БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/35 апрель 2015 / ШПУНТ ЛАРСЕНА: К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ – БЕЗ ПОТЕРЬ КАЧЕСТВА!
ШПУНТ ЛАРСЕНА: К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ – БЕЗ ПОТЕРЬ КАЧЕСТВА!

ШПУНТ ЛАРСЕНА: К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ – БЕЗ ПОТЕРЬ КАЧЕСТВА!

Шпунт Ларсена, наиболее «знаменитый» из всех видов шпунтовых свай, с 1910 года применяется при строительстве объектов гражданского и промышленного назначения. Особо востребован он в гидротехнике: при сооружении дамб, шлюзов, мостов, укреплении причалов и берегов водоемов, возведении нефтеналивных терминалов, хранилищ отходов, для ограждения котлованов и траншей – там, где необходимо защитить территорию или объект от воды или удержать грунт от обрушения. Есть ли сложности с поставками, применением, производством шпунта Ларсена у российских производителей и поставщиков, какие именно, что нужно сделать, чтобы откорректировать ситуацию – об этом говорят участники круглого стола:

– Когда применение шпунтов Ларсена экономически и технологически оправданно и наиболее эффективно? В каких случаях незаслуженно отказываются от их применения?

Владимир Потреба:
– Наиболее эффективно применение шпунтовых свай при строительстве причальных сооружений, пирсов, для ограждения котлованов при строительстве подземных паркингов, глубоких траншей при прокладке трубопроводов, для работ по берегоукреплению.
Нашими традиционными потребителями шпунтов являются строительные компании, которые занимаются строительством «нулевого» цикла зданий и сооружений, а также компании, специализирующиеся на возведении различных гидротехнических сооружений.
Александр Уткин:
– Применение шпунта Ларсена эффективно и экономически целесообразно в слабых обводненных грунтах, чем «славится» наш родной город Петербург. Использование именно шпунтовых свай с замковым элементом типа Ларсен позволяет практически к нулю свести приток воды в котлован. Особенно это касается проектов по перекладке инженерных сетей, когда зачастую подрядчики пытаются обойтись без шпунта, что в конечном итоге приводит к проседанию и вымыванию грунта и, как следствие, к серьезным проблемам по восстановлению асфальтового покрытия дорожного полотна и благоустройства территорий.

Роман Яковлев:
– Шпунты Ларсена эффективны при строительстве всех типов гидротехнических сооружений. Соответственно, основными потребителями являются генеральные подрядчики на строительстве гидротехнических сооружений и при строительстве объектов промышленного и гражданского строительства в сложных гидрогеологических условиях.

Алексей Калинин:
– Основное место применения шпунтов – гидротехнические сооружения: причалы и подпорные стены; шлюзы, молы, доки, плотины, а также тоннели, подземные сооружения, коллекторы, все виды берегоукрепления и обустройства котлованов. Главная задача шпунта – разделять и удерживать среды (земля – вода, вода – воздух, земля – воздух). Если нет необходимости «держать воду», то шпунт легко заменяется на бывшие в употреблении трубы и прочие суррогаты для предотвращения движения грунта. В некоторых грунтах шпунт принципиально не может быть забит или стоимость забивки делает применение шпунта нерентабельным, поэтому используют стену в грунте или буросекущие сваи с армокаркасом.
Но чаще всего причиной отказа от нового шпунта является желание сэкономить. Не исключен вариант давления со стороны заказчика, а также наличие у исполнителя определенного вида оборудования. Для корректного выбора следует сравнить конкурирующие инженерные решения в одной точке по полной их стоимости (материал, работа, логистика, срок службы, стоимость обслуживания). Для сравнения шпунтовых решений мы используем метод сравнения стоимости квадратного метра шпунтовой стены с механическими характеристиками не хуже заданных (полученных в результате анализа геоподосновы и проектных нагрузок в ГТС) в месте применения шпунта.

– Какие марки наиболее востребованы у клиентов? Почему?

Владимир Потреба:
– Наиболее востребованы марки шпунтов Ларсен Л5, Л5-УМ и Л4, так как именно эти марки еще с советских времен прописаны во всех нормативных документах (ГОСТы, СНИПы) и, соответственно, наработали богатый опыт эксплуатации.

Александр Уткин:
– Наиболее востребованными на данный момент остаются марки Л5-УМ, Л5, VL 606 и вся линейка мирового лидера металлопроката Arcelor.
Наиболее технологичными являются изделия крупных западных производителей Thyssen Krupp и Arcelor Mittal. Продукция этих заводов отличается низкой металлоемкостью и высоким качеством замковых элементов, что позволяет погружать сваи длиной более 20 метров, в том числе и методом статического вдавливания.
Присутствует на рынке и продукция производителей из стран Азии, но, на мой взгляд, шпунтовые сваи в их исполнении не выдерживают никакой критики.
Наиболее востребованы вибропогружатели Muller, ICE, PTC, установки статического вдавливания GIKEN. Сложностей с поставкой расходных материалов и оснастки не наблюдается.

Роман Яковлев:
– Марки используемых шпунтов зависят от реализуемых проектов. Пользуются спросом шпунты производства Arcelor Mittal, ООО «ТК “ЕвразХолдинг”», ПАО «Днепровский металлургический комбинат имени Ф. Э. Дзержинского», ЗАО «Курганстальмост». Европейские – благодаря экономичности, большой линейке наименований, качеству. Остальные – по сложившейся традиции, а также благодаря отработанной и проверенной временем логистической схеме.

Алексей Калинин:
– Больше всего востребован шпунт под названием «без денег». Если серьезно, чаще всего у нас применяются шпунты, имеющие корытную форму сечения, за рубежом предпочитают Z-профиль. Последние пять-семь лет и у нас началось применение шпунтов Z-профиля.
Для подбора шпунта нужно учесть характер и модуль внешней нагрузки, а также срок эксплуатации. Выбор шпунта в подавляющем большинстве случаев определяется проектом. Проекты же могут быть старыми (даже прошлого века), соответственно, могут быть востребованы устаревшие типы шпунтов. Были случаи, когда требовался к поставке шпунт завода-изготовителя, давно разобранного конкурентами на железки.
На выбор шпунта сильно влияет пристрастие проектанта (заказчика) к тому или иному производителю, причем оно может быть очень субъективно. Именно поэтому у нас часть новых и реконструированных портов «стоит» на немецких шпунтах (Larssen 607n), часть – на люксембургских (PU 32). Хотя и тот, и другой шпунт, при вдумчивом подходе, с запасом по прочности и экономике легко заменяется тагильским шпунтом Л5-УМ (ОАО «ЕВРАЗ НТМК»). Нередко решение о выборе того или иного шпунта принимается на основе того, каталог какого производителя лежит на столе у проектировщика. То есть присутствует явная или неявная ангажированность, а также неосведомленность о выпускаемой в мире продукции.
Есть еще одна особенность: проектировщик «столбит» в проекте шпунт со сталью, имеющей высокий предел текучести, например 430 Н/мм2 и более, не потому, что это необходимо, а под конкретного производителя, выпускающего шпунты именно с такой сталью, обеспечивая безальтернативность выбора. Складывается впечатление, что вопрос экономии средств, особенно бюджетных, в принципе не стоит, ибо чем дороже проект, тем больше достанется участвующим в нем субъектам.
Особняком стоит вопрос организации закупок материалов и услуг. Сложилось устойчивое мнение, что большинство закупочных процедур проводится для формы, а цель тендеров – не снизить цену, сроки или улучшить качество, а узаконить назначенца. Не получается – процедура признается несостоявшейся. Такое положение вещей не ведет к модернизации, качественным и количественным улучшениям, убивает конкуренцию.

– Какова доля продукции российских производителей на рынке шпунтов Ларсена? Смогут ли российские производители освоить данный рынок?

Владимир Потреба:
– Доля российских производителей шпунтов Ларсена от общей численности составляет примерно 80%, из которых 50% приходится на марки Л5-УМ и VL 606, 30% – на марки Л5 и Л4. Оставшийся сегмент занят шпунтами импортного производства.
Что касается освоения российского рынка, наша компания, как производитель шпунтовых свай в Петербурге с вот уже более чем 12-летним опытом работы, способна выпускать продукцию, не уступающую импортным аналогам как по качеству (по своим характеристикам), так и по объему. Для этого нужно, чтобы государством были предприняты конкретные и действенные шаги для стимулирования роста производства и продвижения нашей отечественной продукции.

Александр Уткин:
– На данный момент российские производители экономически более привлекательны с точки зрения сроков поставки, не более. По технологичности и надежности шпунты импортного производства более предпочтительны.

Роман Яковлев:
– В зависимости от реализуемых проектов доля шпунтов российского производства составляет от 10% до 40%. Что касается освоения рынка, полагаю, в полном объеме это вряд ли возможно, но процент увеличить можно.

Алексей Калинин:
– У нас в стране исторически принято называть все шпунтовые решения шпунтами Ларсена, даже те, в которых нет шпунтовых замков. В мире существуют более тысячи только классических шпунтов с различными замковыми соединениями (то есть не комбинированые, не балочные, не трубные).
Наиболее привычен для нас корытный горячекатаный шпунт с замками типа Ларсен.
В России существует только один горячекатаный шпунт с замком типа Ларсен – Л5-УМ. Его производит Нижнетагильский металлургический комбинат в количестве до 60 тыс. тонн в год. Сам рынок нового шпунта мы оцениваем в 100–160 тыс. тонн в год в зависимости от бюджета страны.
Можно, конечно, сварить из этого шпунта коробчатые сваи и вкупе с самим шпунтом Л5-УМ создать комбинированные стены типа 1/1, 1/2, 1/3 и т. д. Но экономически такие системы неэффективны, как по механическим характеристикам, так и по финансовым, и проиграют многим шпунтам, изготавливаемым в России даже «на коленке».
Импортные производители охотно продвигают свою продукцию на наш рынок, но теперь она стала еще дороже. Лишних денег у наших потребителей как не было, так и нет, поэтому большинство из них задумались о замене импортных позиций. Процесс это не быстрый: пока будут раздумывать, курсы вернутся на приемлемый уровень и ничего не придется менять. Но это если есть временной ресурс. Те, у кого его нет, берут импорт.
В России давно производят шпунты типа ПШС, но их применение крайне трудоемко и затратно по стоимости и времени изготовления, и держится оно лишь на привычке проектантов, запрете импорта для оборонных объектов и склонности к типовому проектированию. Да, у нас есть предприятия, готовые предложить свою продукцию, в большей или меньшей степени конкурентоспособную, но к ним немало вопросов именно по качеству и сфере применения шпунтов.
И все же на вопрос: «Смогут ли российские производители освоить данный рынок?» – мы ответственно отвечаем: «Смогут!!!» Смогут, если будет раскручено производство РШС. Только РШС, без всякого импорта, с поддержкой «Евраза», смогут «закрыть» с хорошим коэффициентом эффективности широкую линейку шпунтовых стен в диапазоне 2000 см3/м ≤ W ≥ 45000 см3/м и выше, 990 см4/м ≤ J ≥ 2500000 см4/м и более. Таким образом будет закрыта вся линейка рабочих диапазонов моментов шпунтовых стен.
Основной камень преткновения в этом вопросе – узкий внутренний рынок. За границей наши товары с высокой добавленной стоимостью не ждут. А это означает, что российским шпунтам нужен российский рынок сбыта, а именно долгосрочные инфраструктурные проекты ГТС – шлюзов, дамб, плотин, портов, как правило, финансируемых за счет средств бюджета. Пока не появится достаточный внутренний спрос, производители не активизируются. А внутренний спрос пока может создать только государство!

– Есть ли сложности с поставкой импортной продукции в 2015 году? Оцените перспективы аренды шпунтов Ларсена?

Владимир Потреба:
– Особых сложностей с поставкой пока не возникло – единственное, они несколько подорожали. Аренда как была, так и будет, спрос на нее зависит только от потребности в ней и не определяется экономической ситуацией.

Александр Уткин:
– Известная ситуация конца 2014 года серьезно ударила по поставщикам импортного металлопроката. Был шок для всех, но сейчас ситуация выправляется.

Роман Яковлев:
– Как таковых сложностей не появилось, больше повлияло увеличение стоимости шпунтов на проекты, где были заложены старые цены. Усилит ли свои позиции аренда шпунтов Ларсена? Думаю, нет, ибо ее осложняют такие нюансы, как залоговая стоимость шпунтов и риск невозврата.

Алексей Калинин:
– В настоящее время с российского рынка практически вытеснены украинские корытные шпунты Л4, Л5, Л7; сокращается доля польских, немецких, люксембургских и даже чешских шпунтов по причине высокой стоимости. В сложившейся экономической ситуации ввоз любых импортных шпунтов – от средних до тяжелых и сверхтяжелых балочных и трубных систем, с нащельниками и без оных – стал невыгодным. А если завозят, то это вызвано сложностью процесса перепроектирования, «горящими» сроками или бездумной тратой бюджета. Надо устранять эти проблемы, а не решать проблему ввоза импортного шпунта в страну, тогда не будут страшны ни санкции, ни колебания курса евро.
Как таковой аренды у нас в стране практически нет. При существующем положении вещей (законодательстве, правоприменительной практике) сдавать шпунт в аренду – это самоубийство. Есть внутренняя аренда внутри крупных строительных предприятий, использующих шпунт. Устоявшимся механизмом, заменяющим аренду, является обязательство по обратному выкупу ранее поставленных шпунтов. Но и этот вариант находится в зоне риска. У нас не было случая, чтобы возвращающий шпунт контрагент полностью выполнял свои обязательства. Основной существующий механизм возможности использования многократного оборота шпунтов – это приобретение б/у шпунта первой, второй, третьей и т. д. выемки. К сожалению, рынок бывшего в употреблении шпунта категорически непрозрачен во всех смыслах и плохо поддается анализу и подсчету.

– Как производители шпунтов Ларсена решают вопросы снижения металлоемкости и улучшения качества замковых соединений?

Роман Яковлев:
– Замок типа Ларсен существует давно и доказал свою практичность. У кого плохое качество замковых соединений, тот на рынке не продержится долго.

Алексей Калинин:
– К сожалению, мы не видим потребности в новациях. Думаю, похоже размышляют и отечественные производители. Потребители с большой неохотой переходят на отечественные материалы, товары, машины.
Уменьшение веса шпунта, даже при сохранении его механических характеристик, – палка о двух концах. Чем тоньше шпунт, тем быстрее он проржавеет, тем труднее его забить, тем меньше оборотов он может сделать и т. д. Нужен компромисс между долговечностью и массой шпунта и, соответственно, его стоимостью. Еще один способ снизить металлоемкость – перейти от классических шпунтовых профилей к комбинированным шпунтовым стенам, масса которых снижается за счет неполного покрытия сваи нащельником, – естественно, если позволяют расчетные нагрузки. Еще вариант – уменьшить толщину шпунтового профиля и выбрать сталь с большим пределом текучести. Но это далеко не всегда подходит для наших погодных условий. По тем же причинам не годится и замена стали на винил, армированный пластик и т. п.
В России реально существует только один производитель горячекатаного шпунта – ТК «ЕвразХолдинг». Он много внимания уделяет совершенствованию замков, улучшению качества шпунта. Вес погонного метра соответствует сертификату качества. А вот заказчику всегда полезно проверить в мельчайших деталях, что, как и чем забивается, в том числе марку шпунта и стали, был ли забит шпунт, а не б/у труба, забит как шпунт, а не как сваи, и не вынули ли ушлые строители шпунт, который по проекту должен оставаться в конструкции. Народ у нас «творческий», и это «творчество» может тенью ложиться на производителя.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: К ВОПРОСУ ВЫБОРА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ВИБРОПОГРУЖЕНИЯ
Генеральный директор ООО «Ларссен сервис», Виктор Горелов

При всем многообразии методов погружения стального шпунта и труб самым распространенным является вибрационный. Он успешно конкурирует с технологией статического вдавливания, использованием безрезонансных вибропогружателей и все больше замещает методы ударного погружения. Переход на гидравлический привод стал естественным процессом совершенствования вибромашин в направлении энергоемкости. Серьезные позиции в области производства гидравлических погружателей стабильно удерживают европейские бренды – PVE, ICE, Müller, PTC. Но здесь важно учитывать, что европейский производитель четко ограничивает режимы работы оборудования, требует скрупулезного систематического контроля технического состояния оборудования в процессе эксплуатации, строгого соблюдения регламента сервисных работ и ограничений используемых запасных частей, гидравлических и смазочных масел.
К сожалению, в вопросе подбора вибрационной техники у российских потребителей сложился специфический подход: даже без учета внешних факторов, ограничивающих закупку импортного оборудования, и отсутствия реальной конкуренции со стороны российских производителей подбор вибрационной техники зачастую сводится к ценовой оценке. При этом опускается не только квалифицированная оценка параметров оборудования, но и возможность его эффективного применения для выполнения задач строительного производства, что недопустимо.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ:
Руководитель ООО «ПЕТЕР-ГИБ», д-р техн. наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
Сергей Николаевич Сотников

Остановлюсь на некотых моментах технологии. Кроме шпунта Ларсена, который производят в Нижнем Тагиле (НТМК) и в Днепропетровске (ДМК) на Украине, существует шпунт люксембургской фирмы Arcelor Mittal, имеющей каталог из нескольких десятков видов сортамента шпунта. Применение шпунта Ларсена нашего производства проблематично при наличии большого количества углов ограждения котлована в плане, а также при наличии по соседству домов, поскольку шпунт на углах приходится сваривать, они занимают много места – и фундаменты соседних домов порой не выдерживают пповышенного уровня вибрации. Шпунты же Arcelor Mittal имеют специальные угловые элементы, которые позволяют всего этого избежать.
В каких случаях отказываются от шпунтового ограждения котлована? Во-первых, в тех случаях, когда котлован не глубже четырех метров и в окружении площадки нет эксплуатируемых домов. Тогда формируется котлован, огражденный откосом. Надо сказать, это серьезная экономия. Есть также альтернатива шпунту – «стена в грунте». Ее применяют в разных случаях, по разным соображениям. «Стена в грунте» лишена некоторых недостатков «экономного» варианта со шпунтом (а у нас все сегодня пытаются экономить), но стоит дорого: погонный метр одинакового по длине ограждения в шпунте стоит в два раза дешевле. Кроме того, шпунт можно выдергивать и продавать, или использовать повторно. Многие подрядчики берут шпунт в прокат.
Есть ситуации, при которых погружение шпунта просто невозможно. Связано это, прежде всего, с откосами. Показательный пример – ТЦ «Галерея», где в опасной близости находится платформа № 1 Московского вокзала: здесь шпунт просто не стоял бы, а «стена в грунте» позволила решить вопрос строительства фундамента безболезненно для жизненно важной структуры города.
Таким образом, целесообразность использования технологий во многом определяется тем, свободна ли площадка под пятно застройки, или вокруг находятся жилые дома, важные стратегические объекты. Она также зависит от геологических условий. Напомню, что стандартный шпунт Ларсена имеет длину 16 м, а стыковать его плохо, так как он имеет замки, которые при сварке почти всегда смещаются… Arcelor Mittal катает шпунты почти любой длины. Если в 16 м входите, то можно применять все три сортамента шпунта Ларсена (разного сечения, разной жесткости и т. д.).