дс2017шапка
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/43/АПРЕЛЬ 2016 / Система госзаказов: кто изгои на торгах?
Система госзаказов: кто изгои на торгах?

Система госзаказов: кто изгои на торгах?

Существенную долю в сегменте строительства инженерной инфраструктуры Петербурга составляют государственные закупки. О системе госзаказов спорят давно и много, прежде всего речь идет о взаимодействии государственных заказчиков и подрядчиков.

Некоторые проблемы действительно решаются, а некоторые – остаются. Попытаться сдвинуть с мертвой точки вопросы, связанные с основными противоречиями в этой сфере, решили организаторы круглого стола «Строительство инфраструктуры в Санкт-Петербурге: взаимодействие подрядчика и госзаказчика». Инициаторами мероприятия, которое состоялось 2 марта в Контактном центре строителей, стали представители компании «Инжспецстрой-Электросетьстрой».

Тема круглого стола обусловлена нарастающим кризисом в подрядном комплексе строительства инженерной инфраструктуры в Санкт-Петербурге. Система обеспечения государственных контрактов в Санкт-Петербурге, задержка приемки и оплаты работ, рост себестоимости работ – все это вкупе становится причиной сокращения подрядного рынка. Одни петербургские компании уходят в регионы, в частности, в Ленобласть (считается, что здесь правительство подготовило лучшую почву для развития малого и среднего строительного бизнеса), другие из-за недостатка оборотных средств закрываются. Как результат, часто отменяются городские конкурсы, по той простой причине, что просто нет заявок.

Наиболее обсуждаемым вопросом на круглом столе стала действующая система обеспечения исполнения государственного контракта. Дело в том, что государственными заказчиками Санкт-Петербурга при закупке строительных работ, как правило, устанавливается обеспечение исполнения контракта в размере 30% от его начальной (максимальной) стоимости. Аванс же предусматривается в размере 10% цены контракта. По мнению организаторов мероприятия, в существующих экономических условиях такие требования являются чрезмерно обременительными для строительных компаний Петербурга.

По словам генерального директора компании «Инжспецстрой-Электросетьстрой» Сергея Комарова, у государственных заказчиков есть некая «дельта» для того, чтобы предложить подрядчику обеспечение контракта.

Заместитель директора по строительству ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Виктор Сулима заметил, что до появления новой системы взаимоотношений между госзаказчиками и подрядчиками порядочности в этих отношениях было больше, а все вопросы решались быстрее и эффективнее. Он также пояснил, что и государственный заказчик вынужден сегодня перестраховываться, напомнив историю с «Мостоотрядом 19». «Им было предоставлено в качестве аванса 540 млн рублей, компания обанкротилась, и где деньги – неизвестно, – говорит господин Сулима. – Похожая история была и со “Стройинвестом”. Поэтому мы хотели бы себя обезопасить от подобных ситуаций. А пока я хожу в ФАС и Следственный комитет, как на работу»…

Еще одной животрепещущей темой стал факт задержки государственными заказчиками оплаты выполненных работ. Существующим положением вещей недовольны даже представители крупных компаний, имеющих крепкую репутацию.
Генеральный директор СМУ-303 Виктор Мусихин считает, что в Петербурге сложилась наиболее тяжелая в плане госзаказов ситуация для строительного бизнеса.

Виктор Валерьевич посетовал на то, что по шести контрактам, которые были заключены с его компанией по тепловым сетям в 2014 и 2015 годах, не было проведено ни одной индексации. Среди положительных тенденций он отметил тот факт, что в госзакупки «наконец пришли грамотные люди».

К участию в круглом столе были приглашены представители администраций и нескольких государственных предприятий. Однако присутствовали на мероприятии только представители ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ГУП «ТЭК СПб».
Представители государственного заказчика отметили, что находятся не в лучшем финансовом положении и, следовательно, не могут предложить увеличения адресной программы. А существующие обеспечительные меры служат блокировкой от компаний¬-однодневок. В то же время все больший интерес к государственным закупкам проявляют малые предприятия. Представители саморегулируемых организаций высказывали предложения о возможности использования своего потенциала для определении подрядчика при проведении госзакупок.

Директор по строительству ГУП «ТЭК СПб» Александр Киселев поделился с корреспондентом издания своими впечатлениями от мероприятия:

– Александр Анатольевич, насколько сегодняшняя встреча оказалась полезной для участников?
– Такие мероприятия необходимы, их нужно проводить на регулярной основе и привлекать как можно больше участников. Причем представителей не только строительного сообщества, но также администраций, общественных организаций, депутатского корпуса. Сегодня мы рассматривали небольшой, но очень важный круг вопросов.
– Понятно, что вопросы, касающиеся современной системы госзаказа, сегодня очень актуальны для многих. Как вы относитесь к утверждению господина Мусихина о том, что в Петербурге сложилась наиболее тяжелая ситуация в этом плане по сравнению с другими регионами?
– Я не согласен. В каждом регионе есть свои нюансы: экономические, финансовые и т. д. В Петербурге – свои условия, и если они не работают на общее дело, конечно, их нужно обсуждать и что-то менять.
– Вы назвали одной из причин отказа подрядчиков от своих обязательств (что, естественно, влечет за собой невыплаты по контракту) ошибки проектировщиков. Что это за ошибки и насколько они часты?
– Я не могу сказать, насколько часто они случаются, но многие проекты, реализацией которых мы занимаемся, страдают по причине того, что некоторые моменты не предусматриваются при подготовке проектной документации. Такие ошибки я бы назвал необъяснимыми.

___

Итогом круглого стола стало решение обратиться к органам власти Петербурга с предложением послабления обеспечительных мер в пределе 10% от стоимости государственного контракта, а также выступить с инициативой в Законодательное собрание по вопросу возврата страхования в качестве обеспечительной меры при государственных закупках.
Думается, система взаимоотношений госзаказчиков и подрядчиков будет обсуждаться еще не один год, но важно то, что такие обсуждения уже идут. И это дает надежду многим представителям малого и среднего строительного бизнеса, которые, как бы их ни уверяли в том, что они – не изгои на торгах, по-прежнему себя таковыми ощущают.

Евгений Бжезински