БЦ Вант
ППРК-Сервис
ДОСТУП К ВОЗМОЖНОСТЯМ

ДОСТУП К ВОЗМОЖНОСТЯМ

В России основы доступной среды жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения только начинают формироваться. Особые условия появляются в объектах социальной, транспортной инфраструктуры, в жилых домах. И здесь, как отмечают специалисты, необходим комплексный поход.
В России доля инвалидов составляет 9% населения страны. Но и кроме инвалидов ограничения в передвижении, ориентировании в пространстве, затруднения при получении услуг испытывают многие, включая людей в возрасте 80 лет и старше, беременных женщин и молодых родителей с колясками, людей с избыточным весом, преклонного возраста, а также лиц с временными нарушениями здоровья, связанными с использованием в повседневной жизни специальных устройств – костылей, тростей и т. д.
Именно эти группы населения наиболее остро нуждаются в создании особых условий для обеспечения равноправного участия во всех сферах жизни общества. Таким образом, понятие безбарьерной среды более широкое, емкое, которое объединяет большинство граждан различных возрастных категорий, учитывает степень состояния их здоровья, а также ситуацию, в которой они находятся, и создание безбарьерной среды прежде всего обеспечивает комфортные условия для жизни всех граждан.
Формирование доступной среды – это устранение барьеров для маломобидьных граждан в обеспечении беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям, транспорту, информации, услугам. 

ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Обеспечение инвалидам и детям-инвалидам доступа ко всем городским объектам, услугам, информации – одна из главных социальных задач в Санкт-Петербурге. С 2011 года действует государственная программа «Доступная среда», рассчитанная до 2015 года, которая была разработана Министерством труда и социальной защиты РФ во исполнение поручения президента России и постановления Правительства РФ.

Только в Московском районе Санкт-Петербурга за прошлый год было потрачено около 14 миллионов рублей на реализацию адресной программы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения. На эти деньги произведены установки пандусов, монтаж поручней, выполнено понижение высоты порога, оборудованы туалеты и лифты для инвалидов, расширены дверные проемы входа в помещения. Работа выполнена в 32 объектах образования, 24 объектах здравоохранения, 2 объектах физкультуры и спорта.
Тем не менее, как отметила первый заместитель председателя Комитета по социальной политике Галина Колосова, повышение уровня доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов в 2013 году происходило с некоторым отставанием от утвержденных плановых показателей. По данным Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, только 49,9% инвалидов оценивают уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности положительно.
По информации начальника отдела развития жилищного фонда Жилищного комитета Санкт-Петербурга Екатерины Соболь сейчас в городе ведется активная работа по облегчению инвалидам и другим маломобильным группам населения доступа в жилые дома. В частности, оказывается содействие семьям инвалидов в получении жилья, приспособленного к их нуждам. В 2013 году такое жилье получили 176 (99%) семей инвалидов из числа очередников.
– Проблема беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры напрямую касается почти половины населения города: не только инвалидов с патологиями опорно-двигательного аппарата, с ограничениями по зрению и слуху, но и граждан преклонного возраста, граждан, имеющих временные нарушения в связи с заболеванием или травмой, родителей, использующих детские коляски. Наша цель – обеспечить доступ маломобильным группам населения к основным учреждениям социальной инфраструктуры, а значит, помочь им жить полноценной и активной жизнью, – уверена вице-губернатор Санкт-Петербурга Ольга Казанская.
Так, например, в начале текущего года мероприятия по созданию условий для интегративного обучения были проведены в школе № 174 Центрального района Санкт-Петербурга. Там были смонтированы стационарные аппарели, установлены поручни на лестницах и в санитарно-гигиенических помещениях, приобретен портативный подъемник для инвалидных кресел на гусеничном ходу, спортивный инвентарь для занятий адаптивной физкультурой. Это оборудование позволит обеспечить условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и общения их со сверстниками.

ДОРОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Аналогичные программы реализуются РЖД. В частности, сейчас 14 поездов дальнего следования формирования ОАО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») оснащены специальными креслами-колясками «Старт» для маломобильных пассажиров. Используя данные кресла-коляски, такие пассажиры могут совершать поездку не только в купе для инвалидов вагона, оборудованного подъемником и специализированным туалетом (штабной вагон), но и воспользоваться нижними полками во всех купе вагона.
Услуга направлена на обеспечение возможности проезда в штабном вагоне более одного инвалида-колясочника или группы пассажиров с ограниченными возможностями.
Кресла-коляски «Старт» эксплуатируются в поездах, курсирующих по наиболее востребованным у маломобильных пассажиров маршрутам, которые связывают Москву и Санкт-Петербург с местами лечения, реабилитации и отдыха.
В настоящее время на сети железных дорог эксплуатируется 457 штабных вагонов, оборудованных купе для проезда пассажиров с ограниченными возможностями.
В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию еще 12 вагонов данного типа и переоборудовать под данный тип один вагон.

ТРЕБУЕМОЕ ВНИМАНИЕ
Более комфортные условия для посещения людьми с ограниченными возможностями создают офисы Сбербанка, отделения Почты России, торговые сети.
Сегодня в Петербурге действуют Региональные методические документы (РМД) «Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге» на 2013–2015 гг.», разработанные городским Комитетом по строительству. РМД представляют собой руководство, которое рекомендуется применять при составлении проектно-сметной документации в отношении объектов здравоохранения, образования и жилых домов. При проектировании, строительстве, производстве работ, осуществляемых с привлечением средств бюджета Санкт-Петербурга, их применение рассматривается как обязательное.
Целью разработки РМД является создание практического руководства по выбору и применению рекомендуемых проектных решений по обеспечению доступа для маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, типовым жилым домам. Правительство Санкт-Петербурга настоятельно рекомендует использовать эти методические документы при реконструкции, капитальном ремонте, а также при оснащении этих объектов средствами обеспечения доступности.
Однако, как отмечают в РАСС, наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей основные параметры устанавливаемого оборудования для инвалидов, не всегда приводит к нужному результату, и даже вновь построенные объекты не до конца соответствуют всем существующим требованиям. Кроме того, остается вторая проблема – адаптация ранее созданных сооружений и окружающей инфраструктуры.
Специалисты Российской ассоциации спортивных сооружений, проводя обследования объектов спортивной, социальной инфраструктуры в различных городах России, постоянно сталкиваются с теми или иными примерами несоблюдения требований и норм и, к сожалению, вынуждены констатировать, что формальное отношение к обеспечению доступности приводит не только к ее отсутствию, но также возникновению дополнительных опасных препятствий жизни и здоровью окружающих.
Необходимо признать, что все барьеры – это прежде всего результат недостаточного внимания к созданию минимальных условий для полноценной жизни не только людей различных категорий инвалидности, но и простых граждан. К сожалению, отмечают в РАСС, чтобы преодолеть данные препятствия, необходимо достучаться до администраций городов, муниципальных объединений и т. д. с целью привлечения их внимания к данной проблеме и поиска путей решения, но не формальными действиями, а реальной эффективной работой.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Основным направлением взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов должно стать применение системного, программно-целевого подхода к решению проблем, с объединением усилий органов власти и учреждений различной ведомственной принадлежности.
Встречаются случаи, когда те или иные проблемы МГН решаются нестандартными способами. Известны факты, когда объект оставляет в эксплуатации оборудование, опираясь исключительно на желание общественности. Данное оборудование не соответствует нормативным требованиям, но позволяет решить часть проблем граждан. Так, например, случается, что рельсовые пандусы установлены не для перемещения людей на инвалидных колясках, а для транспортировки тяжелого багажа.
Эксплуатационной службе объекта зачастую трудно самостоятельно оценить затраты, требуемые на адаптацию объекта для инвалидов и МГН, а также разработать проект, предусматривающий безбарьерное передвижение инвалидов. Поэтому рекомендуется проводить консультации со специалистами и создавать собственный проект, позволяющий в том числе привести к оптимизации затрат, так как каждый существующий объект уникален по своей сути и требует индивидуального подхода к организации доступности.
А ведь во многих случаях решения по преодолению порогов и созданию бордюрных пандусов реализуются просто и недорого.
Многие объекты социального и культурного значения, такие как музеи, театры и т. д., имеют конструктивные особенности, которые представляют историческую ценность. Этот факт создает дополнительные трудности при приведении объектов к требованиям действующей нормативной базы. В таких случаях требуется особый индивидуальный и творческий подход к разработке универсального дизайна и прилегающей территории, который позволит обеспечить максимально удобные условия для всех категорий граждан.
Доступная среда не может быть ограничена отдельно взятой площадью, а значит, формировать ее необходимо непрерывно, учитывая существующую архитектурную среду и избегая создания препятствий во вновь создаваемой городской инфраструктуре.


Подготовила Славяна Румянцева