БЦ Вант
ППРК-Сервис
ПОКОЛЕНИЕ «УМНЫХ ВОКЗАЛОВ»

ПОКОЛЕНИЕ «УМНЫХ ВОКЗАЛОВ»

О тенденциях развития железнодорожных вокзалов рассказывает главный инженер ЗАО «ЛенГипрострой» к.т.н. Василий Красковский

– ОАО «РЖД» планирует создать целую сеть вокзалов нового поколения. Что подразумевает это понятие?
– Наша организация занимается проектированием различных объектов, в том числе железнодорожной инфраструктуры, поэтому мои ответы – это взгляд исполнителя на пожелания заказчика.
Что имеется в виду под термином «вокзал нового поколения»? Мы привыкли, что вокзал выполняет основные функции, обеспечивающие перевозочный процесс, прежде всего безопасную посадку­высадку пассажиров в поезда и продажу билетов. Иногда мы видим на вокзалах различного рода киоски, палатки, торгующие какими­то простейшими товарами (газетами, пирожками и т. п.), которые можно купить, как говорят, на ходу. И такая торговля особой прибыли железнодорожникам не приносит. Поэтому думать о повышении комфорта для пассажиров теоретически можно всем, а вкладывать финансовые средства для этого, кроме ОАО «РЖД», особо некому. И если рассчитывать только на возможности самого ведомства, то мы очень долго будем совершенствовать наши вокзалы. Так что вряд ли посещение вокзала будет доставлять нам удовольствие.
Сегодня происходит коренное изменение подходов к проектированию и строительству вокзалов. Главная цель при этом следующая – обеспечить не только безопасное, но и комфортное пребывание людей на вокзале. Если раньше весь «комфорт» заключался в том, что надо найти кресло или скамейку, чтобы хоть как­то скоротать несколько часов – почитать или подремать, то теперь ставится задача сделать так, чтобы пассажир не терял на вокзале время, а провел его с пользой для себя. Нужно дать людям возможность не только отдохнуть и нормально принять пищу, но и заняться, например, шопингом, получить банковские или другие услуги, посмотреть кинофильм или выставку картин, побывать на каком­то представлении. К слову, как тут не вспомнить историю первого российского вокзала в Павловске с концертным помещением, которое и подарило нам слово «вокзал».
Инфраструктура вокзала должна быть многофункциональной. Хотите пересесть на другой вид транспорта? Пожалуйста: удобный переход, кассы, место посадки. Надо припарковать автомобиль на час или несколько дней? Вот вам парковка или подземный паркинг. Кто посещал крупные города, в том числе за границей, наверняка уже видели вокзалы, предоставляющие этот набор услуг. Именно такие объекты транспортной железнодорожной инфраструктуры и относятся к новому поколению. В идеале вокзал должен быть комфортным и привлекательным местом не только для пассажиров, но и жителей городов, желающих воспользоваться широким спектром услуг. Чтобы создать такой объект и обеспечить его рентабельную эксплуатацию, нужны новые подходы, начиная с поиска инвестиций и заканчивая ресурсосбережением.

– Какие­то действия в этом направлении уже ведутся?
– В ОАО «РЖД» принята Концепция эффективного развития инфраструктуры вокзалов до 2030 г., которая определила направления, пути и этапы решения задач, в том числе по созданию сети вокзалов нового поколения. Основными направлениями являются: повышение безопасности и комфорта пассажиров; улучшение качества и расширение спектра услуг для всех категорий пассажиров, в том числе маломобильных, а также жителей населенных пунктов, на территории которых расположены вокзалы; создание условий для успешной деятельности предприятий розничной торговли и сферы услуг; повышение эффективности использования ресурсов, прежде всего энергетических, в том числе путем внедрения проекта «умного вокзала».
«Умный вокзал» в понимании ОАО «РЖД» – это комплекс систем, позволяющих максимально увеличить эффективность работы зданий и сооружений вокзала, а также прилегающей инфраструктуры за счет автоматизации и диспетчеризации всех технических, технологических и организационных процессов, выполнения их с минимальным участием человека. Один из основных элементов «умного вокзала» – комплекс автоматизированных систем управления процессами жизнеобеспечения, контроль за работой которого происходит с центрального сервера. На «умном вокзале» привычные источники света будут постепенно заменяться светодиодными как более экономичными. Должны «свое слово сказать» и нанотехнологии, например системы солнечных модулей (солнечных батарей), которые позволяют снизить расходы на потреб­ление электроэнергии и способствуют улучшению экологии.
И уже есть прототипы таких вокзалов в Адлере, Екатеринбурге, Красноярске, Оренбурге, Тюмени и других городах. На крыше вокзала в Анапе установлено 560 солнечных батарей общей мощностью 70 кВт. Реконструированный вокзал в Новокузнецке, введенный в эксплуатацию в сентябре 2013 г., признан первым в России «умным вокзалом». Единый диспетчерский пункт позволяет управлять всеми системами жизнеобеспечения вокзала: отоплением, вентиляцией, противопожарным оборудованием. Как говорят, процесс внедрения «умных вокзалов» пошел...
Сегодня для создания вокзалов нового поколения в России имеются все предпосылки, бизнес достаточно прозрачен, риски инвесторов минимальны, сроки окупаемости вложенных средств приемлемы.

– Всего до 2015 года, как заявлял ранее глава РЖД Владимир Якунин, более 70 железнодорожных вокзалов России должны быть доведены до уровня мировых стандартов. Что подразумевают эти мировые стандарты?
– Если это требование удастся выполнить в полном объеме, то можно будет говорить о большом успехе. А мировые стандарты, точнее тенденции, согласно принятой в ОАО «РЖД» Концепции подразумевают следующее.
Целенаправленное увеличение коммерчески используемых площадей и совершенствование набора оказываемых услуг, напрямую не связанных с перевозочным процессом, – т. е., по сути, коммерциализация железнодорожных вокзалов. Привлечение государственных и частных инвестиций. Успешный опыт развития железнодорожных вокзалов во многих странах подтверждает правильность такого подхода.
Преобразование традиционных железнодорожных вокзалов в терминалы, координирующие системы транспортных коридоров и обеспечивающие взаимодействие различных видов транспорта на всех территориальных уровнях, создание многофункциональных вокзальных комплексов. Одной из главных задач создания таких комплексов является экономия времени для пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой и приобретении разных видов товаров и услуг.
Увеличение значимости вокзалов в жизни города или другого населенного пункта и количества задач, выполняемых ими. Вокзалы все больше выполняют презентационную, имиджевую функцию для города, а их основным назначением становится: усовершенствование инфраструктуры города, улучшение транспортной доступности, ликвидация конфликта между транспортом и городской средой, повышение качества жизни городского населения. Происходит активное вовлечение вокзалов в проекты комплексного развития территорий в зоне их влияния, что обусловлено значительными размерами территории, занимаемой вокзалами, и их нахождением чаще всего в центральной части города, где, как правило, существует дефицит свободных площадей.
В этих условиях приобретает особую актуальность реконструкция вокзальных комплексов по вертикали или горизонтали, строительство дополнительных отдельно стоящих объектов, пристройка к существующим зданиям и сооружениям, надстройка существующих зданий вокзала, постройка подземных этажей с наземными или подземными переходами, галереями, подземными вестибюлями, удлинение платформ и т. п.
Большое значение имеет правильная организация пространства. Площади вокзальных комплексов распределяются в соответствии с функциональным предназначением, с учетом движения пассажиропотоков и предлагаемыми услугами.
Крупные городские вокзалы, как правило, находятся в более­менее приличном состоянии. Но на обычных станциях, подальше от городов, можно увидеть просто убогие здания. К примеру, вокзал на ст. Ефимовская на востоке Ленинградской области. Большая часть помещений пустует, окна забиты щитами. Функционирует только касса. Вам там не только чаю – элементарной воды никто не предложит...
Так что не только перед ОАО «РЖД», но и перед всем нашим обществом стоит очень непростая задача изыскания средств и способов доведения всех российских вокзалов до современного уровня, в соответствии с проверенными мировыми стандартами.

– Как учитываются особенности каждого вокзального комплекса? Предусмотрена ли индивидуальная программа развития? За счет каких средств?
– Проектирование любого объекта инфраструктуры ОАО «РЖД» всегда индивидуально. И уже на стадии разработки задания на проектирование решается вопрос о необходимости перспективного развития объекта, разделения проектно­изыскательских и строительно­монтажных работ на этапы, очереди, пусковые комплексы.
Прежде чем проектировать строительство или реконструкцию вокзального комплекса, как правило, выполняются предпроектные проработки, а для особо значимых и сложных объектов – технико­экономическое обоснование. При этом рассматриваются различные варианты общих объемно­планировочных, технологических и конструктивных решений с учетом индивидуальных особенностей будущего вокзала и прилегающей к нему территории, экологических и прочих факторов. И только на основе сравнения вариантов по заранее определенным и обоснованным критериям заказчиком принимается решение о дальнейшем проектировании в рамках выбранного варианта.
Очень важно уже на этапе предпроектных проработок не промахнуться с будущими технологическими процессами, которые будут происходить на вокзальном комплексе. Ведь именно они определяют все остальные проектные решения. Разработка технологических процессов и на их основе организационно­технологических решений (на период эксплуатации комплекса) является ключевой и, как показывает опыт, самой сложной. Многие проблемы, появившиеся уже после ввода вокзального комплекса в постоянную эксплуатацию, обусловлены недостаточной или неудачной проработкой технологических процессов. Поэтому к их разработке должны привлекаться самые квалифицированные специалисты, способные увязать разнообразные, порой противоречивые требования и пожелания.
– Какие современные материалы и технологии используются? Какие компании привлекаются к выполнению работ?
– Для разработки архитектурных и конструктивно­технологических решений сегодня имеется достаточно большой выбор различных материалов, изделий и технологий. И никто не ограничивает проектировщиков. Например, в конструкции Ладожского вокзала применено достаточно много мостовых конструкций (балок пролетных строений). Главное – соблюдение нормативных требований. Медленно, но все­таки пробивают себе дорогу композитные материалы, но в основном для ограждающих конструкций или водоотведения.
Компании для выполнения проектно­изыскательских работ определяются на конкурсной основе. Основной критерий – наличие опыта проектирования и сопровождения строительства. Наибольшим опытом среди петербургских компаний обладают ОАО «Ленгипротранс», институт «Ленгипротранспуть» – филиал ОАО «Росжелдорпроект», ЗАО «ЛенГипрострой». В ряде случаев для участия в разработке планировочных решений целесообразно привлекать специалистов Института территориального развития (ИТР), технологических решений – Научно­исследовательский институт управления качеством (НИИУК).
К строительно­монтажным работам, также на конкурсной основе, привлекается широкий спектр подрядных организаций. Критерии для их выбора – способность оперативно и качественно выполнить работы и сдать объект в эксплуатацию, умение работать в стесненных условиях, без полного закрытия путей и станций, в короткие (всего несколько часов) технологические перерывы – окна, способность к взаимодействию со смежными подрядными организациями. К таким организациям относятся СМТ № 1 – филиал ОАО «РЖДстрой», СУ­308, ООО «Евродорстрой». Так что определенный опыт уже наработан, планы у ОАО «РЖД» – масштабные, новое поколение железнодорожных вокзалов постепенно займет свое место в транспортной инфраструктуре России.

Подготовила Славяна Румянцева