БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/35 апрель 2015 / РЕАЛИЗАЦИЯ ГЧП НА ОСНОВЕ КОНЦЕССИЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГЧП НА ОСНОВЕ КОНЦЕССИЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЧП НА ОСНОВЕ КОНЦЕССИЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЧП НА ОСНОВЕ КОНЦЕССИЙ ПОЗВОЛИТ СНИЗИТЬ СОЦИАЛЬНУЮ НАПРЯЖЕННОСТЬ, ВЫЗВАННУЮ ДИСБАЛАНСОМ КАЧЕСТВА И СТОИМОСТИ УСЛУГ, И МИНИМИЗИРУЕТ КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ. ВИКТОР БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ

О том, какие возможности для наведения порядка в ВКХ открывает концессия и как они реализуются на практике, рассказывает генеральный директор ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» Виктор Благовещенский.
– Виктор Анатольевич, вы являетесь активным сторонником концессии. Заявление, что частный бизнес более эффективен, чем госпредприятие, стало общим местом. Конкретные доводы приведете?
– Не секрет, что зачастую МУПы работают, не просчитывая свою экономическую эффективность, ибо понимают, что всегда можно получить компенсацию выпадающих доходов из бюджета. Если мы сравним совокупные расходы на осуществление деятельности частных водоканалов, входящих в крупные холдинги, и унитарных предприятий, то уверен, что у первых цифра будет меньше. Во всех МУПах значительная доля расходов все равно лежит на бюджете. С другой стороны, муниципальным предприятиям сложно, а порой невозможно получить длинный кредит на обновление основных фондов без гарантий со стороны бюджета. А частному инвестору это сделать проще при гарантии возврата вложенных средств. Уверен, что в конце концов частные игроки заместят на рынке МУПы.

– Чем, на ваш взгляд, привлекателен рынок водоснабжения и водоотведения для инвестора и какие правовые аспекты призваны поддержать эту заинтересованность?
– Самое главное – эти услуги будут востребованы всегда, людям всегда будут нужны чистая вода и хорошо работающая канализация. А как относящаяся к сфере жизнеобеспечения, деятельность ВКХ всегда будет находиться в зоне пристального внимания государства, его организационной и юридической поддержки, финансовых гарантий. Сегодня перед всеми субъектами РФ поставлена задача масштабной реконструкции и модернизации объектов ЖКХ. В результате количество аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве к 2017 году должно уменьшиться не менее чем в 1,5 раза, технологические потери коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям к 2018 году должны снизиться до нормативного уровня, а общий износ основных фондов к 2020 году не должен превышать нормативных показателей. Причем выполнить эти задачи нужно с привлечением частных инвесторов.
На мой взгляд, два важных аспекта должны подтолкнуть бизнес активно вкладываться в развитие отрасли. Во-первых, государство определило единственной формой распоряжения государственными и муниципальными объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения концессию, то есть с 1 января 2014 года даже существующим ГУП и МУП в хозяйственное ведение или оперативное управление такие объекты передать нельзя, а аренда разрешена только для новых объектов, с даты ввода в эксплуатацию которых не прошло пяти лет. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» еще в мае 2013 года и вступили в силу с 1 января 2014 года. Приватизация же объектов водоснабжения и водоотведения запрещена в августе 2013 года.
Во-вторых, вложения в отрасль становятся более привлекательными с внедрением долгосрочных тарифов, которые с 2016 года будут установлены большинству водоканалов не менее чем на три года, а затем – не менее чем на пять лет. Прежде компаниям было невыгодно работать и планировать свою деятельность на краткосрочный период. Более того, снижение издержек никак не поощрялось, расходы учитывались по факту: если ты, как эффективный водоканал, сократил издержки и обеспечил качество ресурса, то всю экономию у тебя забирали при установлении тарифов на очередной год – то есть экономить было невыгодно. А ведь от нас, как от частного оператора, ждут частных инвестиций. Но когда тарифы установлены только на один год, планировать инвестиции на долгосрочный период невозможно! Срок окупаемости инвестиций в инфраструктуру ВКХ составляет, как правило, не менее 10 лет. Когда предприниматель рискует своими средствами на такой период, он должен быть уверен в источниках возврата инвестиций.
Сегодня закон гарантирует возврат инвестиций, поэтому частным компаниям стало выгодно входить на рынок. Думаю, что в ближайшее время игроков на рынке ВКХ появится еще больше. Знаю, что сейчас многие компании, имея значительные денежные ресурсы, уже ищут надежные и выгодные варианты для их размещения.
Знаете, бизнес на системах ВКХ существует уже свыше двух тысяч лет, ведь первый водопровод в Риме появился в 312 году до нашей эры. И ни изменчивая конъюнктура рынка, ни санкции ЕС и США не должны и не могут оказать сколько-нибудь ощутимого влияния на развитие систем водо­снабжения и водоотведения в нашей стране.

– А что, по-вашему, может помешать активному приходу инвесторов на рынок ВКХ?
– Главный сдерживающий фактор для инвесторов, на мой взгляд, – платежная дисциплина потребителей наших услуг. Собираемость денежных средств с населения за оказанные услуги была и остается одной из серьезных проблем. Сейчас в нашей компании она составляет примерно 94–95%. Зачастую собранные с потребителей средства оседают в управляющих компаниях. С такой проблемой мы столкнулись в Воронеже и Твери, где компании, управляющие многоквартирными домами, собрав с населения деньги, нам их не переводили. Поэтому в этих городах мы планируем переход на систему прямых расчетов с населением, минуя управляющие компании.
Сдерживающим фактором являются и экологические риски: водоканал как водопользователь несет ответственность за вред водным объектам из-за сбросов промышленных предприятий в систему канализации, а эта ответственность может измеряться в миллиардах рублей возмещения вреда водным объектам. Решение этой проблемы заложено в рассматриваемом в настоящее время Госдумой законопроекте № 386179-6, который, как мы надеемся, будет в ближайшее время принят и вступит в силу.
Как показывает мировой опыт и опыт концессий в отношении автодорог, мощным стимулом для привлечения частных инвестиций может стать софинансирование государством создания объектов ВКХ не только в малых, но и в крупных городах. Государство успешно привлекает инвесторов в дорожное строительство, принимая на себя до 60% затрат на создание инфраструктуры. Объекты ВКХ обладают не меньшей капиталоемкостью, и участие государства в их создании не только экономически обоснованно, но и позволит обеспечить доступность тарифов водоканалов для населения.

– Приведите примеры успешно работающих концессионных соглашений в регионах? Какие перемены произошли в этих водо-канализационных хозяйствах?
– Группа компаний «РОСВОДОКАНАЛ» – пионер в заключении концессионных соглашений с крупными городами. Первое концессионное соглашение в отношении объектов ВКХ крупного города было подписано между администрацией города Воронежа и ООО «РВК-Воронеж», входящим в ГК «РОСВОДОКАНАЛ», в марте 2012 года. Всего с 2013 по 2016 год в водопроводно-канализационное хозяйство города будет инвестировано не менее 2 млрд рублей. При этом только за первые полтора года работы концессионера аварийность на водопроводных сетях Воронежа снизилась в три раза, удельный расход электроэнергии по водоснабжению уменьшился на 27%, объем потерь воды сократился на 3%, а количество засоров – на 20%. Это в сравнении с 2011 годом. Летом воронежский водоканал посетил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. Он назвал воронежскую концессию одним из успешных примеров в регионах, который необходимо подхватить и другим муниципалитетам.

– Опираясь на собственный опыт, скажите, в чем преимущество крупных операторов?
– Во-первых, эффект масштаба во всем: в квалификации, опыте, возможностях привлечения финансирования, снижении издержек, финансовой устойчивости. Сломать прутик легче, чем связку. Во-вторых, у крупных компаний есть возможность воспитывать свои кадры и проводить внутрирегиональную ротацию. И еще – правильно использовать выработанную годами успешную практику ведения бизнеса.
Сегодня, уже получив определенные наработки восстановления муниципальных ВКХ, ГК «РОСВОДОКАНАЛ» готова выполнять задачи, поставленные Президентом и Правительством РФ, участвовать в открытых конкурсах и переходить на концессионные отношения. Реализация концессий позволит создать и усовершенствовать типовую модель лучших практик ЖКХ, обеспечит открытость и прозрачность деятельности частного оператора. Концессии снизят социальную напряженность, вызванную дисбалансом качества и стоимости услуг, а также минимизируют коррупционные риски и злоупотребления.