XXI siezd
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/13/ июль 2012 / СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА: ЧЕЙ РЫНОК?
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА: ЧЕЙ РЫНОК?

СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА: ЧЕЙ РЫНОК?

 

Несмотря на то, что сегодня многие российские машиностроительные заводы постепенно возвращают былые позиции на рынке дорожно-строительной техники, отечественные машины по-прежнему проигрывают западным аналогам по универсальности.

Большинство наших производителей техники переориентировали собственное производство еще в 90-х годах. В условиях экспансии оборудования из Европы это оказалось губительным для всей машиностроительной отрасли. Хотя как посмотреть…

Будучи страной, закрытой для внешнего рынка, а следовательно, и для здоровой конкуренции, Россия не имела возможности полноценно развивать свою промышленность, особенно в условиях резкого сокращения объема научных исследований и разработок в этой сфере. Работники ведущих НИИ и СКВ в том время в основной массе своей были вынуждены покинуть научное поприще.

Ситуация начала постепенно меняться в середине 2000-х годов, когда помимо поставок относительно качественной техники отдельные наши предприятия начали обеспечивать полное техническое сопровождение — ремонт техники, поставку запчастей и пр.

Финансовый кризис 2008 года, как ни парадоксально, помог возрождению отечественного машиностроения. Число крупных строительных компаний значительно сократилось, меньше стало заказов на строительную технику, выживали сильнейшие. Но небольшие компании традиционно предпочитали работать с российскими машинами — поскольку могли себе позволить купить их (лизинг в то время был распространен только на западную технику, бывшую в употреблении, с которой возникала масса проблем, в том числе и из-за нехватки запчастей).

К сожалению, даже сегодня объема выпускаемой в России дорожно-строительной техники по-прежнему не хватает для обеспечения ею отрасли. Тем не менее есть отдельные положительные примеры.

Безусловным лидером дорожно-строительного машиностроения в России на данный момент является ОАО «Тверской экскаватор», которому удалось не только восстановить объемы выпуска экскаваторов, но и существенно расширить линейку продукции. Кроме того примером успешного становления на машиностроительном рынке может служить российская финансово-промышленная группа LEX. За базовую модель ее специалисты, организовавшие завод в Челябинске, взяли трактор Липецкого тракторного завода. После проведения модернизации машины на нее были установлены усиленные бортовые задние передачи и стрела новой конструкции. Трактор также оснастили гидравликой санкт-петербургского Обуховского завода и установили на него галогенную оптику, которая позволяет вести работы в условиях плохой видимости, полностью обеспечили комфорт водителя, разработав и внедрив новую конструкцию кабины. Теперь LEX выпускает современные, надежные экскаваторы ЭО-2626 и ЭО-2621 с объемом ковша от 0,28 до 0,4 кубометра.

Есть и другие удачные примеры, и становится понятно, что отечественный производитель уже вышел на достойный уровень. К наиболее известным и прогрессивным производителям можно отнести: ТД «Интердон», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Брянский Арсенал», а также — Дмитровский, Воронежский и Ковровский экскаваторные заводы.

Однако по-прежнему большинство строительных компаний предпочитают работать с импортной техникой, которая по универсальности пока вне конкуренции.

Наиболее популярные западные марки дорожно-строительной техники в Северо-Западном регионе: Caterpillar, Hitachi, JCB, Liebherr, Dynapac, Boschи др. Практически всю данную технику сегодня можно взять в аренду. Наиболее активно в этом направлении работают крупные европейские концерны, например скандинавский Cramo. Разумно тратить средства кризис научил не только небольшие, но и средние по величине строительные компании, не имеющие собственного технопарка.

Подготовил Евгений Бжезински