ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/43/АПРЕЛЬ 2016 / Реформы не должны ухудшать положение дел
Реформы не должны ухудшать положение дел

Реформы не должны ухудшать положение дел

В мировой практике независимая оценка соответствия оборудования и организации безопасной работы на предприятиях является одной из важнейших составляющих обеспечения безопасности производства. В разных странах эта работа может иметь различные формы. Например, в Германии эту работу проводят экспертные организации по заданию страховых фирм, которые на основании полученной оценки состояния производства определяют стоимость страховки, при этом надзорные органы следят в основном за наличием страхования производства.

В России система экспертизы промышленной безопасности формировалась Госгортехнадзором России на базе имевшихся ранее экспертных организаций и создания новых структур - государственных и негосударственных. Последние стали преобладающими. В дальнейшем система развивалась в форме Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.

Большую роль в ее развитии сыграло одно из подразделений Госгортехнадзора, а далее Ростехнадзора – НТЦ «Промышленная безопасность», разработавшее основные требования к проведению экспертизы, аттестации экспертов, экспертных организаций и лабораторий неразрушающего контроля.

Законодательно система экспертизы промышленной безопасности была закреплена Федеральным законом от 21.07.1997 г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Последняя редакция этого закона, действующая в настоящее время – Федеральный закон от 04.03.2013 г №22-ФЗ. В нем экспертиза промышленной безопасности – это определение соответствии объектов предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности. Согласно этому закону экспертизе промышленной безопасности подлежат:
– документация на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО);
– технические устройства на ОПО;
– здания и сооружения на ОПО;
– декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности ОПО.

Существующая система экспертизы промышленной безопасности в основном направлена на проведение оценки технического состояния машин и оборудования, используемого на опасных производственных объектах, а также зданий и сооружений. Учитывая большой износ промышленного оборудования в России, а также использование производственных зданий, построенных 40-50 лет тому назад, эта задача является очень актуальной и позволяет во многих случаях предупреждать аварии и инциденты. Эту работу под контролем Ростехнадзора выполняет около 4,5 тыс. экспертных организаций, имеющих примерно 8,5 тыс. экспертов, аттестованных по существовавшей ранее системе. Общая численность персонала экспертных организаций может быть в пределах 40-50 тыс. человек, которые выполняют около 360 тысяч экспертиз в год, стоимость рынка услуг оценивается в 50-70 миллиардов рублей.

Предусмотренная первой редакцией закона экспертиза проектов опасных производственных объектов и производства работ была частично передана в Госэкспертизу и частично аннулирована, поэтому основной объем экспертизы – это технические устройства, здания и сооружения.

С вступлением в действие Технических регламентов Таможенного союза контроль за изготовлением оборудования осуществляется Ростехрегулированием, за Ростехнадзором остался контроль за эксплуатацией оборудования. Основная задача экспертных организаций в этой области – экспертиза оборудования, отработавшего нормативные сроки, с целью продления срока его службы. Продление срока службы часто возможно в связи с тем, что нормативные сроки назначаются по экономическим соображениям, и не всегда соответствуют техническому ресурсу оборудования.

В свою очередь, независимый контроль технического состояния оборудования позволяет выявить дефекты и неисправности, и обязывает предприятие устранить их, поскольку без продления срока службы владелец не имеет права эксплуатировать такое оборудование. В ряде случаев экспертиза позволяет предупредить возможную аварию. Экспертиза промышленной безопасности решает два вопроса – оценку технического состояния машины путем проведения диагностики с использованием при необходимости неразрушающего контроля, и оценку состояния эксплуатации машины, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности.

Второй по значимости объем экспертизы промышленной безопасности – экспертиза зданий и сооружений, которая включает оценку состояния зданий, эстакад, резервуаров, крановых путей, подъездных путей предприятий и др. Промышленные здания испытывают повышенные нагрузки от работающего оборудования, мостовых кранов, воздействия химических веществ и газов, поэтому сроки их безопасной эксплуатации регламентированы. При оценке состояния зданий методикой предусмотрена разработка предложений по восстановлению их работоспособности или текущему ремонту.

Экспертиза проектов технического перевооружения проводится при внедрении новой технологии, автоматизации технологического процесса, модернизации или замене технических устройств. Объем этой работы не очень большой, но требует высокой квалификации экспертов.

Новый вид экспертизы – экспертиза обоснований безопасности, которые разрабатываются проектными организациями при вынужденном отступлении от нормативных документов. К выполнению этой работы допускается ограниченный круг экспертных организаций, поскольку требуется высокая квалификация экспертов. В качестве примера такой работы можно привести обоснования безопасности для установки эскалаторов на втором выходе станции метрополитена «Спортивная» и при замене эскалаторов на станции «Технологический институт-1» на новые машины.

В последние годы в системе экспертизы промышленной безопасности появился целый ряд проблем, вызванных изменениями в законодательстве и нормативных документах, в том числе и с появлением Технических регламентов.
Со снижением лицензионных требований к экспертным организациям и требований к экспертам в Федеральных нормах и правилах число экспертных организаций выросло за последние пять лет примерно в полтора раза за счет малочисленных организаций, не имеющих своих лабораторий и готовых выполнять работы за минимальные цены. Это привело к демпингу на рынке экспертизы и, соответственно, к снижению качества работ, результатом чего явился рост инцидентов и аварий. Такое положение вызвало озабоченность руководства Ростехнадзора, которое попыталось решить эту задачу требованием переоформления существующих бессрочных лицензий при изменении лицензионных формулировок видов деятельности.

Поскольку это не дало соответствующего эффекта, Ростехнадзор инициировал появление Постановления Правительства России № 509 о переаттестации экспертов в области промышленной безопасности. Государственная аттестация является важной задачей, обеспечивающей качество экспертизы.

Ранее порядок аттестации экспертов был разработан НТЦ «Промышленная безопасность», являвшимся в то время подразделением Ростехнадзора. Система включала ряд аккредитованных аттестационных центров в Москве и ряде крупных городов, которые осуществляли предаттестационную подготовку и аттестацию экспертов с участием представителей Ростехнадзора в аттестационных комиссиях. В 2007 году приказом Ростехнадзора №37 участие его представителей в аттестации экспертов было отменено. Аттестация экспертов стала добровольной, но признавалась органами Ростехнадзора, поскольку эксперты допускались к аттестации только после сдачи экзаменов по промышленной безопасности в территориальных комиссиях. Методология аттестации экспертов была одобрена на международном уровне как обеспечивающая качественную подготовку экспертов.

Новая система аттестации разрушает существующую систему, и, благодаря разработке дополнительных требований к порядку проведения экзаменов, делает процесс аттестации сложным и непрозрачным. Например, эксперт должен помнить цифры, которые можно найти в справочнике или нормативных документах. Вместе с отсеиванием экспертов, которые не полностью соответствуют требованиям, такая форма сдачи экзаменов приведет к исключению из числа экспертов и высококвалифицированных специалистов – докторов и кандидатов наук, которые выполняют наиболее сложные экспертизы. Комитетом по экономическому развитию Совета Федерации приняты 1.03.2016 г рекомендации по совершенствованию процесса аттестации экспертов, но последнее слово остается за руководством Ростехнадзора.

Следующей проблемой является существенное ухудшение качества нормативной базы экспертизы, происшедшее при разделении нормативов между техническими регламентами и федеральными нормами и правилами. Положительным здесь является существенное сокращение ограничений и возможность инновационного развития оборудования. Вместе с тем при разработке этих документов пропали многие важные нормативы. Например, отсутствуют требования к методикам проведения экспертизы, которые должны включать определенные положения, характерные для данного вида отрасли или оборудования. Они были раньше в отмененных руководящих документах по экспертизе. Не определен порядок и сроки продления срока службы оборудования в результате проведения экспертизы.

Важность решения этих вопросов обуславливается еще и тем, что из-под контроля Ростехнадзора практически выведены производственные объекты IV класса опасности (подъемные сооружения, котлы, сосуды и др.), которых насчитывается несколько сотен тысяч, и контроль за ними в основном возлагается на экспертные организации. К чему это ведет, можно видеть на примере лифтового хозяйства, где состояние безопасности существенно ухудшилось.

Естественно, что при проведении реформ возникают определенные трудности, но реформы не должны ухудшать существующее положение дел.
Бардышев Олег Андреевич, доктор технических наук, профессор, академик МАНЭБ;
Бардышев Андрей Олегович , член-корреспондент МАНЭБ.