БЦ Вант
ППРК-Сервис
ДОРОГИ ЗАБОТ И НАДЕЖД

ДОРОГИ ЗАБОТ И НАДЕЖД

Дорожно-строительные управления Ленинградской области выполняют работы по содержанию и ремонту федеральных и региональных автомобильных дорог, обеспечивая комфортное и безопасное движение – так формулирует свою деятельность и свое предназначение одно из областных ДРСУ. Учитывая состояние дорог из-за многолетних недоремонтов и нынешнее не слишком их балующее финансирование, – заявление серьезное.

– Какие организационные мероприятия (механизмы) могут предпринять ДРСУ для более эффективной работы по содержанию и ремонту дорог? Что значит стать настоящим хозяином дорог, каких полномочий для этого не хватает?

Федоров В. С.:
– Хозяин – Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области. Мы скорее выполняем функции дворника: ремонтируем, убираем, обеспечиваем порядок. Приоритетной деятельностью нашего предприятия является содержание автодорог и обеспечение безопасности движения. В рамках своих возможностей и полномочий мы стараемся работать максимально добросовестно и честно, потому что убеждены, что безопасность и пропускная способность дорог не должны страдать ни при каких обстоятельствах. В наших планах – превращение Лодейнопольского ДРСУ в многопрофильную компанию, способную осуществлять весь комплекс работ по строительству, ремонту и содержанию дорог. С этой целью предприятие развивает направление деятельности, связанное с асфальтобетонными работами.
Колупаев Н. И.:
– Жизнь развивается очень бурно, и часть дорог изменила свое назначение. Например, деревни Кузьмолово и Колтуши-Янино теперь отнесены к городским поселениям с несколько иной технологией уборки. Мы договариваемся с руководством района о вынужденном изменении условий уборки, например зимой с помощью скоростных отвалов убирать нельзя, так как там теперь тротуар и ходят люди. По тем же причинам появилась необходимость в пылеуборочных машинах, которых у нас прежде не было, и мы готовы их приобретать. В последние годы значительно ухудшилось состояние обочин, частые обгоны разрушают их. Мы стараемся их как-то укрепить с помощью грейдеров, хотя, признаюсь, пока это малоэффективно.

Васякин В. П.:
– Основные механизмы находятся не у ДРСУ, а у Комитета по дорожному хозяйству области, и сегодня они реализуются. В 2014 году было увеличено финансирование, на 2015-й также запланировано увеличение средств. Есть какие-то шероховатости, неотработанные моменты, касающиеся перехода с одной системы оценки уровня содержания на другую, но в основном все идет в нужном направлении и, полагаю, в дальнейшем это позволит выйти на понятную всем систему, что значительно облегчит нам условия работы.
Если говорить о хозяине в смысле собственника, то здесь все определено уставом предприятия. Но если иметь в виду меру ответственности за состояние своих дорог, то, на мой взгляд, эта ответственность есть у всех, невзирая на размер финансирования в предыдущие годы. И большинство моих коллег работают именно с таким подходом к делу – они знают свои дороги лучше кого бы то ни было, знают, где, что и в какой момент нужно сделать. Поверьте, количество контролирующих предприятий, готовых в любое время административно наказать руководителя ДРСУ, более чем достаточно, но выше личной ответственности контроля нет.

– Весовой контроль: как его сделать эффективным и неизбежным? Насколько реально добиться компенсаций дорожным хозяйствам со стороны компаний, осуществляющих большегрузные перевозки?

Федоров В. С.:
– В принципе весовой контроль эффективен, он для этого и предназначен. Но те весы, что находятся в руках дорожников, не всегда работают, так как мы по закону не можем действовать без сотрудников ГИБДД.
С другой стороны, даже выявляя нарушителей, сотрудники ГИБДД предпочитают выписывать штраф на водителя, которому этот штраф безболезненно компенсируется хозяином груза. То есть они едут, заведомо зная, что их где-то оштрафуют, держа в кармане специально для этих целей 3–5 тысяч. Штрафы на физических лиц ничего не меняют в политике предприятий-перевозчиков. Реальное наказание – штраф на юридическое лицо, это все понимают, но, к сожалению, этим мало кто из представителей ГИБДД пользуется. Почему? Непонятно. Ведь распоряжение об ограничении весовых нагрузок, подписанное губернатором Ленинградской области, – это закон. Все нарушители, игнорирующие его, своими действиями нарушают закон. Перевозчики, заведомо идя на нарушение и практически не скрывая этого, идут на 60 тоннах, везут целый вагон леса! Не видеть этого невозможно, но – ГИБДД не видит и пропускает. Есть какой-то негласный список машин, которые надо пропускать, и поскольку пропускают, значит, работает чье-то покровительство. И вот такое отношение – не хозяйское, а потребительское, и с ним нужно бороться.
Причем сегодня добиться возмещения ущерба не-ре-аль-но.
Знаете, мы любим оглядываться на Финляндию, Швецию. Но ведь там, если вводится ограничение, то оно строго соблюдается. Строго! Потому что знают: нарушение обойдется дороже.

Колупаев Н. И.:
– Весовой контроль находится в ведении ГИБДД, они его организуют начиная с мая, особенно он нужен с постановкой дорог на просушку. Пожалуй, считаю его вполне эффективным.

Васякин В. П.:
– В Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области такая работа ведется, подготовлена методика расчета негативного воздействия, сейчас она проходит согласование в правительстве и рано или поздно будет принята. Методика увеличит денежные средства, получаемые в счет возмещения негативного воздействия на автомобильные дороги. Дополнительные средства, рассчитанные по данной методике, пополнят дорожный фонд, а уже комитет направит их в наиболее нуждающиеся объекты. А на уровне ДРСУ добиться компенсаций невозможно. Разумеется, мы вкладываем в такие дороги больше средств, чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии, но юридических и административных рычагов воздействия на данных «недропользователей» у нас нет. Только путем переговоров и убеждений, путем оказания взаимной помощи. Конечно не в полном объеме, но стараемся договариваться.

– Оценка качества ремонта и содержания дорог: нужны ли изменения в подходе? Вас устраивает, как проводятся конкурсы на ремонты дорог? Как сделать конкурсные процедуры честными и эффективными с точки зрения конечного результата?

Федоров В. С.:
– Очень серьезный вопрос. Попытки ведутся – ужесточить требования к срокам, к качеству материалов, соблюдению технологий и так далее. Но ведь мы все наблюдаем, что работы ведут, как правило, одни и те же компании, и можно лишь догадываться, с чем это связано.
Понимаете, если раньше все ДРСУ области имели свои строительные участки, свои асфальтобетонные заводы, землеройную технику и понимали, что все делают для себя, что эту ими отремонтированную дорогу им и содержать, то сейчас ситуация иная. Сегодня некоторые подрядчики выходят на аукцион, зная только стоимость проекта, но не всегда представляя, где находится объект, что за дорога, какая там транспортная схема, где расположены карьеры, железная дорога и прочее. Сделали где-то хорошо, где-то не очень – и уехали. Те гарантийные обязательства, что должны выполнять, к сожалению, не всегда и не в полном объеме выполняются. Поэтому и мечтаем о многопрофильной компании, чтобы осуществлять весь комплекс работ по строительству дорог и нести ответственность за сделанное.

Колупаев Н. И.:
– В последнее время идет заметное увеличение выделяемых на ремонты средств, ситуация улучшилась однозначно. Три года назад Комитет по дорожному хозяйству заявил о необходимости проведения конкурсных процедур до марта, чтобы работы велись с начала сезона, а не под его занавес. И сейчас у нас работают компании, которые выиграли конкурс в прошлом году, подготовительные работы по очистке дорог, расчистке кустарников провели в зимний период, убрали неподходящие павильоны, остановки, а сейчас проводят согласование проездов, укладку асфальта. Возможно, не всегда получается закрывать на сутки-двое проезды – во Всеволожске это очень сложно сделать, особенно по утрам и в выходные, но мы стараемся компаниям в таких случаях помогать.

Васякин В. П.:
– Я уже сказал, что оценки изменились, и сейчас они более полно соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к качеству дорог.
Можно брюзжать и говорить, что норма плохая, но от этого лучше она не станет. Нужно подстраиваться под существующие условия и стараться им соответствовать.
Заявки на ремонт дорог ДРСУ подает регулярно, комитет, исходя из информации в заявках, на конкурсной основе проводит обследование состояния дорог, по результатом которых и определяется объем, который следует выполнить по конкретным участкам.

– Расскажите о самых актуальных для вашего района проектах дорожного строительства.

Федоров В. С.:
– Мы провели реконструкцию летнего парома с целью увеличения пассажировместимости – чтобы Российский речной регистр разрешил перевозить до 60 человек. Это мы сделали с помощью Комитета по дорожному хозяйству области. Но дело в том, что и летний, и зимний паромы (один самоходный, другой с толкачом) давно физически и морально устарели. Знаете, Вознесенье – край, где сходятся Карелия, Ленинградская и Вологодская области, край пересечения трех экономик и трех экономических интересов. К сожалению, сегодня это забытый всеми край. Если изыскать средства, реанимировать дороги, состояние которых из-за постоянных недоремонтов катастрофическое, его можно сделать красивейшим местом отдыха.
Мы понимаем, что строительство моста – мечта пока нереализуемая, но новый паром решил бы многие проблемы. На сегодня даже проект есть, он прошел экспертизу, документы поданы в Комитет госзакупок. Все ждут с нетерпением начала и окончания строительства.
И – реанимации дорожной сети в этом красивейшем уголке, до которой средства не доходят уже много лет. К глубокому сожалению.

Васякин В. П.:
– Сегодня в районе три дороги в плачевном состоянии: Псков-Кингисепп-Копорье, Лужицы-Большое Куземкино и Копорье-Ручьи. Проекты есть, но нет финансирования. Кстати, последняя – проходит как раз там, где расположены карьеры. Собственно, и дороги там практически нет, грузовики проходят, а на легковушке уже не проехать. Очень хотелось бы сделать их в этом году.

На последнем координационном совете председатель Комитета по дорожному хозяйству Михаил Козьминых, делясь ближайшими планами, в том числе назвал и реконструкцию трассы Копорье-Ручьи. До Вознесенья, видимо, опять не дошли руки.

Подготовила Светлана Соснова

От редакции
В ходе круглого стола «Современные подходы к оценке качества ремонта дорог и уровня их содержания», состоявшегося в рамках ХХ Международной строительной выставки «Интерстройэкспо», профессионалы дорожного комплекса обсудили наиболее актуальные проблемы содержания и ремонта дорог.

Представитель Комитета по Дорожному хозяйству С. Нечаев заявил, что конкурсные процедуры на ремонтные работы в этом сезоне на 90% уже проведены, и есть все возможности для осуществления всех мероприятий по ремонту и реконструкции во время, а не под занавес» ремонтного сезона. Однако далеко не все Дорожные Управления спешат это подтвердить, сохраняя опасения, что даже проведенные во время тендеры не гарантируют своевременного начала работ. В первую очередь, опасаются подобной ситуации дорожные службы удаленных районов. Возможно, Комитету стоит более тщательно проконтролировать ситуацию с конкурсами.

По словам А. Солодкого, проректора СПбГАСУ по развитию и дополнительному образованию, чтобы изменить ситуацию, необходимо изменить подход. Критерием качества выполненного ремонта должны быть, в первую очередь, ее потребительские свойства. Именно их ставить во главу угла всем, кто дороги строит, ремонтирует, эксплуатирует. Правда, как при этом обойти 94-ФЗ о госзакупках, требующий выбирать предложения с минимальной стоимостью, пока не очень понятно. Но то, что менять систему госзаказа нужно, очевидно уже всем. Ведь именно из-за необходимости экономить и укладываться в кратчайший срок до дорог не доходят отлично себя зарекомендовавшие современные технологии строительства.