БЦ Вант
ППРК-Сервис
ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Современная техника и оборудование в инфраструктуре морских портов в значительной степени влияют на увеличение грузооборота. Ежегодно возрастающие объемы перевозок требуют все более мощной и технологичной портовой техники.

ЦИФРЫ КРАСНОРЕЧИВЫ
В прошлом году грузооборот всех морских портов России увеличился на 3,9% по сравнению с 2012 годом и составил 589 млн тонн.
По данным Ассоциации морских портов России, объем перевалки сухогрузов вырос на 1,6% и составил 255,7 млн т, в том числе:
• угля – 101,1 млн т (+13,3%),
• контейнерных грузов – 44,4 млн т (+4,1%),
• минеральных удобрений – 12,9 млн т (+24,0%),
• руды – 7,4 млн т (+2,8%).
Объем перевалки черных металлов сократился до 22,0 млн т (–14,0%), зерна – до 18,3 млн т (–23,4%), лесных грузов – до 4,4 млн т (–25,9%).
Объем перевалки наливных грузов составил 333,3 млн т (+5,7%), в том числе сырой нефти – 207,5 млн т (+4,6%).
Экспортных грузов в прошлом году было перегружено 460,1 млн т, что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, импортных грузов – 48,4 млн т (+7,3%), транзитных – 44,5 млн т (+4,6%), каботажных – 36,0 млн т (+13,2%).
Объем перевалки грузов в портах Балтийского бассейна составил 215,8 млн т (+4,1%), в том числе:
• сухогрузов – 82,1 млн т (+8,8%),
• наливных – 133,7 млн т (+1,4%).
Грузооборот порта Усть­Луга вырос до 62,7 млн т (+33,8%), Большого порта С­Петербург – до 58,0 млн т (+0,3%), Высоцка – до 16,2 млн т (+18,5%), Калининграда – до 13,7 млн т (+7,5%). В то же время сократился объем перевалки грузов в порту Приморск до 63,8 млн т (–14,6%).
Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 46,2 млн т грузов, что на 19,2% больше, чем за 2012 год. Объем перевалки сухогрузов увеличился на 3,1% и составил 24,6 млн т, наливных – вырос в 1,4 раза до 21,6 млн т. Рост перевалки наливных грузов обусловлен увеличением поставок сырой нефти на экспорт с Варандейского терминала через РПК «Белокаменка» (порт Мурманск). Грузооборот порта Мурманск составил 31,4 млн т и вырос на 32,5%, порта Варандей – 5,4 млн т (в 1,7 раза). Грузооборот порта Архангельск сократился до 4,4 млн т (–14,3%), порта Витино – до 2,3 млн т (–39,6%).

ПОТЕНЦИАЛ ВЕЛИК,
ПОТРЕБНОСТИ ОГРОМНЫ
– Морская и речная отрасли имеют огромный потенциал для применения новых технологий, формирования благоприятных условия для развития экономики в целом, – рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов на заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте в конце марта. – Во многом благодаря усилиям Росморречфлота не только сохранены существующие производственные мощности и кадровый потенциал отрасли, но и обеспечена координация действий частного бизнеса по возрождению стратегического значения морских портов и системы внутренних водных путей.
Ежегодно доля российских портов в обработке российских грузов в портах Балтии, России и Украины увеличивается примерно на 2% и сейчас составляет более 86%, хотя 10 лет назад доля России была менее половины, – отметил Максим Соколов. По его словам, за эти годы удалось выполнить и приступить к реализации десятков крупных инвестиционных проектов по созданию портовой инфраструктуры на принципах государственно­частного партнерства.
Всего в 2013 году введено в строй портовых мощностей на 30,5 млн тонн. В 2014 году планируется увеличение мощностей еще на 30 млн тонн.
– В целом, к 2016–2018 годам мы планируем обеспечить перевалку грузов в объеме 740 млн тонн в год, в том числе иметь 15­процентный резерв пропускной способности, – уточнил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко.
Для обеспечения роста грузо­оборота российских портов необходимо современное мощное портовое оборудование – разного рода технику, обеспечивающую погрузку, разгрузку, заправку судов топливом, закачку или откачку балласта, а также береговые инженерные системы. Погрузочно­разгрузочная портовая техника подразделяется на оборудование непрерывного и цикличного действия. В первом случае она, как правило, предназначена для перегрузки навальных грузов либо перекачки жидкостей и газов (гидравлическая портовая техника). В первую очередь это стационарные и передвижные транспортеры и перегружатели. Также это современные СРМ или судоразгрузочные машины, которые используются для разгрузки навалочных грузов и передачи их на береговые установки непрерывного действия. Для передачи жидкостей и газов используется гидравлическая портовая техника, представленная пневмо­ и гидравлическими установками, насосными станциями и пр.
Портовое оборудование циклического действия – это вагоноопрокидыватели и грузоподъемное оборудование (краны разного типа: мостовые, козловые, портальные и полупортальные). Применяется и другая техника – ричстакеры, вилочные погрузчики, автолесовозы, самоходные тележки и др.
Портовая техника становится все более мощной, что обусловлено ростом объемов контейнерных перевозок и увеличением количества тяжеловесных грузов. В качестве других тенденций специалисты отмечают расширение использования мобильных портовых кранов, которые все чаще заменяют стационарные. Но главным образом развитие портовой грузоподъемной техники связано с внедрением портовых мобильных кранов (ПМК), способных заменить портальные. Появление и распространение ПМК связано с ростом дедвейта судов. В российских портах представлена техника ведущих производителей грузоподъемного оборудования мобильного типа: Sennebogen, Gottwald, Liebherr и др.
Активнее используется узкоспециализированная техника, такая как оборудование для обработки поддонов и пакетов или ричстакеры (погрузчики, предназначенные исключительно для контейнеров). Ричстакеры, в отличие от вилочного погрузчика с рамной конструкцией грузоподъемной мачты, имеют телескопическую стрелу с устройством для захвата контейнеров (спредером). Они обладают большой грузоподъемностью и маневренностью, могут поворачивать контейнеры в процессе перегрузки. Существуют ричстакеры, способные опускать контейнеры в трюмы судов. Использование ричстакеров в качестве портового перегрузочного оборудования дает значительную экономию средств, поскольку не требует сложной инфраструктуры, необходимой при организации работ тяжелого грузоподъемного оборудования.

СОВРЕМЕННЫМ ПОРТАМ –
СОВРЕМЕННУЮ ТЕХНИКУ
Без современного оборудования российские порты просто не смогут на равных конкурировать с портами Европы и Балтии в скорости и объемах перевалки грузов. Поэтому сегодня начался процесс постепенного обновления парка портовой техники. Так, компания «Порт Высоцкий» в рамках инвестиционной программы модернизации и обновления технического парка 2013 года приобрела два гидравлических перегружателя Mantsinen 120R. Обе машины изготовлены финскими производителями по индивидуальному заказу с учетом технических требований ООО «Порт Высоцкий».
ОАО «Морской порт Санкт­Петербург» («МП СПб») в 2013 году направило 224,8 млн рублей на развитие портовой инфраструктуры и техническое перевооружение терминалов.
Основная часть средств предназначена для обновления технологического и перегрузочного оборудования. Для увеличения интенсивности обработки насыпных и навалочных грузов приобретены радиоуправляемые грейферы, ковшовые автопогрузчики и полуприцепы. Закуплено новое грузозахватное приспособление для перегрузочной техники, позволяющее оптимизировать процесс перевалки генеральных грузов. Введено в эксплуатацию подкатное оборудование и вилочный погрузчик для работы на ро­ро терминале.
– Морской транспорт, выполняя значительную часть внешнеторговых перевозок, выступает в роли инструмента экономического и политического влияния на международной арене, – уверен заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. – Приоритетным направлением развития морского транспорта по­прежнему остается увеличение мощностей отечественной портовой инфраструктуры до параметров, удовлетворяющих потребности в перевалке существующих и перспективных грузопотоков, а также возрождение российского морского флота, позволяющего минимизировать зависимость страны от конъюнктуры мирового транспортного рынка. По словам замминистра, за 10­летний период практически во всех крупных морских портах России была проведена модернизация и реконструкция причалов, выполнены дноуглубительные работы, наблюдается устойчивый рост грузооборота.

Подготовил Евгений Герасимов