ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/35 апрель 2015 / СТАВКА НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕСТНУЮ СПЕЦИФИКУ
СТАВКА НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕСТНУЮ СПЕЦИФИКУ

СТАВКА НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕСТНУЮ СПЕЦИФИКУ

Обновленная Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на состоявшемся в прошлом году Форуме стратегов была признана лучшей среди региональных стратегий. В чем заключается новизна и главный смысл основополагающего документа, согласно которому город будет жить и развиваться до 2030 года?

На эти и другие вопросы отвечает председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Елена Ульянова:

– Стратегия-2030 имеет несколько преимуществ, даже если сравнивать ее с предыдущими стратегическими документами Санкт-Петербурга, например, со Стратегическим планом Санкт-Петербурга 1997 года. В основу Стратегии-2030 впервые закладывается идея признания особой роли человека в социально-экономическом развитии города. С принятием Стратегии Петербург в своем развитии делает ставку на человеческий потенциал и определяет своей главной целью повышение качества жизни горожан.
Еще одним отличием можно считать тот уровень открытого всестороннего обсуждения проекта Стратегии, который был обеспечен на всех этапах ее подготовки, начиная от сбора предложений петербуржцев к тексту Стратегии через специальный интернет-сайт и заканчивая десятками проведенных на крупнейших дискуссионных площадках города встреч с академиками, экспертами, представителями бизнеса и профессиональных объединений.
Как мне кажется, смысл принятия стратегии развития для любого региона состоит в желании более эффективно использовать имеющиеся у региона человеческие, финансовые и иные ресурсы. Объективно можно говорить о том, что сегодня большинство имеющихся в городе проблем и дисбалансов, в том числе в территориальном развитии, возникло как раз из-за недостатка качественного планирования. Поэтому появление такого осмысленного всеми группами городской общественности стратегического видения развития Санкт-Петербурга очень ценно.

– Как вы считаете, экономический кризис «проверяет» Стратегию на ее жизнеспособность? Или это рядовой повод для периодической ее корректировки? Все ли ранее определенные стратегическими направления останутся таковыми?
– Нынешние экономические изменения – это скорее проверка жизнеспособности механизма реализации Стратегии, его способности подстраиваться под меняющиеся экономические условия. Механизм достижения стратегических целей города, на мой взгляд, может и должен меняться.
Та же Программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году и на 2016–2017 годы, принятая не так давно губернатором, является своего рода дополнением к механизму реализации Стратегии. Содержащиеся в ней меры призваны сохранить в городе экономическую ситуацию, при которой будет возможна дальнейшая реализация стратегических интересов Санкт-Петербурга.

– С учетом корректировки объемов финансирования, на чем город в первую очередь будет экономить, от чего придется отказаться? Что конкретно добавит Петербург к федеральной антикризисной программе?
– Сегодня мы формируем критерии определения приоритетных отраслей экономики, приоритетных проектов и перечня системообразующих для экономики города предприятий. Это критерии мы планируем обсудить с членами экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, после чего в апреле этого года вынести их на утверждение комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге.
Кроме того, мы планируем разработать перечень мероприятий по поддержке предприятий, деятельность которых оказывает существенное влияние на экономику региона.
Будут оптимизированы и текущие расходы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе расходы на содержание. Сэкономленные средства будут направлены на решение первоочередных задач в сфере экономики.

– Останется ли в числе приоритетных зон так называемого «опережающего развития» исторический центр города?
– Исторический центр Санкт-Петербурга всегда будет являться зоной повышенного внимания, поэтому, безусловно, мы продолжим развитие исторического центра в рамках реализации Программы сохранения и развития исторического центра.
Сегодня работы ведутся на двух пилотных территориях – «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия», параллельно формируется практика комплексного восстановления и развития исторических кварталов для всего городского центра, создается необходимая нормативно-правовая база и методика выполнения работ. В прошлом году были завершены основные работы по обследованию этих двух территорий. По его результатам выявлено 22 объекта с признаками локальной аварийности, то есть не требующих расселения для устранения аварийности, однако имеющих выраженную необходимость проведения срочных восстановительных работ. Сегодня мы занимаемся формированием предложений по механизму и планам проведения ремонтно-восстановительных работ в жилых домах, которым это необходимо в соответствии с результатами обследования.
В рамках Программы продолжаются работы по ремонту мостов и набережных, созданию жилищного фонда Программы, модернизации энергетических мощностей в историческом центре, оптимизации дорожного движения, в том числе по формированию схемы транспортного обхода центра.

– Чем основным должен быть обусловлен устойчивый рост экономики Санкт-Петербурга в 2015 году? На какие отрасли следует сделать ставку в период кризиса и какие получат безусловную поддержку правительства города?
– Для устойчивого экономического роста города в целом важно, чтобы в нем сформировались и получили развитие отрасли, наиболее эффективно использующие местную специфику и имеющийся потенциал.
Сегодня по поручению губернатора наш комитет проводит работу по определению критериев приоритетности отраслей экономики города и формированию перечня ведущих предприятий, которым будет оказана необходимая поддержка в преодолении кризисных явлений. В такой поддержке, на мой взгляд, нуждается традиционная для Петербурга обрабатывающая промышленность, особенно высокотехнологичная, а также отрасли, относящиеся к экономике знаний. Ведь если мы сегодня посмотрим на данные оперативной статистики, то увидим, что при снижении индекса промышленного производства темпы развития отраслей, наиболее востребованных в сферах инноваций (здравоохранение и образование), составляют сегодня от 110% до 130%.

– Чем правительство будет помогать строителям, а что строительная отрасль будет и должна делать сама? Останется ли неизменной схема строительства социальной инфраструктуры (за счет и при участии инвесторов)?
– В условиях кризиса при грамотной поддержке строительная отрасль может стать локомотивом развития всей нашей экономики. Особенно это касается поддержки жилищного строительства, которое, в свою очередь, за счет увеличения объемов ввода жилья может обеспечить рост потребительской активности. Соответствующие мероприятия по поддержке программ обеспечения горожан жильем предусмотрены в нашей антикризисной программе и будут реализовываться.
Сегодня профильные ведомства городской администрации совместно с девелоперами прорабатывают вопрос привлечения частных инвестиций в обеспечение территорий социальной инфраструктурой. Думаю, в ближайшее время нам удастся найти оптимальный для всех заинтересованных сторон механизм обеспечения городских территорий объектами социальной инфраструктуры.
Особое внимание нужно уделить и вопросу привлечения инвестиций в экономику. В кризис это делать вдвойне сложно, но очень важно для сохранения темпов развития. Речь идет как о частных, так и о федеральных инвестициях. Необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности нашей экономики, формирования в городе максимально комфортных условий ведения бизнеса и стимулирования инвестиций в приоритетные для города направления развития.

– Как действующая Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года будет соотноситься с Генеральным планом Санкт-Петербурга?
– Генеральный план не может существовать в отрыве от Стратегии развития города, в основу которой заложены, в том числе, приоритеты территориального развития. Поэтому он, конечно, должен быть приведен в соответствие с главным стратегическим документом города. Прежде всего, Генеральный план должен стать более сбалансированным. Ведь дисбаланс в объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры становится сегодня все более очевидным. Ярким тому примером являются территории новой жилой застройки, наиболее болезненно ощущающие дефицит детских садов, школ, объектов здравоохранения, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Поэтому в новом Генеральном плане мы должны учитывать все факторы, влияющие на развитие городских территорий: демографию, распределение производственных ресурсов, наличие объектов транспортной инфраструктуры, а также стандарты проживания, заложенные в Стратегии развития Санкт-Петербурга.
Кроме того, на данном этапе важно, чтобы инвесторы и девелоперы подключились к вопросам разработки стратегии пространственного развития Санкт-Петербурга. Это позволит нам определить механизмы и формы конструктивного взаимодействия власти и бизнеса в рамках развития городских территорий.


Беседовала Светлана Соснова