БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 02/27 апрель 2014 / ИННОВАЦИИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ПРИМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬ...
ИННОВАЦИИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ПРИМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬ – ГДЕ ЗАПЯТУЮ СТАВИТЬ БУДЕМ?

ИННОВАЦИИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ПРИМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬ – ГДЕ ЗАПЯТУЮ СТАВИТЬ БУДЕМ?

Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса при поддержке Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт­Петербурга, Государственной компании «Автодор», Ассоциации мостостроителей «Фонд АМОСТ» 27–28 февраля 2014 года провел в Санкт­Петербурге VII Всероссийскую конференцию «Актуальные проблемы проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений».
В работе конференции приняли участие ведущие проектировщики России, представители ГК «Автодор», руководители федеральных и территориальных управлений автомобильными дорогами, представители отраслевых комитетов и дирекций правительств Москвы, Санкт­Петербурга и Ленинградской области, руководители подрядных организаций, производители и поставщики материалов, представители крупных отраслевых НИИ и вузов.
На крупнейшем ежегодном мероприятии профессионалы обсуждали острые проблемы проектирования дорог, недостатки и противоречия существующей нормативной базы в сфере проектирования и строительства, рассматривали технические и эстетические аспекты строительства и эксплуатации крупнейших сооружений последних лет, включая сочинские олимпийские объекты, обменивались опытом – передовым и не очень. Участники конференции внесли свыше шестидесяти конкретных предложений с необходимыми изменениями в законодательные и нормативные акты.
Географией участников конференции определялось разнообразие рассматриваемых вопросов – от организации платных и подземных парковок в обеих столицах до нехватки любых дорог в Алтайском крае, хотя просторы Сибири, безусловно, нуждаются в дорогах высокого качества. Впрочем, многие проблемы были актуальны и интересны для присутствующих, независимо от мест их работы и проживания. Такие вопросы, как необходимость корректировки ПП правительства № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», взаимная ответственность проектировщиков и строителей, роль и возможности надзорных органов, проектные и технические решения масштабных дорожных и мостовых объектов России, становились предметами острых дискуссий непосредственно в конференц­зале и за его пределами.

ИННОВАЦИИ С ПРЕПОНАМИ
На конференции был дан старт началу третьего Всероссийского конкурса «Лидер освоения инноваций в дорожном хозяйстве Российской Федерации ­ 2014». Управленческие структуры дорожным хозяйством различных уровней, проектные и строительные компании заявляют о высокой заинтересованности в передовых технологиях и современных материалах, их широком и повсеместном внедрении в строительную практику, что понятно: без них не обеспечить высокое качество дорог, а следовательно, и их долговечность. Более того, помимо безусловного спроса появляется немало предложений российских авторов. Следовательно, конкурс обречен на успех: разработки национальных НИИ и НПИ успешно теснят на рынке вызывавшие прежде зависть российских дорожников зарубежные материалы и технологии.
Однако значительная доля выступлений была посвящена именно препонам, которые выстроены на пути тех, кто решил в своей работе применить т. н. инновационные материалы и технологии. В число «палачей» попали практически все участники инвестиционно­строительного процесса дорожной индустрии: организаторы тендеров, проектировщики, гензаказчики, генподрядчики и ставшая притчей во языцех Государственная экспертиза.
Вот наиболее выразительные высказывания.
– Мотуз В. О., начальник управления КГ КУ «Алтайавтодор»: «О каком качестве можно говорить, если проектировщики в борьбе за лоты уходят в оценке своих проектов в минус?! Экспертиза – бич для новых технологий!»

– Тимофеев В. П., заместитель технического директора ОАО «Западный скоростной диаметр»: «Сегодня генподрядчики не являются, к сожалению, чего­либо передового. Они приходят со своими технологиями и с ними же уходят, они не являются серьезной движущей силой и в законотворчестве, и в нормативной деятельности. При этом основной движущей силой, наверное, являются проектные институты, и их нужно и должно слушать и слышать. Сложно строить большой объект на очень разрозненной и противоречивой базе».

– Генеральный директор НП «АСДОР» Юрий Анатольевич Агафонов: «В прошлом году один из НПЗ изготовил битум по непроработанному стандарту, но уже сейчас его рекомендуют применять повсеместно, а битум ОАО «Уфимский НПЗ», применяемый в Петербурге с 1991 года, один из лучших на сегодняшний день битумов в России, нигде в НИОКР не учтен и не может получить рекомендаций к применению».

NON­FICTION ПРОТИВ ФЭНТЕЗИ
Если посмотреть победителей прошлого года и участников нынешней конференции, выступивших с презентацией своих разработок и материалов, то можно понять, что основные направления инновационной мысли сохраняются. Интеллектуальные системы контроля и управления, геотехнические методы исследования, компьютерное моделирование при проектирование и эксплуатации дорог, сетки и решетки разнообразных форм при устройстве дорожного полотна, обеспечивающие его износостойкость.
При этом если гофрированные металлические конструкции ООО «СевЗапРегионСтрой», винтовые сваи ООО «СТИ», шумозащитные конструкции завода «Дюрисол», тросовые дорожные ограждения НИИ «Механики МАДИ» и даже геофизические метода ООО «НИИИ Геотех» воспринимались как убедительно прогрессивные, но вполне обыденные улучшения, то планы по созданию единой системы управления дорожным движением в Санкт­Петербурге и области больше походили на далекую мечту. А как иначе воспринимать возможность заранее рассчитать маршрут по территории всего региона с помощью программы, которая учтет все встреченные вами светофоры, перекрестки, развязки, парковки и предложит не только оптимальный путь, но и способ передвижения, например, с пересадкой на автобус или трамвай? А уж встроенные в дорожное полотно датчики интенсивности, позволяющие отслеживать трафик и полностью контролировать и движение, и состояние дорог, пожалуй, даже к инновациям отнести не получится, только к жанру фантастической литературы. Как и мосты, которые уровень современного мостостроения позволяет вывести за пределы просто строительных конструкций, функциональных и экономичных, и, подарив им образ, представить как скульптурный элемент. Эффектное выступление С. В. Мозалева, исполнительного директора ассоциации мостостроителей «Фонд АМОСТ», также больше тяготело к жанру фэнтези.
Понятно, что обывателям, да и профессионалам­дорожникам сначала хочется геосеток и правильной дорожной подушки, ибо перед разрушающимися дорогами спасует самая интеллектуальная система управления. Хотя в то, что такую систему АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт­Петербурга и Ленинградской области» способно ввести, поверилось. Но сначала хотелось поверить в качественное дорожное полотно и удобные развязки и парковки.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО ИННОВАЦИЙ
Из многих интересных докладов хочется выделить выступление представителя ЗАО «Институт «Трансэкопроект» Н. В. Тюриной о проблемах проектирования акустических экранов для снижения шума автодорог – настолько четко оно было выстроено и убедительно преподнесено. Нет, никаких чудес не предлагалось – экраны не увеличивали свою толщину в зависимости от скорости пролетавших мимо автомобилей и не высвечивали информацию о количестве поглощаемых децибелов. Слушателям очень конкретно и наглядно показали те ошибки, которые совершают проектировщики при определении габаритов экранов и строители при их сборке и монтаже. Судя по неподдельному интересу слушателей и числу задаваемых (очень конкретных!) вопросов, обозначенная проблема отнюдь не редкость. Так может быть, самой актуальной инновацией у нас в стране является просто жесткое соблюдение технологий изготовления, строительства и эксплуатации?!
И еще. Один из выступающих привел пример действующей интеллектуальной системы – всем известной системы информирования водителей о пробках на КАД. Беда в том, что узнать о проблемах движения на кольцевой можно, только лишь попав на нее, то есть практически оказавшись в пробке! А происходит так потому, что сама дорога и подъезды к ней формально находятся в разных субъектах Федерации (Санкт­Петербурге и Ленинградской области), и при заказе ИТС генподрядчик не сумел скоординировать и объединить необходимые технические данные и финансирование. АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт­Петербурга и Ленинградской области» создана в том числе и для того, чтобы подобного в будущем не происходило. Цели благие и задача правильная, только вот подумалось: пожалуй, самой востребованной инновацией должна стать система, которая позволит решать проблемы несогласованности работы разных структур не путем создания еще одной (поставленной над ними), а путем принятия внятных законов и выработки четкого алгоритма взаимодействия. И если такая «инновация» появится, даже нобелевская премия в сфере экономики не будет для ее автора чрезмерной наградой.

Подготовила Светлана Соснова