дс2017шапка
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 01/50 МАРТ 2017 / «МЕТРОСТРОЙ» СОЕДИНИЛ СТАНЦИИ «БЕГОВАЯ» И «НОВОКРЕСТОВСКАЯ»
«МЕТРОСТРОЙ» СОЕДИНИЛ СТАНЦИИ «БЕГОВАЯ» И «НОВОКРЕСТОВСКАЯ»

«МЕТРОСТРОЙ» СОЕДИНИЛ СТАНЦИИ «БЕГОВАЯ» И «НОВОКРЕСТОВСКАЯ»

В начале года на намывной территории в западной части Крестовского острова состоялось знаковое событие: тоннелепроходческий щит «Надежда», который прокладывает двухпутный тоннель со стороны станции «Беговая», дошел до станции «Новокрестовская». Таким образом, завершился очередной этап сооружения участка Невско-Василеостровской линии, которая возводится в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

С момента начала проходки пройдено более 3 км двухпутного тоннеля, установлено 1679 колец шириной 1,8 м. За время пути трасса тоннеля прошла сквозь сильно обводненную валунную зону, через тело станции «Беговая», заглубилась под парк 300-летия, прошла под водной акваторией Большой Невки и вышла к станции «Новокрестовская».

Для сокращения общего срока строительства участка Невско-Василеостровской линии метростроители приняли ряд принципиально важных технологических решений. Так, тоннелепроходческий комплекс «Надежда» пройдет через тело станции «Новокрестовская» не традиционным способом, в грунте, а через уже разработанный котлован станции. Для этого, метростроители уже соорудили необходимые конструкции станции на отметке –3.0, через которые щит протащат с помощью домкратов. При этом монтаж обделки тоннеля производиться не будет, что сэкономит месяцы, затрачиваемые ранее на установку блоков железобетонной обделки тоннеля, последующую откопку тоннеля и демонтаж установленных в теле станции 120 колец. Также метростроители преду­смотрели перенос всех обслуживающих проходку процессов со стартового котлована в районе дома 22 на Туристской улице, откуда щит начал свою проходку, на строительную площадку станции «Новокрестовская». Это позволит полностью освободить уже готовый участок тоннеля длиной 3 км под путевые работы: укладку путевого бетона, рельсо-шпальной решетки, путевого и контактного рельса, электро-, вентиляционного и другого рода оборудования, необходимого для дальнейшей эксплуатации. Также перенос логистики на площадку станции «Новокрестовская» значительно ускорит дальнейшую проходку оставшейся части тоннеля в сторону станции «Приморская», так как транспортировка элементов обделки тоннеля и разработанного грунта будет проходить по гораздо более короткому маршруту.

После сбойки тоннеля со станцией щит «Надежда» прошел плановый капитальный ремонт. Специалисты тщательно проверили работу всех механизмов и узлов тоннелепроходческого комплекса, выполнили замену выработавшего свой ресурс режущего инструмента, произвели ремонт так называемой «юбки» щита. На эти работы ушло меньше месяца, после чего щит приступил к проходке завершающей стадии сооружения Нев­ско-Василеостровской линии. Впереди метростроителям еще предстоит пройти еще около 2 км тоннеля. Завершит щит свою работу в демонтажной камере, расположенной в 500 м от станции метро «Приморская». Планируется, что это состоится летом 2017 года. Общий срок окончания строительства остается неизменным – февраль 2018 года.

«Стало доброй традицией встречаться на западной оконечности Крестовского острова, – сказал на церемонии, посвященной выходу щита на станцию, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. – Здесь кипит работа, возводятся новые значимые для города объекты. В конце декабря сдан в эксплуатацию стадион „Зенит-Арена“, незадолго до этого введены в строй многофункциональный игровой зал „Сибур-Арена“, легкоатлетический манеж, велотрек. Новая станция метро – ответ скептикам, не верившим, что за 2,5 года вместо нормативных четырех лет, метростроители смогут построить пятикилометровый тоннель и две новые станции».

Градоначальник напомнил, что в эту победу вложен упорный труд проходчиков и инженеров, разработчиков, предложивших много новых технических решений, которые позволили существенно ускорить процесс проходки. И все получилось.

«Станция „Новокрестовская“ – это инновационный во всех смыслах объект, который, без сомнения, является новым словом в подземном строительстве, – отмечает профессор, заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» ПГУПС Александр Ледяев. – Тут инженерная мысль петербургских метростроителей достигла своего максимума. Всего за год на территории, где до этого плескались волны Финского залива, сооружен многоярусный подземный объект глубиной более 20 м. Конструкция станции держится на 124 сваях-колоннах диаметром в 1 м. Представьте себе эту колонну, которая должна быть не просто забурена на глубину в 35 м (высота девятиэтажного дома), а поставлена строго вертикально, с допуском отклонения всего 2 см. На колонны опираются перекрытия станции, сооружение которых велось методом „топ-даун“, то есть поэтапно сверху вниз. Гидроизоляция обеспечена методом струйной цементацией и „стеной в грунте“. Благодаря этому конструкция „Новокрестовской“ надежно держится в песке намывной территории. Я бывал во многих городах мира, и, поверьте, нигде такого не видел.

С научной точки зрения очень интересна и проходка самого двухпутного тоннеля. Проходка с применением тоннелепроходческого комплекса весом более 10 тыс. тонн относится к высоким технологиям. Положение щита отслеживается с помощью системы спутниковой навигации, все процессы автоматизированы и компьютеризированы. И, тем не менее, любая механизация невозможна без ручного труда. То, как проявили себя метростроители на самом сложном участке трассы, вытаскивая из-под щита валуны диаметром полтора метра, борясь с нескончаемым притоком воды – это, без преувеличения, подвиг. И то, что одновременно с проходкой осуществляется обустройство тоннеля: сооружение жесткого основания и перекрытия вентиляционного канала – это еще одно достижение инженерной мысли. Опыт строительства данного участка петербургского метрополитена, несомненно, должен войти в учебные пособия всех российских технических вузов».

Подготовила Екатерина Гигиняк

www.metrostroy-spb.ru