ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/43/АПРЕЛЬ 2016 / ГОД ЭКОЛОГИИ-2017: БУДУЩЕЕ В ФОРМАТЕ НДТ
ГОД ЭКОЛОГИИ-2017: БУДУЩЕЕ В ФОРМАТЕ НДТ

ГОД ЭКОЛОГИИ-2017: БУДУЩЕЕ В ФОРМАТЕ НДТ

С 1 января 2019 года в системе государственного регулирования природоохранной деятельности начнется поэтапный переход к принципам НДТ. В настоящий момент выведен на процедуру общественного обсуждения проект «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации были озвучены и предложены к обсуждению участникам VII Международного форума «Экология», состоявшегося 2–3 марта 2016 года в Петербурге. Более 500 представителей из сорока регионов страны и восьми иностранных государств собрались с целью выработки комплекса эффективных мер, направленных на минимизацию антропогенного воздействия на водные ресурсы и обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами.

В настоящий момент выведен на процедуру общественного обсуждения проект «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». В проекте учтены приоритеты развития природоохранного регулирования, сформулированные в разработанных Минприроды РФ «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года». Как ранее отмечал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, реализация Стратегии позволит говорить о переходе к экологически ориентированной модели экономического развития.

А два года назад, в июле 2014 года, был принят Федеральный закон № 219-ФЗ – по сути, один из основных документов, направленный на совершенствование системы экологического регулирования. Тем самым был дан старт подготовке к переходу на новую систему государственного регулирования, а именно – внедрение в природоохранную практику принципа наилучших доступных технологий (НДТ). Такая система регулирования призвана изменить практически все сферы нашей жизни: промышленное и аграрное производство, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство. Причем ФЗ-219 носит комплексный характер, ибо его принятие потребовало внесения изменений не только в Закон об охране окружающей среды, но и в Закон об экологической экспертизе, Закон об охране атмосферного воздуха, Налоговый и Градостроительный кодексы, другие законодательные документы.

Как заявил директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Беланович, раскрывая перспективы внедрения принципов НДТ в природоохранную практику, это послужит импульсом для повышения конкурентоспособности страны и уменьшения загрязнения окружающей среды.

Предприятия, на первый-четвертый рассчитайсь!
Основные новации коснутся учета объектов деятельности, а именно: закон регламентирует разделение предприятий на категории и применение к ним дифференцированных мер государственного регулирования, что позволяет выделить предприятия с максимальным воздействием, сосредоточиться на работе с ними, тогда как по отношению к остальным разрешается снять излишние административные барьеры и отменить избыточное регулирование. Так, для объектов четвертой категории меры госрегулирования производиться не будут (кроме внеплановых проверок), объекты третьей категории ограничатся предоставлением отчетности об уровне или объемах воздействия, объекты второй категории – предоставлением декларации воздействия на окружающую среду и расчетов предельно допустимых нормативов. Объекты первой категории должны будут получить комплексное экологическое разрешение.

Со дня вступления закона в действие предприятия в течение двух лет обязаны встать на государственный учет. В результате все предприятия будут отнесены к одной из четырех категорий. При этом предприятия, осуществляющие деятельность с превышением нормативов НДТ, обязаны разработать программу повышения экологической эффективности, содержащую мероприятия по модернизации производства. На основании программ будут выдаваться комплексные экологические разрешения (КЭР), содержащие установленные нормативы воздействия и остальные обязательные условия. КЭР будут выдаваться на основании проведенной оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. Такой подход обеспечит открытость результатов, извещение общественности и учет ее мнения.

И штрафы, и льготы
Для модернизации предприятия природоохранным законодательством введена система стимулов: льготы по оплате, предусматривающие зачет затрат на снижение воздействия внедрения НДТ, налоговые льготы в части возмещения затрат на уплату процента по инвестиционным кредитам и т. п. Кроме того, дополнительные меры стимулирования будут введены Минпромторгом РФ в рамках реализации государственной политики.
Но очевидно, что для выполнения задачи нужны не только стимулы, но и четко работающая система контроля. По словам Дмитрия Белановича, в новой концепции предлагается перейти от инспекции к отчетности, что позволит перенести часть ответственности на субъект хозяйственной деятельности с минимизацией административных функций, при этом законом предусмотрено существенное увеличение штрафных санкций.
Более того, контроль будет не только жестким, но и высокотехнологичным. В рамках создания системы контроля предусматривается оснащение источников выбросов автоматическими датчиками измерений и средствами передачи информации в надзорные органы. При этом государственный учет объектов будет реализован в форме электронного реестра предприятий, а часть этого реестра (информация о выбросах загрязняющих веществ) будет открыта для общественности и станет аналогом реестра выбросов, который ведется во многих странах мира. Стоит заметить, что в Евросоюзе переход предприятий на НДТ занял 10 лет, у нас он рассчитан на 14 лет для градообразующих предприятий и предприятий, выпускающих стратегическую продукцию, для остальных – на 7 лет.

Начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова:
– К сожалению, сегодня приходится констатировать незначительные размеры штрафов по Кодексу об административных нарушениях. Да, появилась по сбросам и такая сумма, как 1 млн рублей, а по отходам – 250 тыс. рублей с возможностью приостановки деятельности сроком на три месяца, но для предприятий, как ни прискорбно говорить, до сих пор иногда выгоднее загрязнить и заплатить штраф, нежели системно внедрять наилучшие доступные технологии. Надеемся, что с 2019 года ситуация постепенно начнет меняться и предприятия будут уже действительно «рублем отвечать» за негативные последствия, возникающие от их деятельности.

Национальный справочник НДТ
Принцип применения НДТ взят за основу нормирования экологически опасных предприятий в большинстве стран мира. Для внедрения принципа наилучших доступных технологий в России планируется разработать национальный справочник НДТ, взяв за основу уже разработанный европейский справочник с учетом климатических, экономических и технологических особенностей нашей страны.
Кстати, закон определяет и само понятие «наилучшие доступные технологии». Так, понятие технологии включает в себя и применяемую технологию, и способ, с помощью которого осуществляется проектирование, строительство, эксплуатация и ввод объекта в эксплуатацию. К доступным относят технологии, которые разработаны в масштабах, позволяющих их реализацию в промышленном масштабе. Наилучшими считаются технологии, наиболее эффективные с точки зрения уровня защиты окружающей среды. Таким образом, при выборе производства выбираются наилучшие доступные технологии. которые будут описаны в отраслевых справочниках НДТ.
В Евросоюзе разработаны 27 отраслевых и шесть межотраслевых справочников, у нас планируется выпустить 47 справочников, при этом закон рекомендует при разработке учитывать уже имеющиеся справочники.

«Переход на принципы НДТ позволяет отказаться от практики контроля загрязнений на “конце трубы” и перейти к его предотвращению на источнике образования, – подчеркнул директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Беланович. – Как результат – вместо разработки технологий по обезвреживанию выбросов и вбросов потребуются технологии новых способов производства, которые при выпуске больших объемов продукции используют меньшие ресурсы, сокращают объемы отходов, снижают загрязнения. Уверен, что внедрение НДТ послужит импульсом для повышения конкурентоспособности страны и уменьшения загрязнения окружающей среды».
Остается добавить, что переход на регулирование на основе принципа НДТ будет осуществляться поэтапно. Так, до конца 2017 года будут приняты все подзаконные акты, изданы справочники НДТ, предприятия включены в реестр объектов. В течение 2019–2022 годов 300 крупнейших предприятий-загрязнителей будут переведены на комплексные разрешения на основании НДТ. С этого же времени при проектировании и строительстве новых предприятий должны учитываться принципы НДТ. В декабре 2015 года Росстандартом были утверждены первые десять справочников НДТ для отраслей экономики, а всего предполагается разработать 47 справочников.
При этом, по словам господина Белановича, в целях реализации нового принципа экологической политики необходимо разработать и принять 34 государственных правовых акта.

Член комитета государственной думы ФС РФ по обороне Максим Шингаркин:
– До сего момента мы не могли заставить крупнейшие корпорации, частные и государственные, в полном объеме модернизировать собственное производство в соответствии с мировыми стандартами. Но решить эту проблему мы обязаны. Революционная реформа природоохранного законодательства в России только начинается. За законодательными изменениями идут изменения в правоприменении. Итогом же станет не только снижение административных издержек бизнеса, проведение природоохранной деятельности, но и более справедливое распределение экологически финансовой нагрузки между секторами экономики.

Светлана Соснова