дс2017шапка
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/43/АПРЕЛЬ 2016 / Тарифное регулирование ВКХ: ТАРИФЫ В ОБМЕН НА ИНВЕСТИЦИИ
Тарифное регулирование ВКХ: ТАРИФЫ В ОБМЕН НА ИНВЕСТИЦИИ

Тарифное регулирование ВКХ: ТАРИФЫ В ОБМЕН НА ИНВЕСТИЦИИ

В январе 2016 года постановлением Правительства РФ утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года. Этим документом правительство страны и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дают четкий ответ на вопрос, который вот уже несколько лет остро ставят перед законодателями все участники сферы городского хозяйства: ЖКХ – это бизнес или социальная нагрузка?

По мнению Минстроя России, это, безусловно, бизнес, развивать его следует именно как бизнес – более того, в настоящее время для бизнеса в отрасли сформировано комфортное законодательство, в том числе серьезно усовершенствована концессионная нормативная база.

Анализ некоторых законодательных изменений был проведен участниками одной из рабочих сессий VII Международного форума, который состоялся в Санкт-Петербурге 2–3 марта 2016 года. Ключевой темой круглого стола «Стратегия развития водно-коммунального хозяйства России: проблемы отрасли и их решения» стала тема регулирования сферы водоснабжения и водоотведения. Выступавшие однозначно поддержали твердое намерение государства развивать сферу ЖКХ именно как бизнес и в своих выступлениях поднимали вопросы эффективности водоканалов, условия привлечения бизнеса в сферу водоснабжения и водоотведения, влияние на этот процесс долгосрочного регулирования.
Тарифную политику в сфере водоснабжения и водоотведения и новые подходы к решению проблем отрасли в свете последних законодательных изменений представил А. Г. Матюхин, начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы.
1. Тарифы всерьез и надолго
С 1 января 2016 года в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе и в сфере водоснабжения и водоотведения, введено долгосрочное тарифное регулирование. Поэтапный переход на него осуществляется практически уже год. На данный момент 85 тарифных решений в сфере водоснабжения и водоотведения приняты на основании долгосрочных параметров регулирования, в 23 субъектах полностью все организации (100%) перешли на долгосрочное тарифное регулирование, в 59 субъектах действует, в том числе и экономически обоснованное расходование, в 4 субъектах предприятия работают по схеме «затраты +». Как заметил представитель ФАС, принятие краткосрочного регулирования на год допускается в исключительных случаях; при отсутствии прописанных в законодательстве оснований местные органы регулирования вправе утвердить метод долгосрочного регулирования и «непереход» на него регулирующими органами будет признан нарушением.

2. Вся власть регионам
Одно из важнейших изменений касается отмены предельных отраслевых индексов внутри единого предельного индекса роста тарифов и передачи права регулировать тарифы на водоснабжение и водоотведение с федерального уровня на региональный.
Впервые на 2016 год (с 01.07.2016) на федеральном уровне не устанавливаются предельные индексы роста тарифов на водоснабжение и водоотведение (как и на тепловую энергию). Тарифы на данные виды энергоресурсов устанавливаются в рамках предельного индекса роста размера платы граждан за коммунальные услуги.
Первоначально Правительство РФ устанавливает, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 (ред. от 24.12.2015) «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», средние индексы роста тарифов на водоснабжение и водоотведение и отклонения по ним. Федеральная служба по тарифам (ФАС) рассчитывает утвержденные Правительством РФ индексы и рассматривает контрольные мероприятия, связанные с согласованием и утверждением конкретных индексов конкретных муниципальных образований. К компетенции органов местного самоуправления субъекта относится согласование предельных индексов, превышающих допустимое значение. При этом органы власти должны осуществлять контроль как за соблюдением, так и за установлением тарифов. (Замечание немаловажное, ибо, по словам представителя Федеральной антимонопольной службы, проверка муниципальных образований выявила большое количество нарушений в части утверждения предельных индексов, в том числе и вследствие отсутствия у органов самоуправления ответственности за принятые ими решения).
Иными словами, в соответствии с Распоряжением №2182-р утверждается индекс, определяющий максимальный допустимый рост совокупного платежа граждан в среднем по соответствующему региону. Этот индекс служит основанием для утверждения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. Каждое МО (власти, контролирующие органы и органы самоуправления) при утверждении отклонений должно четко понимать, что может себе позволить бюджет, чтобы субсидировать возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем платы и тем уровнем, который губернатор имеет право утвердить.

3. Тарифы в обмен на инвестиции
Еще одно важное изменение в законодательстве касается возможности корректировки установленных в соответствии с принятыми индексами тарифов.
Согласно распоряжению № 2182-р, рост платы за услуги ЖКХ по стране должен составить в текущем году в среднем не более 4%.
Однако в постановление Правительства РФ № 400 и Правила регулирования тарифов были внесены изменения, позволяющие устанавливать тариф с превышением максимальных индексов, ориентируясь на мероприятия, которые необходимо осуществить для эффективного функционирования предприятия водоснабжения и водоотведения. Определены основания для такого превышения – это наличие уже заключенного концессионного соглашения или реализация ранее утвержденной (до ноября 2015 года) инвестиционной программы. В таком случае, независимо от установленного индекса роста тарифов для данного муниципального образования и среднего индекса по субъекту, разрешается изменение тарифа до мая 216 года в сторону его увеличения.
Но, подчеркнул представитель ФАС, это разовый акт, более того – акт четко обоснованный по принципу «тарифы в обмен на инвестиции».

Как заметил А. Матюхин, все изменения коррелируют с проходящим сейчас процессом наведения порядка в законодательной сфере после объединения в июле 2015 года двух регулирующих служб – ФАС и ФСТ и ликвидируют «лазейки», образовавшиеся в законодательстве в переходный период.

4. Также начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы сформулировал основные подходы к формированию тарифного регулирования в сфере ЖКХ, которые базируются на нормировании (по аналогии с нормированием матобеспечения государственных органов) и введении эталонно-типовых затрат (эталонной стоимости той или иной услуги).
Предполагается, что регулирующие организации смогут сравнивать заявленные затраты регулируемых организаций с некими утвержденными эталонными цифрами, определенными исходя из стоимости услуг и материалов на конкурентном рынке, и тем самым заставить их взвешенно и ответственно подходить к определению затрат.
По мнению А. Матюхина, результатом введения этих принципов станет единый подход к деятельности (операционной, сбытовой, финансово-хозяйственной) регулируемых организаций, что приведет к большей открытости сферы регулирования.

Светлана Соснова

 

А. Г. Матюхин, начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы:
– Рассматривать увеличение тарифа можно лишь в случае, если инвестор хочет и готов вкладывать средства в модернизацию хозяйства. Если же организация не хочет ничего делать, тариф, по крайней мере, не следует увеличивать, а следует даже рассмотреть вариант его снижения.
По результатам мониторинга ФАС, только в 10% инвестиционных программ выполнены заявленные обязательства. Полагаю, необходимо менять порядок контроля инвестиционных программ предприятий ВКХ и, в первую очередь, иметь возможность применять санкции в случае неисполнения заявленных мероприятий, такие как снижение тарифа в течение периода регулирования. Например, не выполнил программу в феврале – с 1 марта тариф автоматически снижается, и так до тех пор, пока организация не начнет четко выполнять заявленные обязательства.

Е. В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения:
– Отличительная черта стратегии, помимо ее краткосрочности, состоит в том, что она нацелена на приход в жилищно-коммунальное хозяйство бизнеса. Сегодня Министерство строительство и ЖКХ дает четкий ответ: да, это бизнес. Мы готовы и хотим с этим согласиться, но, к сожалению, при внимательном изучении ситуации нельзя не увидеть, что сфера водоснабжения и водоотведения – в отличие от электро- и теплоэнергетики – серьезно отстает в части роста тарифов, и соответственно, в части получения доходов. Именно поэтому вопрос тарифного регулирования очень важен, тем более что правительством достаточно жестко высказана позиция о невозможности резкого увеличения тарифов, а возврат инвестиций возможен лишь за счет эффективности деятельности предприятий – как управленческой, так и энергоэффективности.