БЦ Вант
ППРК-Сервис
ПРИМЕР – ДРУГИМ НАУКА

ПРИМЕР – ДРУГИМ НАУКА

Инженерные решения и внедряемые технические средства, реализуемые при строительстве станции Лужская-Сортировочная Октябрьской железной дороги, станут основой для формирования малолюдных технологий и последующего их применения при реконструкции сортировочных станций на перспективу до 2025 года.
В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» реализуется государственная задача по строительству порта Усть-Луга для наращивания экспортного потенциала России и переориентации грузопотоков, поступающих в прибалтийские порты. Продолжается реализация проекта «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива». В связи с этим станция Лужская Октябрьской железной дороги стала полигоном отработки инновационных технологий работы сортировочных станций.
О перспективных проектах автоматизации работы сортировочных станций на примере станции Лужская-Сортировочная рассказывает начальник группы заказчика ДКРС – Санкт-Петербург ОАО «РЖД» Дмитрий Богданов.

– Дмитрий Викторович, недавно состоялся научно-технический совет РЖД в ходе которого обсуждались вопросы строительства станции Лужская-Сортировочная. Каковы итоги НТС, что было решено?
– Выездное заседание секции «Комплексные проблемы транспорта» научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросу «О вводе в эксплуатацию новой железнодорожной станции Лужская-Сортировочная Октябрьской железной дороги» под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В. А. Гапановича состоялось 13 марта 2015 года. В результате заседания были приняты решения и поставлены задачи, касающиеся структурных подразделений ОАО «РЖД».
В частности, запланировано получение разрешительных документов для осуществления роспуска опасных грузов 2-го класса, разработка методики расчета применения домкратовидных устройств закрепления составов TDJ-101 в парках станции Лужская-Сортировочная, предоставление технико-экономического обоснования реализации автоматизированных систем работы сортировочной горки. А также обеспечение уровня маршрутизации перевозок массовых видов грузов (угля – 90%, нефтеналивных – 90%, сжиженного газа – 100%) и совершенствование системы их подвода к порту Усть-Луга для обеспечения ритмичности работы портового комплекса.
Кроме того, одна из поставленных задач – это организация движения тяжеловесных поездов по твердым ниткам графика на направлении Кузбасс – Усть-Луга, с учетом этапов реализации Комплексной программы развития движения поездов массой 9000 тонн на перспективу до 2020 года, разработанной ОАО «РЖД» и направленной в Минтранс России для утверждения Правительством Российской Федерации.
Необходимо предоставить предложение по актуализации типового технологического процесса работы сортировочной станции с учетом максимальной степени автоматизации и механизации производственных процессов и минимизации применения ручного труда, по корректировке программы развития сортировочных станций в части применения инновационных технологий и технических средств на сетевых сортировочных станциях, определяющих возможности сети по пропуску вагонопотоков. Необходимо разработать дорожную карту с обеспечением уровня пути готовности инфраструктуры путевого хозяйства не ниже 0,97. Также стоит задача по предоставлению на рассмотрение технологии технического обслуживания вагонов в Усть-Лужском узле, предусматривающую оптимизацию технологии технического осмотра вагонов и штатной численности работников вагонного хозяйства.
Учитывая опыт работы с ФТС России по электронному обмену документами при экспорте грузов через сухопутные погранпереходы, действие имеющихся технологий планируется распространить на порт Усть-Луга при условии участия железнодорожного транспорта в перевозке. При положительных результатах работы экспортные перевозки через станцию Лужская будут включены в совместный эксперимент ФТС России.
– Как осуществляется взаимодействие со смежными организациями в рамках развития Усть-Лужского транспортного узла?
– Работа такая ведется. Сейчас решается вопрос с ОАО «Газпром» о размещении завода по производству сжиженного природного газа в северной части Морского торгового порта Усть-Луга без ущерба для развивающейся железнодорожной инфраструктуры. В связи с этим проводятся совместные совещания заинтересованных сторон и проектных институтов – разработчиков проектов для ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД» по принятию технического решения с соблюдением обоюдных интересов.

– Насколько активно применяются инновационные материалы и технологии при реализации проекта? Какие технологии, апробированные при строительстве станции, планируется внедрять в дальнейшем?
– Наибольший интерес могут представлять инновации в области работы сортировочной горки. В данном проекте впервые реализуется автоматизация технологии роспуска вагонов, предусматривающая применение горочной автоматической централизации разработки компании Siemens, интегрированной с российской АСУ сортировочной станции, в увязке с отечественными системами централизации и системой МАЛС (маневровая автоматическая локомотивная сигнализация).
Вместе с тем, предусматривается применение и других инновационных технических средств: гидравлических замедлителей, управляемых автоматизированными системами, систем подтягивания вагонов с контролем заполнения путей, точечных вагонных замедлителей на путях роспуска вагонов с опасными грузами, перспективных устройств закрепления составов, малообслуживаемых горочных электроприводов.
Внедрение такого комплекса позволит впервые на сети дорог отработать новую технологию работы с опасными грузами 2-го класса. В результате себестоимость переработки одного вагона будет снижена на 5%, вдвое увеличится производительность труда работников горочного комплекса, на четверть сократится энергопотребление. Перерабатывающая способность горки составит более 5 тыс. вагонов/сутки. Точность управления движением горочного локомотива, оснащенного системой «автомашинист», достигнет 0,1 км/ч.
Этим же проектом предусматривается внедрение систем автоматизированного контроля инвентарных номеров вагонов, автоматизированного закрепления составов, максимальное применение электронного документооборота взамен устаревшего пневматического (бумажного).
Реализуемые инженерные решения и внедряемые технические средства станут основой для формирования малолюдных технологий и последующего их применения при реконструкции сортировочных станций на перспективу до 2025 года.

– Какие этапы реализации проекта ожидаются в ближайшее время? Чем они примечательны?
В целях безусловного ввода в эксплуатацию железнодорожной станции Лужская-Сортировочная, проводится работа по реализации проекта строительства, учитывающего максимальную автоматизацию производственного процесса и минимизацию применения ручного труда.
Так, в текущем 2015 году планируется подготовить к вводу в эксплуатацию сортировочную систему станции Лужская. В частности, в конце первого полугодия будут подготовлены к сдаче в опытную эксплуатацию сортировочный парк и сортировочная горка с системой MSR-32. Во втором полугодии предполагается запустить в эксплуатацию дополнительные пути парка прибытия и парка отправления.
Говоря о проекте «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива» в целом, можно отметить, что в 2015 году проводится подготовка к вводу в эксплуатацию электрификации участка от станции Гатчина до Усть-Лужского железнодорожного узла.

Подготовила Славяна Румянцева