БЦ Вант
ППРК-Сервис
ПРОБЛЕМЫ НА ВЫСОТЕ

ПРОБЛЕМЫ НА ВЫСОТЕ

О проблемах и перспективах кровельного рынка рассказывает президент Национального кровельного союза Александр Дадченко.

– Александр Юрьевич, какие вопросы и проблемы сегодня стоят перед участниками кровельного рынка?
– Перед участниками кровельного рынка стоят те же проблемы, что и перед любыми другими предприятиями строительной отрасли: недостаток и неполнота актуальной нормативной документации, дефицит квалифицированных кадров, а также полной и достоверной информации (в том числе аналитической, статистической). При создании Национального кровельного союза (НКС) решение этих проблем было поставлено в числе приоритетных задач, и за восемь лет работы нашей организации их значимость не изменилась.

– Неужели эти проблемы настолько неразрешимы?
– Конечно разрешимы. По каждому из перечисленных направлений уже проделана большая работа, но жизнь не стоит на месте, материалы и технологии меняются, также изменяются требования рынка и государственных органов. Поэтому важно не останавливаться, а постоянно совершенствовать и развивать уже достигнутые результаты. Кроме того, решение обозначенных проблем невозможно без активного взаимодействия различных заинтересованных сторон: подрядных организаций, производителей материалов, архитекторов и проектировщиков, органов государственной власти и отраслевых объединений. Радует, что система такого взаимодействия благодаря работе наиболее активных общественных организаций постепенно выстраивается, и уже есть результаты.

– Какой эффект вы ожидаете от совершенствования нормативной базы?
– Если привести весь перечень проблем, который порождается отсутствующей, устаревшей или противоречивой нормативной базой, то это займет не одну страницу. Классический пример: при отсутствии четких стандартов заказчик может оценить работу подрядчика, исходя из своих субъективных представлений о качественной кровле, что зачастую приводит к конфликту и финансовым потерям обеих сторон. Союз же, обладая репутацией независимого и незаинтересованного субъекта, разрабатывает и рекомендует к применению общие правила, то есть нормативы, стандарты и регламенты, которые помогут избежать ненужных споров и взаимного непонимания участников рынка.
Соответственно, по мере разработки новых стандартов, по мере введения их в практику будут решаться многие проблемы в цепочке от заказчика до эксплуатирующей организации. Одна из основных целей разработки системы стандартизации – снизить вероятность возникновения непроизводительных конфликтов в цепочке проектная организация – поставщик – подрядная кровельная компания – заказчик – служба эксплуатации, тем самым обеспечив безопасность строительства во всех смыслах этого слова и существенно увеличив производительность труда сотрудников всех участвующих в этом процессе организаций. Это, безусловно, приведет не только к росту качества построенных крыш, но и к снижению их себестоимости.

– Что делать участникам этой цепочки сейчас, пока нет еще всех необходимых регламентирующих документов? Как поступить в случае возникновения конфликтной ситуации?
– Существует серьезная проблема организации цивилизованного разрешения конфликтов, с которой сталкиваются регулярно и юридические, и физические лица. А такие ситуации возникают регулярно. С одной стороны, как я уже говорил, заказчик пытается оценить работу, исходя из своих субъективных представлений о результате. С другой стороны, и это надо признать, существует проблема низкого качества исполнения кровельных работ, что связано с отсутствием объективной системы оценки уровня подрядных кровельных организаций и квалификации их сотрудников (рабочих, инженерно­технического и управляющего персонала). В настоящее время при соблюдении всех существующих формальных требований государственный подряд на строительство или ремонт крыш может получить любая организация, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), вне зависимости от наличия у нее специалистов, знаний и опыта проведения кровельных работ.
Цивилизованные отношения между заказчиками и подрядчиками подразумевают страхование ответственности производителей материалов и подрядных организаций, а в случае возникновении спорной ситуации – привлечение независимых квалифицированных экспертов.
В 2012 г. было сформировано Экспертное бюро Национального кровельного союза. Многие организации и частные домовладельцы сталкиваются с необходимостью получить квалифицированную консультацию или заключение, не только когда необходимо проконтролировать или оценить качество работы подрядчика (в том числе в случае судебных разбирательств), но и в том случае, если надо оценить техническое состояние крыши и перспективы предстоящего ремонта.
Если говорить о страховании рисков по строительному договору подряда, в том числе и гарантийных обязательств подрядчика, то этот вопрос находится в стадии проведения консультаций с участниками кровельного и страхового рынков. Но мы уверены и активно пытаемся убедить в строительное сообщество, что наличие застрахованной гарантии – это признак стабильной подрядной организации и лучшая альтернатива популярной сейчас практике гарантийных удержаний.

– О нехватке квалифицированных кадров говорится на самом высоком государственном уровне. Как решается этот вопрос в кровельной отрасли?
– Для того чтобы преодолеть дефицит квалифицированных рабочих кадров, необходимо решить сразу несколько взаимосвязанных задач: привлечь молодежь в отрасль, организовать обучение новых кадров и систему повышения квалификации и контроля уровня знаний тех кадров, которые уже представлены на рынке труда. Отраслевые организации в одиночку, без государственной поддержки, не способны справиться с их решением, но и государство вряд ли решит эту проблему без активной работы профессионального сообщества.
В настоящее время Национальный кровельный союз по заказу НИИ труда и Национального объединения строителей ведет разработку профессионального стандарта по профессии «кровельщик». Профессиональный стандарт – это нормативный документ, в котором излагаются минимальные требования к профессии и отдельным специальностям по квалификационным уровням (разрядам). Он должен определить квалификацию работника, исходя из уровня его знаний, умений и опыта, т. е. перечислить умения и навыки специалиста.
Система профессиональных стандартов должна со временем прийти на смену устаревшей системе Единых тарифно­квалификационных справочников работ и профессий рабочих (ЕТКС), которые до сих пор были единственной системой описания квалификаций рабочих. ЕТКС обновлялись в среднем один раз в 15 лет, однако по профессии «кровельщик» информация не обновлялась более двух десятилетий.
Профессиональный стандарт создается для того, чтобы руководители и кадровики подрядных организаций могли оценить квалификацию новых сотрудников при найме, сделать правильную запись в трудовой книжке, спланировать программу переподготовки и провести внутреннюю аттестацию. На базе профессиональных стандартов будет разработан новый образовательный стандарт, новые учебные программы, учитывающие требования работодателя к выпускникам. Одна из главных задач профессионального стандарта – сократить пропасть между знаниями выпускников учебных заведений и требованиями к ним работодателей. Также профессиональный стандарт позволит более точно подходить к планированию и оценке производительности труда специалистов, оплачивать их работу справедливо.

– Вы упомянули о дефиците актуальной информации в отрасли...
– Участникам кровельного рынка крайне не хватает статистической информации. Как результат – недостаток информации аналитической. В условиях отсутствия государственной системы сбора узкоспециализированной статистики страдают все, в том числе и само государство. И здесь, как и в вопросе образования, проблему можно решить только при тесном взаимодействии властей, отраслевых организаций и коммерческих организаций. Иначе собрать объективную статистическую информацию по десяткам наименований продукции, строительных систем по 83 субъектам Российской Федерации невозможно.
До сих пор при отсутствии систематической аналитической работы производители материалов разрабатывают свои стратегии без взаимной коррекции, что может приводить к локальному перепроизводству тех или иных видов продукции. Государственные органы не имеют четкой картины происходящего в отрасли, соответственно, любые решения по изменению политики принимаются на основе не всегда достоверных и полных данных.
Как говорил Уинстон Черчилль, «пессимист видит трудности в каждой возможности, а оптимист – возможности в каждой трудности». В Национальном кровельном союзе, можно сказать, собрались оптимисты – вместе мы ищем пути решения тех проблем, которые нам мешают эффективно работать. И хочется верить, что в тесном взаимодействии с органами государственной власти и другими общественными организациями мы их преодолеем.

Беседовала Славяна Румянцева