XXI siezd
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/13/ июль 2012 / "ПЕТЕР-ГИБ": освоение подземного пространства должно...

"ПЕТЕР-ГИБ": освоение подземного пространства должно производиться с умом

До революции и в советское время дома различной этажности строили вплотную друг к другу, не обращая достаточного внимания на осадку фундаментов соседних сооружений. Именно поэтому мы сегодня имеем большое количество аварийных зданий, многие из которых не подлежат ремонту. В Петербурге на данный момент существует аналогичная, но более сложная проблема — строительство подземных гаражей в историческом центре.

Лишь после падения «железного занавеса» к нам пришли зарубежные технологии, позволяющие в той или иной степени надежно обеспечить безопасное разрешение задач строительства.

Это, однако, не означает, что советские специалисты не предпринимали никаких мер по исправлению положения. Еще в 1976 году в ЛИСИ пришло письмо от главного прокурора города, в котором говорилось о недопустимости ситуации, при которой строится один дом, а два соседних получают повреждения. Тогда же  в ЛИСИ был разработан специальный нормативный документ под названием «Указания по устройству фундаментов около существующих зданий и сооружений», на основе которого были подготовлены аналогичные нормативы в других советских городах, имеющих те же проблемы с уплотнительной застройкой. Среди авторов документа — д. т. н., профессор СПбГАСУ, директор ООО «ПЕТЕР-ГИБ»  Сергей Николаевич Сотников.

Во избежание проблем были выявлены так называемые категории зданий по степени их износа, а также разработаны различные способы примыкания новых домов к старым. Так, если дом (крупнопанельный или кирпичный) в хорошем состоянии, то допустимая норма дополнительной осадки его фундамента — 4 см. Позже, в 1997 году, вышел новый документ, где стартовое состояние домов оценивалось уже более подробно. В начале 2000-х он послужил основой для разработки территориальных строительных норм (ТСН) и вошел в новый свод правил (СП).

Сегодня в Петербурге, по словам Сергея Николаевича, положение существенно осложнилось, поскольку вышел так называемый актуализированный СНиП, в котором говорится, что, в случае если соседний дом объявлен памятником архитектуры, его дополнительная осадка не должна превышать 1 см. Если здание имеет большой износ — 0 см. Все это можно прочитать буквально так: около зданий, которые объявлены памятниками архитектуры, подземные гаражи строить нельзя. Ни одной экспертизы такой проект не пройдет. «Мы можем сделать расчет отсадки соседних домов от изгиба шпунта, — говорит Сергей Николаевич, — от нагрузки, которую мы передаем на соседнюю площадку, но учесть технологические воздействия мы не можем, поскольку сегодня за рычагами машины, которая изготавливает сваи, сидит трезвый машинист, а завтра он выпил…» Эта ситуация делает неразрешимой проблему неуправляемого роста числа автомобилей в городе, которые в скором времени негде будет  ставить: свободного места возле тротуаровпросто не останется…

Один из последних проектов уже давно известной в городе компании «ПЕТЕР-ГИБ» (ее специалисты принимали участие в реконструкции зданий Сената и Синода, разработали уникальный для Северной столицы проект подземного гаража универмага Stockmannи др.) — организация подземного гаража, с сохранением фундаментов близлежащих домовпо адресу: 11-я линия В. О., д. 26. Все дома на месте проведения работ являются примыкающими, поэтому опасность их повреждения — очевидный факт. До разрушений пока не доходит, но появление трещин в стенах — не редкость. Задача — построить подземный гараж на месте бывшей котельной — осложняется тем, что архитекторы постарались «воткнуть» этот гараж вплотную к межевым стенам домов 26 и 28, чтобы получить как можно больше стояночных мест. Специалисты «ПЕТЕР-ГИБ» предложили подпорную стену из буросекущихся свай — фундаментных конструкций, выполняющих функцию ленточного фундамента и представляющих собой подпорную стену котлована глубиной 4 м.

Для того, чтобы вырыть котлован при минимальном перемещении соседних фундаментов, были применены некоторые проверенные способы, один из них состоял в «омоноличивании» фундамента, который обычно сложен из так называемой бутовой плиты (плитчатого известняка), путем бурения в нем скважины и закачивания в него цементного раствора. После этого, примерно на глубине полуметра, раствор нагнетается в грунт, благодаря этому должна стать прочнее «прифундаментная» зона. Результат, по словам Сергея Николаевича, получается довольно сомнительный, поэтому это, скорее, традиция, чем эффективная мера. Дело в том, что смешения грунта с цементом не происходит: последний вытесняет грунт и образует ограниченные в объеме плотные прослойки. Однако суммарное упрочнение массива все-таки наблюдается за счет дополнительного объема цементного раствора.

Второе, что было сделано — это так называемые манжетные трубки, когда на глубине ниже необходимой откопки при помощи инъекции пробуривается скважина, в которую опускается специальная труба, и по принципу ниппельной иголки в грунт под давлением закачивается цементный раствор. «Когда вы готовите котлован глубже фундаментов соседних домов, — говорит Сергей Николаевич, — это можно сделать, только если в основании скала. Если же там все-таки осадочная порода — она теряет устойчивость, и ограждающая котлован стенка отклоняется, а фундамент «садится».

Для того чтобы воздействие на соседние фундаменты было допустимым, специалисты «ПЕТЕР-ГИБ» разделили котлован на несколько захваток. Первоначально было 4х4 м. Далее заказчик, особо не думая о последствиях, сделал 6х6 м, потом 12х12 м. Пока что с ноября прошлого года осадка одной стены соседнего дома достигла 1,8 см — что безопасно.

Подчеркнем, для Санкт-Петербурга постройка подземных гаражей ниже уровня фундаментов существующих зданий в центральной части города — одна из самых серьезных проблемв жилищном строительстве.

Последний этап работ — бетонирование плиты и стен подвала (гаража), после чего массив грунта становится устойчивым и почти не подверженным деформации. Ведь еще до этого под колонны каркаса были введены буровые сваи диаметром 620 мм и длиной 27 м, которые не дают осадки.

Сложным препятствием и источником основных проблем при строительстве подземных гаражей в центре города Сергей Николаевич считает непрофессионализм и недобросовестность некоторых заказчиков и непосредственных исполнителей работ. «Сегодня, чтобы сделать даже один этаж подземного гаража, проектировщикам приходится ломать голову над тем, как сделать так, чтобы фундаменты соседних домов не пострадали. Между тем многие инвесторы привыкли экономить на материалах и технологиях, что в конечном итоге может самым серьезным образом сказаться на безопасности строящегося объекта. Мы ведь только производим необходимые расчеты. Когда же дело доходит до исполнителя, сразу начинается «торговля». Допустим, у нас в проекте указано усиление грунта до четырех уровней, — сделано только три. Или, допустим, в проекте написано, что давление должно быть 300 атмосфер, — заказчик пишет, что для него это очень дорого, и заставляет нас согласиться качать 250 л раствора в одну скважину. Далее уменьшают до 200 л и т. д. Мы постоянно находимся под прессом заказчиков, подрядчиков… И разумеется, недовольные жильцы, пострадавших в результате такой работы домов, пишут жалобы в основном в адрес нашей компании. Для решения проблемы безопасного подземного строительства нужна грамотная нормативная база и высокопрофессиональная подготовка специалистов.

Беседовал Евгений Бжезински