БЦ Вант
ППРК-Сервис
ДОРОГИЕ НАШИ ДОРОГИ...

ДОРОГИЕ НАШИ ДОРОГИ...

«Мнение, что дорог у нас нет, – это мнение обывателя», – заметил один из уважаемых специалистов дорожного хозяйства региона на крупной отраслевой конференции всероссийского уровня. Сказано это было не в том смысле, что с дорогами все хорошо, а в том, что профессионалы должны не сокрушаться и разводить руками, а говорить предметно и работать целенаправленно.
Так получилось, что в Петербурге в феврале прошло несколько мероприятий, где обсуждалась проблемы в дорожно­транспортном комплексе города и страны. Чиновники делились планами на ближайшее будущее и называли этапы «большого пути» по улучшению дорожной ситуации в городе, а общественные объединения, фонды, руководители и специалисты предприятий называли проблемы и формировали обращения с предложениями во властные структуры разного уровня. Первые были лаконичнее и исходили из объемов финансирования. Вторые – критичнее, ибо не просто хотели, но и готовы были делать больше, лучше и качественнее, доказывали свои возможности полученным опытом, знаниями и наличием передовых материалов, инновационных технологий и проектных разработок. Понятно, что процветание отрасли лежит на соединении этих направлений, но взаимопонимание пока что достигается не быстро и не просто.

МУНДИАЛЬ
ОБХОДИТ ПЕТЕРБУРГ
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт­Петербурга обнародовал планы города в отношении улично­дорожной сети (УДС) на нынешний год. Назвав роль метрополитена определяющей в развитии всей дорожно­транспортной системы и отказавшись от обсуждения проблем подземных, и. о. председателя КРТИ А. Мишанов в общих чертах обрисовал перспективы наземных трасс.
Для дорожно­транспортной системы города на 2014 год приняты два приоритетных направления: развитие объектов инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года и улично­дорожной сети в районе Красного Села. Если оценить планы более детально, то направлений значительно больше, преобразования коснутся практически всех районов города, охватив его кольцом, просто проводиться они будут в рамках тех или иных проектов, соглашений и схем финансирования.
Самое масштабное направление развития петербургского транспортного узла, намеченное на этот год, будет реализовываться под эгидой подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. В эту программу попадают два новых моста и новые участки транспортного обхода центра. Сложная система дорог и развязок должна будет позволить добраться из северной части города (стадиона «Зенит», например) в южную (Пулково), минуя исторический центр Петербурга.
Круглосуточный и круглогодичный неразводной вантовый мост через остров Серный обеспечит надежную связь Василеостровского и Петроградского районов и позволит подключить их к транспортной сети центра города в районе Ушаковской развязки. Город очень надеется на 50­процентное софинансирование со стороны федерального бюджета. В свою очередь не исключена возможность реализации строительства транспортного обхода на основе государственно­частного партнерства, и новая переправа может стать первым таким объектом – после ЗСД, разумеется. В рамках этой части обхода будет выполнена пробивка с реконструкцией набережной Макарова, что вкупе с новым мостом и реконструкцией набережных Адмирала Лазарева и Песочной позволит создать практически бессветофорное движение от аэропорта Пулково до стадиона «Зенит».
Еще один мост должен появиться в створе улицы Коллонтай и Большого Смоленского проспекта и стать частью магистрали от проспекта Стачек до проспекта Энергетиков. Предполагается, что он тоже будет вантовым и тоже построен за три года.
В планах города есть и строительство третьего, пешеходного, моста в районе Яхтенной улицы с выделенной полосой для экстренных служб.
К мундиалю подтянут ряд развязок, имеющих принципиальное значение для создания беспрепятственного скоростного транспортного обхода. Это Пулковско­Дунайская развязка, развязки на Московском, Ленинском, Старо­Петергофском проспектах и ряд развязок по Обводному каналу в продолжении реконструкции участков его набережных.
Крестовский остров, трассу на «Ниссан» и территорию Лахта­центра с подъездами к ней будут доукомплектовывать нужного качества дорогами и развязками в рамках соглашения с Газпромом. Из прошлого в нынешний год перейдут первая очередь Приморского шоссе со строительством разворотных колец, Петербургский проспект, трасса М10, дорога на Каменку от Парашютной улицы до Суздальского проспекта и Синопская набережная.
Красное Село к 300­летию обещают обеспечить современной транспортной инфраструктурой, куда включены развитие улично­дорожной сети, реконструкция центральной площади, а также строительство объездной дороги вокруг юбиляра.
Колпино тоже попал в число счастливчиков нынешнего года: запланировано развитие улично­дорожной сети и подъездных дорог к промышленному кластеру.

ОПЕРАЦИЯ «ЦЕНТР»
Не остался без внимания и центр Северной столицы. КРТИ в рамках Программы развития исторического центра на 2013–2018 годы реализует проект сохранения и развития территорий Конюшенная и Северная Коломна. В прошлом году выполнены изыскательские работы по пяти объектам, в этом предполагается провести ремонтные работы по трем: Аларчину мосту, стенке Арсенальной набережной и набережной реки Фонтанки.
В партнерстве со Всемирным банком Министерство транспорта РФ заказало разработку пилотного проекта по развитию единого парковочного пространства на территории исторического центра, ограниченной реками Невой и Фонтанкой, Лермонтовским проспектом, улицей Декабристов и набережной Крюкова канала. Реализация проекта рассчитана до конца 2016 года, он финансируется в соотношении 10:1: 2млрд рублей выделит Всемирный банк, 200 тысяч рублей, или 10 %, – правительство Санкт­Петербурга.
Согласно концепции проекта на территории его реализации предусмотрено введения платной парковки на УДС, создание сервиса мониторинга и управления парковочным пространством, осуществление приоритетного пропуска общественного транспорта на перекрестках, создание и эксплуатация автоматизированной системы фото­ и видеофиксации нарушений и системы навигационно­информационного обеспечения участников дорожного движения.
По словам Р. А. Тертеряна, директора СПб СБУ «Центр транспортного планирования», разработавшего проект концепции, платность как главный экономический инструмент, позволит снизить количество автомашин, простаивающих на центральных улицах более четырех часов, увеличить оборачиваемость машинопотока и освободить значительную часть улиц.

СИСТЕМУ – ПЕРЕЗАПУСТИТЬ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ – ЗАКУПИТЬ
Иначе как удручающими цифры, характеризующие состояние подвижного состава, назвать нельзя. Их привел А. Э. Горев, д.э.н., профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ.
Автобусный парк города насчитывает свыше 600 единиц транспорта старше десяти лет. Троллейбусов такого же возраста – 280, из них старше 15 лет – 183. Еще хуже дело обстоит с трамваями, 477 из которых превысили возраст 15 лет!
При этом темпы обновления столь несущественны, что количество стареющих машин становится угрожающим.
В то же время, по словам председателя правления Ассоциации перевозчиков пассажиров Санкт­Петербурга В. Г. Киселева, с 2006 по 2012 год частные перевозчики официально на обслуживаемых ими маршрутах заменили 10 000 автобусов. Вообще представленная им арифметика экономического выживания частников в тех условиях, на которых они обслуживают свои маршруты (коих 220!), больше тяготеет к высшей математике. При соблюдении «возрастного ценза» эксплуатируемых транспортных средств, сроках окупаемости не менее 7 лет и контрактах на обслуживание в 5 лет частные перевозчики умудряются регулярно закупать технику, возить социальных пассажиров и держаться на плаву! Перевозчики даже посчитали, что их работа по сравнению с работой государственных автопредприятий в три раза эффективнее!
Весьма эмоциональный вопрос Киселева, почему госпредприятие не способно обеспечить замену подвижного состава в условиях, когда помимо платы за проезд, с которой и должно проводиться обновление, мы еще содержим его и как налогоплательщики, не показался смешным. И правда, – почему? Не случайно предложение провести тотальный аудит работы всех видов транспорта, выявить те, которые город не способен вывести на достойный уровень, и передать их в руки частному бизнесу, несмотря на спорность выводов, заставляет задуматься, а не отвергать его с ходу.
На вечную присказку чиновников от транспорта «Таких денег в бюджете нет!» уверенно ответил зам. председателя комитета по транспорту и логистике Санкт­Петербургской ТПП Ф. В. Гончаров: «Комитет по транспорту закрыт для информации. Возможно, сегодня там не видят инструментов для изменения ситуации. Но нужно понимать: времена давно изменились, огромных одномоментных денег больше не будет. Нужно искать и находить модели взаимодействия бюджета и бизнеса, возможности привлечения инвесторов. Лизинговые схемы, государственно­частное партнерство, контракты жизненного цикла – все работает, все известно, нужно лишь волевое решение людей, ответственных за город и его жителей».

ОТ РЕДАКЦИИ:
Торгово­промышленная палата приглашает всех участников транспортного процесса к диалогу и предлагает свою площадку. Молодые активные профессионалы готовы принимать предложения, генерировать идеи, подкреплять их конкретными расчетами, схемами, разработками. Но для этого нужно сломать «разобщенность близких душ» – трех комитетов правительства Санкт­Петербурга, отвечающих за транспорт, комитетов Закса и Госдумы, профессиональных объединений транспортников – строителей, перевозчиков.
И хорошо бы перестать всем транслировать любимую присказку: «определяющим в развитии является метро». Ибо этой фразой все ее произносящие вольно или невольно прикрывают необходимость действовать самим, принимать принципиальные решения. Ведь метро финансируется из федерального бюджета, соответственно, выбивание денег – тоже своего рода деятельность, хорошо бы не единственная. Метро не только определяет развитие транспортной системы, оно в первую очередь структурирует и всю систему, и транспортную схему, и ее развитие в том числе. Людей перевозить нужно везде и всюду, независимо от того, есть там станция метро или нет; если нет – разрабатывать маршруты трамваев и автобусов, появилась – корректировать наземный транспорт с наличием шаговой доступности новой станции. Параллельно в рабочем режиме решать вопросы замены подвижного состава, как раньше учили, перенимая все лучшее, что есть во всех системах перевозок. Контроля и юридически грамотно составленного договора (не ставящего в унизительную ситуацию одну сторону и определяющего контроль как возможность манипуляций для другой стороны) на перевозки еще никто не отменял.

Генеральный директор
НП «АСДОР» Ю. А. Агафонов:
– Перегрузка автодорог на УДС ведет к снижению скоростей и надежности доставки пассажиров и грузов, росту числа ДТП, выбросу загрязняющих веществ и транспортного шума. Складывающаяся ситуация приводит к снижению качества жизни населения и серьезным экономическим потерям, которые в совокупности достигают 7–9% ВВП, или 5–6 трлн рублей в год! Столько терять – непозволительная роскошь! Европейские страны выделяют 4,3% ВВП в год на дорожное хозяйство, Италия – 4,8 %. Мы настаиваем: в России нужно выделять 4% ВВП (2,7 трлн рублей). Да, дорожный рынок не готов, но и отставлять дальше эту проблему нельзя. За последние десять лет по вопросам организации дорожного движения сделана маленькая толика от того, что необходимо было сделать, потому что, к сожалению, этот вопрос как был в списке последним, так последним и остается.
Приведу цитату из Закона об организации дорожного движения, который сейчас находится на рассмотрении в Минтрансе: «В условиях высоких темпов автомобилизации дорожного движения одной из ключевых ошибок, приведших к ситуации с перегрузкой УДС, явилась недооценка тесной взаимосвязи складывающегося дорожного движения с практикой градостроительного развития территорий». Не­до­оценка! Был период, когда распродавали земельные участки, в том числе и зарезервированные под расширения УДС. Итог – выросли бизнес­центры и жилые массивы без учета участков под парковочные места, так как застройщикам выделять под них землю было невыгодно. У нас магистрали на 50% заняты круглосуточной парковкой. Двигаясь такими темпами, мы через 10 лет будем сносить жилые дома под устройство парковок! Во главе угла должны стоять проблема организации дорожного движения и его финансирование не по остаточному принципу.
ДОРОГИ В ЦИФРАХ
На дороги Северной столицы в 2014 году выделено 23 млрд рублей: 18 млрд – из городской , казны,
5 млрд перечислит федеральный бюджет.
Из них по текущим ремонтам предстоит освоить 4,6 млрд рублей на 234 объектах, по капитальному –
1 млрд рублей на 15 объектах.

АНАЛОГИЧНО ПО ДОРОЖНЫМ СООРУЖЕНИЯМ:
– текущий ремонт – 320 млн рублей на 46 объектах,
– капитальный – 900 млн рублей на 7 объектах.
Кроме того, намечено реконструировать 356 светофоров и восстановить дорожную разметку на площади
500 кв. метров.

 

Подготовила Соснова Светлана