ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/43/АПРЕЛЬ 2016 / Десять строительных площадок и три тысячи человек
Десять строительных площадок и три тысячи человек

Десять строительных площадок и три тысячи человек

Строительство Центрального участка Западного скоростного диаметра близится к концу

В Петербурге продолжается создание уникальной внутригородской магистрали Западный скоростной диаметр. Автомобилисты уже несколько лет пользуются Южным и Северным участками. В 2016 году планируется окончание строительства Центрального участка и запуск движения по всей протяженности магистрали.

Создание многополосной скоростной дороги в условиях плотной городской промышленной и жилой застройки – сложнейшая задача, предполагающая как особые проектные решения, возведение искусственных сооружений, так и значительную работу по переносу коммуникаций, освобождению территорий. Эти вызовы были актуальны при строительстве Южного и Северного участков, осуществлявшегося АО «ЗСД», а Центральный участок характеризуется особой сложностью. Сто процентов его протяженности – искусственные сооружения: мосты, тоннель, выемка, эстакады. 70% участка проходит над водой. В рамках строительства создаются такие объекты, как два вантовых моста (через Корабельный и Петровский фарватеры), двухъярусный мост над Морским каналом с высотой судоходного габарита в 52 м, который станет самым высоким мостом Петербурга. Васильевский остров трасса пройдет в заглубленной выемке, что сделает ее менее заметной для жителей и минимизирует воздействие от дороги. Под рекой Смоленкой ЗСД уходит в тоннель под искусственно созданным руслом.

Силуэт Центрального участка отчетливо виден даже постороннему наблюдателю. Возведены все опоры, на большей части участков подняты металлоконструкции. Работа на десяти строительных площадках, расположенных в четырех районах Санкт-Петербурга, не останавливается. Более 3000 инженеров и рабочих, более 400 единиц специальной строительной техники продолжают создавать современную магистраль. В строительстве задействовано 66 субподрядных компаний – 59 из них российские, но есть и строители из Италии, Турции, Франции, Германии и т. д.
На площадке на Канонерском острове продолжается масштабная работа по надвижке пролетных конструкций двухъярусной фермы. Строители уже перешли через Морской канал конструкциями моста, расположенными на высоте от 52 до 64 м.
На вантовых мостах через Корабельный и Петровский фарватер ведется процесс устройства вантовой системы и одновременный монтаж металлоконструкций центральных пролетов.
В выемке, в которой дорога проходит вдоль Васильевского острова, уложен нижний слой асфальта, устраиваются инженерные коммуникации, рабочие приступают к завершающим работам.
Работы в тоннеле постороннему наблюдателю не видны, тем не менее здесь активно ведется выемка грунта. Тоннель, созданный методом устройства стен в грунте, приобретает свои итоговые очертания; готово русло, по которому теперь потечет река Смоленка.

В районе улицы Савушкина закончено устройство дорожной плиты, положены первые слои асфальтового покрытия, смонтированы шумозащитные экраны и мачты освещения, идут работы по монтажу барьерного ограждения.

Значительная степень готовности дает основания полагать, что запланированное в этом году завершение строительства соединит участки ЗСД в полностью действующую магистраль и позволит городу получить новый важнейший инфраструктурный инструмент в решении существующих и потенциальных транспортных задач.
В ООО «Магистраль северной столицы», компании, реализующей Соглашение о государственно-частном партнерстве с Санкт-Петербургом, с гордостью говорят о том, что после открытия трассы Петербург с севера на юг можно будет проехать всего за 19 минут, не нарушая Правила дорожного движения.
Опыт эксплуатации Северного и Южного участков показывает, что ЗСД востребован автомобилистами: ежедневно по каждому из открытых участков проезжает до 80 тыс. транспортных средств, что положительно сказывается и на альтернативной бесплатной улично-дорожной сети города, ведь выбравшие скорость и комфорт десятки тысяч автомобилистов уходят с перегруженных улиц, тем самым облегчая дорожную ситуацию и для тех, кто продолжает пользоваться традиционными маршрутами.

После ввода Центрального участка инфраструктурная значимость ЗСД возрастет существенно. Появится связь южных, северных и центральных районов, выход на все крупные федеральные трассы через КАД, будет избавлен от ночной изоляции Васильевский остров, да и в дневное время, при сведенных мостах, ЗСД станет существенным облегчением для транспортной ситуации острова.

По расчетам аналитиков, выполненным на этапе формирования проекта, с открытием Центрального участка Западный скоростной диаметр примет на себя:
• 20% трафика с Кольцевой автодороги,
• 80% из Портовой зоны,
• 40% трафика Васильевского острова,
• 15% трафика в южных районах Петербурга,
• 15% в Приморском районе.

Значение ЗСД в развитии транспортной инфраструктуры Петербурга переоценить сложно. Принципиально трасса была намечена еще в 1966 году. Уже тогда была очевидна потребность в решении проблемы вывода потоков грузов из порта, разгрузки улиц города от грузового и транзитного транспорта.

Основными целями создания скоростной внутригородской магистрали еще на этапе ее планирования называлось решение следующих задач:

• эффективной транспортной связи северных и южных районов города;
• разгрузки автомобильного движения в центральных районах, имеющих высокое историческое и культурное значение;
• эффективных грузоперевозок из портовой зоны города, минимизирующих движение грузового транспорта по жилым районам.
Значение ЗСД не исчерпывается решаемыми транспортными задачами Петербурга. В федеральном масштабе трасса становится частью и увеличивает пропускную способность международного транспортного коридора «Север-Юг», повышает общефедеральный показатель эффективности системы товародвижения.

Проект фигурирует в десятках стратегических документов регионального и федерального уровня, определяющих направления транспортного и общеэкономического развития России и Петербурга.

Есть и позитивные экологические аспекты создания скоростной магистрали. Например, важные цифры были получены в ходе исследования, проведенного Европейским банком реконструкции и развития на этапе принятия решения об участии в проекте. Так, после введения магистрали за счет переориентации транспорта на ЗСД и движения его по магистрали в оптимальном режиме сокращение объемов использования топлива составит за сутки 75,4 тыс. литров. При сжигании этого количества топлива в атмосферу выделилось бы за сутки около 170 тонн углекислого газа.
 

По материалам компании «Магистрали Северной столицы»