ds2018-2
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 01/58 МАРТ 2018 / Саморегулирование – локомотив экономики
Саморегулирование – локомотив экономики

Саморегулирование – локомотив экономики

Саморегулируемые организации решают многие проблемы за счет средств своих членов, что особенно выгодно как в условиях ограниченного государственного бюджета, расширения задач, которые приходится решать государству и обществу, так и для привлечения дополнительных резервов – интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для регулирования. Сдерживают применение стратегического ресурса саморегулируемых организаций не только неэффективные правовые средства, но и низкая правовая культура, социальная пассивность, уровень коррупционной составляющей экономики, противодействие отдельных лиц и групп, низкая квалификация многих специалистов органов государственного управления, отсутствие ответственности должностных лиц (органов государственного управления) за принимаемые решения, неэффективные нормы права. Счетной палатой РФ в 2016 году было выявлено 3,9 тыс. нарушений на сумму 965 млн рублей, в 2017 г. было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн рублей. По мнению председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, причины нарушений связаны с несовершенством нормативных правовых актов, недостаточной компетенцией и отсутствием ответственности сотрудников государственных органов и организаций.
Саморегулируемые организации должны содействовать организации деятельности, регулированию отношений субъектов права как в коммерческом, так и в государственном секторе экономики. Одна из задач, решаемых саморегулируемыми организациями – разработка правил предпринимательской деятельности, повышение качества продукции . Эти задачи могут и должны решать саморегулируемые организации. Но для этого саморегулируемые организации должны быть наделены дополнительными правами по регулированию общественных отношений и должны быть созданы условия для организации их деятельности. Развитие саморегулируемых организаций позволяет реализовать новую систему ценностей: безопасность, качество, профессионализм, добросовестность деятельности, имеющие не только экономическое, но и социальное, культурологическое значение. Достижение целей деятельности саморегулируемых организаций позволит существенно изменить производительность труда и эффективность экономики.
В строительной отрасли деятельность саморегулируемых организаций определяется примерно двумястами императивными (обязательными к исполнению) нормами. Эффективность этих норм не только снижает потенциал стратегического ресурса, но и дискредитирует развитие саморегулируемых организаций, как инновационное направление государственного регулирования. Нормы права в строительной отрасли ограничивают права ассоциаций, союзов, получивших статус саморегулируемой организации.
Результат – факты снижения объемов вводимого жилья в строительной отрасли в 2017 году по сравнению с 2016 годом, невыполнение обязательств застройщиков по срокам и объемам жилищного и других видов строительства, несовершенство конкурсных процедур, демпинг цен и требований к компетентности организаций, разрыв между реальной стоимостью ресурсов, объектов и утвержденной проектно-сметной документацией, высокая коррупционная составляющая. Наибольшее количество погибших на производстве в стране, по данным Минтруда России, не в сфере добычи полезных ископаемых, а в строительстве. Это еще одно подтверждение того, что саморегулируемые организации должны содействовать повышению безопасности работ на объектах капитального строительства независимо от организационно-правовой формы участника правоотношений. Как известно, введение Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставило в неравные условия организации различной организационно-правовой формы при выполнении работ на объектах капитального строительства, что, несомненно, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и другим основополагающим федеральным законам.
Вышеприведенные примеры также свидетельствуют о том, что эти нормы носят не случайный, а фундаментальный характер. Они должны использоваться в практике регулирования предпринимательских отношений при разработке федеральных законов. Так может быть обеспечено повышение эффективности российской экономики.
Президент Российской Федерации отметил в своем выступлении 23.12.2017: «Нужно расширить механизм, раскрывающий потенциал гражданской ответственности, заложенный в нашей Конституции, – поощрять подходы, предложения к решению задач развития».
Знакомство с основными положениями совершенствования саморегулирования позволит активизировать деятельность органов государственной власти, ассоциаций, союзов в повышении эффективности экономики Российской Федерации.