ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
ТРУБНЫЙ ВЫБОР

ТРУБНЫЙ ВЫБОР

Водопроводное хозяйство Санкт-Петербурга является образцовым для многих регионов страны. Тем не менее, и оно требует реконструкции и замены изношенных трубопроводов. Какие задачи стоят перед городом в этом плане? И с какими материалами связано будущее петербургских водопроводных систем?

Вопреки распространенному мнению, полиэтиленовые трубы, на тотальное использование которых постепенно переходят в Европе и Америке, далеко не всегда дешевле и практичнее металлических.
На вопросы журнала «СТО Строительство Технологии Организация» отвечает начальник отдела перспективного развития систем водоснабжения и водоотведения ГУП «Ленгипроинжпроект» Михаил Юрьевич Юдин.

– Как вы оцениваете состояние изношенности трубопроводной системы водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге?
– Состояние изношенности нашей трубопроводной системы умеренное. Дело в том, что в Санкт-Петербурге более 60% всех трубопроводов – чугунные (нормативный срок службы – 60 лет), в отличие от большинства российских городов, где преобладает сталь (срок службы – 20–25 лет). Чугун менее склонен к коррозии. В Петербурге даже до сих пор находят старые «путиловские» трубы в достаточно хорошем состоянии (по названию Путиловского, ныне – Кировского завода, выпускавшего прочные чугунные изделия в начале прошлого века).

– Насколько интенсивно сегодня идет замена или реконструкция трубопроводного хозяйства города?
– Сегодня поставлена задача заменить или просанировать наиболее изношенные стальные трубопроводы, а также частично изношенные чугунные и все железобетонные трубы к 2030 году.

– Это как-то соотносится со стратегией развития города 2030?
– Стратегия 2030 – это больше социальная программа, у нас же работает Схема водоснабжения Санкт-Петербурга. Но, безусловно, обе эти программы пересекаются в том смысле, что обе призваны сделать жизнь в нашем городе более комфортной. Для достижения поставленных перед нами целей годовой объем перекладки трубопроводов и всех способов реконструкции должен составлять 100–150 км, кроме того, необходимо прокладывать новые трубопроводы. Я думаю, город справится с этими задачами, поскольку петербургская водопроводная система по-прежнему является одной из наиболее передовых в стране.
В 2014 году уже были показаны хорошие результаты: осуществлен ремонт и реконструкция 120–150 км труб, после чего количество повреждений на сетях резко уменьшилось (если до этого аварийность составляла 3,7% в год на каждые 10 км, то сегодня она сократилась до 2,8%). Надо сказать, что для России это наилучший показатель, и хороший для Европы, где он составляет в среднем (без учета наших климатических усло­вий) около 1,8%.

– Производится ли при реконструкции трубопроводов замена металлических труб на пластиковые?
– Конечно, когда речь идет о трубах малого и среднего диаметра. Если же большого, то их заменяют чугунными, а точнее, современным их аналогом – трубами ВЧШГ (из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом). Они обладают высокопрочными характеристиками и хорошо зарекомендовали себя в различных регионах страны.

– При каких условиях подобная замена становится невозможной?
– При отсутствии финансирования, разумеется, а также в том случае, когда у строительной организации недостает мощностей. Ведь если одновременно попытаться переложить 200–250 км водопроводных труб, 100–150 км чугунных, да еще 200–300 км трубопроводов теплоснабжения, то практически все улицы города будут перекрыты на длительный срок.

– Сегодня часто пишут о том, что полиэтиленовые трубы в любом случае долговечнее и надежнее металлических…
– Никто не может сегодня этого утверждать. Еще срок службы первых подобных труб в России не завершен, и знать наверняка нельзя.

– Когда впервые полиэтиленовые трубы начали эксплуатировать в нашей стране?
– Я думаю, в массовом порядке их стали применять в 80–90-х годах прошлого века. Причем, у нас поли­этиленовые трубы применялись только диаметром до 300 мм. Наша промышленность больших размеров не выпускала. Сейчас у нас используют импортные трубы диаметром до 1200 мм.

– Но ведь полиэтиленовые трубы должны обходиться намного дешевле металлических?
– Далеко не всегда. Надо сказать, что при увеличении диаметра резко растет стоимость полиэтиленовой трубы. Если брать малые диаметры, чугун выходит дороже, но начиная с диаметра 500 мм цена резко возрастает вместе с увеличением стенки трубы, поскольку она привязана к нефти. Даже если последняя дешевеет, все равно полиэтиленовая труба остается достаточно дорогой.

– А что насчет стальных труб?
– Стальные трубы вообще запрещены в обычных условиях. Их применение должно быть обусловлено вескими причинами – к примеру, условиями вечномерзлых грунтов или сейсмической опасности, особыми требованиями по напору и т. д.

– В начале беседы вы упомянули о наших климатических условиях. Предъявляет ли в связи с этим город какие-то особые требования к материалам и технологиям при строительстве водопроводов?
– Безусловно. У нас очень тяжелые, влагонасыщенные грунты, с которыми крайне трудно работать. Вот вам пример: казалось бы, наш климат схож с климатом Великобритании, тем не менее англичане не испытывают таких сложностей с прокладкой трубопроводов, как мы. В Лондоне, к примеру, весь верхний грунтовый слой составляет песок. Так вот, я заметил, что там трубопровод прокладывают, как правило, всего два человека: один из них – водитель машины, второй – рабочий. Они укладывают полиэтиленовый трубопровод на 90 см, и работа проводится довольно быстро. В Петербурге же никакого песка в верхнем слое нет, и трубы нужно проложить на глубину 2 м (ниже глубины промерзания почвы). Кроме того, у нас так называемые тиксотропные грунты, которые не поддаются четкой фиксации, и их необходимо оградить стальным шпунтом, организовав тем самым траншею, и только после этого уложить трубопровод. Разумеется, все это серьезно усложняет работу и делает ее дороже. А если при этом работы ведутся в черте города, то есть опасность разрушения фундаментов, особенно старых зданий…

– На ваш профессиональный взгляд, при всех имеющихся современных материалах, какие из них являются наиболее оптимальными для Петербурга на сегодняшний день?
– Это определил ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», по заказу которого были проведены специальные технико-экономические исследования, – и, насколько мне известно, выбор нашего города на сегодняшний день, в том числе по соотношению «цена-качество», таков: полиэтиленовые трубы – диаметром до 500 мм, а свыше – чугунные.

– Каким образом Ленгипроинжпроект взаимодействует сегодня с водоканалом города в части проектирования трубопроводов?
– Сегодня мы проектируем наиболее крупные объекты для ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», очистные водопроводные и канализационные сооружения, тоннельные коллекторы, трубопроводы большого и малого диаметра, а также разрабатываем схемы водоснабжения и водоотведения, которые утверждаются на несколько лет и служат обоснованием, например, для инвес­тиций.

– Какие технологии ремонта и замены труб сегодня используются наиболее часто?
– Бестраншейные, микротоннелирование, направленное горизонтальное бурение, а также различные методы санации, то есть внутреннего покрытия поверхности существующих труб различными материалами, ограничивающими коррозию. Кстати, специалистами Ленгипроинжпроекта был разработан и запатентован новый антикоррозийный материал для футеровки (обработки) труб, который уже применяется в отдельных смежных отраслях.

Беседовал Евгений Бжезински