БЦ Вант
ППРК-Сервис
ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД

ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД

С последним залпом победных салютов в мае 1945 года наступил тяжелейший этап, ставший испытанием для самой системы советского государства, – восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Ленинград за 900 дней блокады, обстрелов и бомбежек подвергся колоссальным разрушениям. И сегодня нам хотелось бы вспомнить о героическом труде строителей, которые не только вернули городу классическую красоту имперской столицы, но и гармонично вписали в его чеканный облик новые черты.
В послевоенные годы Ленинграду предстояло решать большие и сложные задачи. Возвращение жителей из эвакуации и возрождение промышленности опережали темпы восстановления городского хозяйства. Только в течение 1945 года в город прибыло около 600 тыс. человек. К сентябрю население Ленинграда составляло 1 млн. 240 тыс. человек. Особенно остро стояла жилищная проблема. Городской транспорт не справлялся с перевозкой быстро растущего населения. Длинные очереди стали возникать около парикмахерских, магазинов, кинотеатров. Город возвращался к нормальной жизни, соответственно возникла потребность в объектах социальной инфраструктуры.
Почти все здания Ленинграда в той или иной степени нуждались в ремонте. В 1945 году основным видом работ стало капитальное восстановление – сложное, трудоемкое, требовавшее больших капиталовложений и квалифицированных кадров строителей. В 1946–1950 годах впервые сложилось понятие «комплексный капитальный ремонт». В процессе комплексного капитального ремонта в минимальном объеме заменялись все изношенные конструкции дома или его части, включая перекрытия.
Основные работы по капитальному ремонту жилищного фонда выполнялись силами ремонтно-строительных контор райжилуправлений. В 1948 году в административных районах города функционировали ремстройконторы райжил­управлений и ремстройконторы, подчиненные непосредственно исполкомам райсоветов. Об эффективности работы этой системы свидетельствует тот факт, что к 1947 году весь жилой фонд города был практически восстановлен.
С конца 1944 года в Ленинграде стали проводиться работы по перепланировке и улучшению магистралей, площадей и набережных. Назрела необходимость координировать строительство с принятым до войны генеральным планом реконструкции города.
Летом 1945 года Управление по делам архитектуры Ленсовета подготовило проект корректировки генерального плана Ленинграда. Предусматривалась прокладка новых магистральных улиц, разбивка парков и скверов. Намечалась реконструкция районов Финляндского вокзала, Большеохтинского моста, Суворовского проспекта, Большого проспекта Васильевского острова и других. В октябре 1945 года были заложены Московский и Приморский парки Победы. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах созданы мемориальные ансамбли.
Новый Генеральный план восстановления и развития Ленинграда, разработанный под руководством Н. В. Баранова и А. И. Наумова, был утвержден в 1948 году. В нем была развита идея концентрического радиально-лучевого развития по всем направлениям с сохранением исторического центра города. Предусматривалось развитие морского фасада Ленинграда от Стрельны до Автово и далее на север, широкомасштабное озеленение всего города. Генеральный план включал также развитие и реконструкцию архитектурных ансамблей Пушкина, Павловска, Петродворца.
Строительство новых жилых домов в первые послевоенные годы было малоэтажным, к началу 1950-х годов начали возводить 5–6-этажные каменные дома. Это так называемый "сталинский ампир", который и сегодня высоко ценится на рынке жилья. Красивые, комфортные дома с лифтами, мусоропроводами, горячим водоснабжением. Однако обеспеченность горожан жильем оставалась низкой. В середине 1950-х годов начался переход к индустриальному строительству.
К концу 1950-х годов в Ленинграде была создана мощная отрасль по производству сборного железобетона, которая максимально отвечала задачам ускорения и расширения массового жилищного строительства. Одновременно было налажено массовое производство прогрессивных по тому времени индустриальных отделочных материалов: линолеума, сухой штукатурки, пленок, плиток, обоев. В 1959–1962 годах в Ленинграде было организовано несколько домостроительных комбинатов (Полюстровский ДСК-1, Обуховский ДСК-2, Автовский ДСК-3, Кузнецовский ДСК-4, Колпинский ДСК-5, Невский ДСК-6, Гатчинский ДСК и др.), на которых впервые был внедрен комплексный метод возведения крупнопанельных зданий с включением изготовления, доставки и монтажа панелей в единый цикл.
Сразу после войны перед специалистами нового многопрофильного проектного института «Ленгипроинжпроект» была поставлена задача газификации Ленинграда. В 1947–1948 годах в Ленинский, Фрунзенский, Куйбышевский и частично Московский районы была начата подача газа. Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами. С 1949 года к числу газифицированных районов добавились Октябрьский, Смольнинский, Дзержинский. Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 года, и сланцев Эстонской ССР и Ленинградской области (г. Сланцы), откуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км.
Зв годы войны в Ленинграде было уничтожено и повреждено 187 из 300 находившихся под государственной охраной исторических зданий и сооружений. На месте всемирно известных дворцовых ансамблей ленинградских пригородов остались руины. С воссозданием величайшего архитектурного наследия в Ленинграде сформировалась уникальная школа реставрации, заслужившая признание и авторитет у профессионалов реставрационной отрасли Европы и мира. Еще до окончания войны началось восстановление Адмиралтейства, Смольного монастыря, Театра оперы и балета им. Кирова, Елагина дворца и других зданий. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. Реставрация дворцов и парков города растянулась на десятилетия, однако работа по воссозданию и сохранению исторического дворцово-паркового наследия была признана беспрецедентной и уникальной в мировой практике.

Cправка
Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, было полностью разрушено 840 зданий промышленных предприятий, нанесен серьезный материальный ущерб свыше 3 тыс. зданий, выведено из строя 78% медицинских учреждений, 85% подвижного состава городского пассажирского транспорта, почти 50% школьных зданий. Из каждых 100 кв. м жилой площади 27 кв. м нужно было строить заново или капитально ремонтировать.

ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА:
Реконструкция ряда площадей, магистралей, набережных и отдельных микрорайонов города в плане создания ряда новых значительных архитектурных ансамблей;
Создание выхода города к берегу моря в пределах существующей территории на Васильевском острове;
Улучшение санитарно-гигиенических качеств города за счет:
– значительного увеличения количества зеленых насаждений как общественного пользования, так и внутриквартальных;
– уменьшения плотности застройки и плотности населения центральной части города за счет отказа от восстановления полностью разрушенных дворовых корпусов;
– улучшения жилищно-бытовых условий в капитально-восстанавливаемых домах путем постройки малометражных квартир и отказа от восстановления разрушенных мансардных этажей и полуподвальных квартир;
– улучшения сети улиц, обеспечивающих работу внутригородского транспорта.

ОТ РЕДАКЦИИ
Наша редакция начинает цикл публикаций о героическом труде строителей, энергетиков, реставраторов, дорожников, мостовиков, восстанавливавших город. Приглашаем всех ветеранов строительной отрасли вспомнить, как это было, сохранить для потомков память о той колоссальной работе, благодаря которой было воссоздано богатейшее архитектурное наследие Петербурга, одного из красивейших городов мира, а кроме того – сформирована комфортная, современная и позитивная городская среда Ленинграда. Нам есть что хранить и чем гордиться!