаровидным графитом, защищенная эпоксидным покрытием, внутри находится пластиковый шар как дополнительный запорный элемент, что позволяет при необходимости демонтировать и заменить все элементы стояка, не отключая давление. После использования гидрант автоматически опорожняется до состояния RW 0.

ВОЗДУШНЫЕ ВАНТУЗЫ
Вантузы, важнейший элемент надежности водопроводных сетей, к сожалению, часто остаются недооцененными проектировщиками в степени их значения, и заказчиками – в стремлении к экономии.
Современные вантузы работают в автоматическом режиме как для удаления воздуха из системы, предотвращения образования воздушных пробок и гидроударов, так и для его срочной подачи в систему для выравнивания давления в трубопроводе при авариях и техническом опорожнении.

БЕСФЛАНЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Первый в мире надвижной фланец с уплотнением был изобретен в Австрии Энгельбертом Хавле в 1948 году. Фланцевые соединения до сих пор остаются самыми распространенными в мире.
Надежность функционирования водопроводной сети зависит также и от количества фланцевых соединений – каждый фланец является потенциальным источником утечки воды. Современные технологии позволяют значительно сократить их количество. Ряд европейских производителей предлагают задвижки со встроенной системой фиксации трубы обжимными кольцами, универсальные муфты для соединения труб из разного материала, разного диаметра, байонетные безрезьбовые безболтовые соединения, около двух десятилетий применяемые в европейских странах. В России такие технологии перестают быть экзотикой. Например, в Подольском водоканале есть успешный опыт монтажа труб при помощи байонетных соединений, а монтаж полиэтиленовых труб с задвижками и фитингами, фиксирующими трубу обжимными кольцами, широко применяется в большинстве регионов России.

НУЖЕН ЛИ НАМ КОЛОДЕЦ?
В странах Западной Европы с начала 70-х годов прошлого века стандартом является монтаж задвижек, вентилей домового подключения, вантузов и пожарных гидрантов без колодца, непосредственно в грунт.
Пионерами в области бесколодезного монтажа в России стали Водоканалы Санкт-Петербурга и Москвы. Арматура без колодца установлена на олимпийских объектах в Сочи, на объектах саммита АТЭС во Владивостоке и Универсиады в Казани.
Технико-экономическое обоснование преимуществ бесколодезной установки арматуры исходит из того, что устройство колодца не только не имеет смысла там, где нет устройств, нуждающиеся в сервисе и контроле, но и вредно, учитывая постоянную опасность для населения и транспортных средств.
Бесколодезная технология позволяет:
- для проектировщика: существенно упростить проект, исключить проектирование колодцев/камер;
- для строительной компании: значительно сократить сроки монтажа арматуры, объем и площадь землеройных работ, отказаться от затрат на сварку полиэтилена за счет бесфланцевых соединений;
- для заказчика: сократить издержки на землеройные работы и установку колодца, сроки строительства, обеспечить безопасность населения и транспортных средств, получить эстетичный вид верхнего покрытия;
- для эксплуатирующей компании: исключить ежегодно возрастающие затраты на ремонт и содержание колодцев, обезопасить жизнь своих сотрудников, исключив работу в колодцах/камерах, избежать аварий и несчастных случаев из-за отсутствия или повреждения люка;
- для населения: повысить безопасность на пешеходной и проезжей части, придать им эстетичный внешний вид.
Понимание бесколодезной установки арматуры сегодня есть у специалистов абсолютно подавляющей части Водоканалов и у специалистов по проектированию сетей водоснабжения и канализования.