ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 01/42/МАРТ 2016 / ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ТРЕБУЮТ СИСТЕМНЫХ РЕШЕНИЙ
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ТРЕБУЮТ СИСТЕМНЫХ РЕШЕНИЙ

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ТРЕБУЮТ СИСТЕМНЫХ РЕШЕНИЙ

При поддержке государства средний бизнес способен вывести строительную отрасль на качественно новый уровень, считает председатель совета Некоммерческого партнерства «Центр развития строительства» (входит в Объединение некоммерческих партнерств «ГЛАВСОЮЗ») Алексей Пышкин.
– Одной из самых острых проблем в строительстве является проблема кадров. Задача обеспечения отрасли квалифицированными рабочими специальностями сегодня решается профессиональным строительным сообществом с привлечением средств некоммерческих организаций, таких как Национальное объединение строителей. Разработан масштабный образовательный проект, позволяющий подготовить специалистов среднего звена, востребованных строительным рынком.
Несколько по-другому обстоит дело с инженерными кадрами. С формальной точки зрения большого дефицита молодых специалистов я не вижу, но проблема заключается в другом – в их недостаточной подготовке. Пока вузы в большинстве своем не выпускают инженеров того уровня, которого требует современное строительство. Нам нужны прогрессивно мыслящие специалисты, обладающие знаниями, соответствующими сегодняшнему развитию строительных технологий. К сожалению, именно такого прорывного инженерного потенциала в нашей отрасли не хватает.

– В чем вы видите причины такого положения дел в высшем профессиональном образовании?
– В недостаточной связи вузов и строительных организаций – так сказать, будущих работодателей. В учебном процессе теория и практика пока весьма далеки друг от друга. Необходимо менять подход к организации учебного процесса, чтобы преподаватель вуза обладал не только суммой теоретических, понятийных знаний, но и сам умел применять их на практике, то есть был профессионалом.
Вообще, к решению проблемы образования нужно подходить системно, нужно учить тому, что будет востребовано работодателями.

– Но ведь и сами работодатели должны быть заинтересованы в реализации технологически совершенных решений?
– Да, и для этого они должны быть законодательно подконтрольны государственным и общественным структурам в плане ответственности за все стадии жизненного цикла возводимого объекта. И, помимо финансовой ответственности, необходимо ввести персональную ответственность директора, главного инженера, технолога и т. д. Пока мы не решим эту проблему, мы никаким образом не повысим качество управления строительным бизнесом. А ведь все новое – это хорошо забытое старое. Вспомните, как в Советском Союзе говорили, что у каждого результата, у каждой проблемы есть фамилия, имя, отчество. В случае успеха или неудачи озвучивался не просто завод, а конкретная фамилия директора – Иванов, Петров и др. Вот к такому положению дел, как мне кажется, мы должны вернуться.
Отсюда вытекает еще один важнейший аспект – деловой репутации. Если объективные показатели деловой репутации юридических лиц и конкретных специалистов будут объективно оценены, общедоступны, то постепенно они начнут обладать более высокой стоимостью, а это подтянет весь строительный бизнес, он станет более профессиональным, ответственным. Инструмент для такой независимой оценки создан – важно чтобы он полноценно и эффективно заработал.

– Алексей Вячеславович, поможет ли такая капитализация деловой репутации бизнесу выстроить более лояльные кредитные отношения с банковскими структурами?
– Вопрос банковской политики сейчас наиболее болезненный особенно для малого и среднего бизнеса. Существует анекдот, очень точно обрисовывающий положение дел во взаимоотношениях бизнеса и банков: «Хороший банк дает кредит тогда, когда он вам не нужен и вы можете его дать сами». Что мы сегодня видим: везде требуется залог, предлагают высокие проценты, разница между депозитным счетом и кредитом составляет до 5–7%. Но самая главная проблема заключается в том, что финансовые институты и бизнес-структуры живут словно в параллельных реальностях. Если бы строительная организация могла спланировать свою деятельность так же, как банк планирует свою, хотя бы на срок действия кредита, могла знать свою вероятную загрузку при условии, что компания выполняет свои профессиональные и социальные обязательства, работает в соответствии с законодательством, мы бы избежали многих трудностей. Вот тут как раз важную роль может сыграть деловая репутация компании. А ведь что мы имеем: сегодня у нас есть работа, есть контракт, мы набираем специалистов – а завтра он закончится, и нет никакой гарантии, что у предприятия будет работа. Как в таких условиях планировать оборотные средства, брать социальную ответственность перед сотрудниками? Банки формализовано жестко зажаты в рамки своей ликвидности, им для этого нужно обеспечивать гарантированный возврат кредитов, а бизнес живет одним днем. Он не уверен, что завтра он будет востребован.
Решение этого вопроса должно быть системным. На государственном уровне необходимо обеспечить загрузку малых и средних предприятий. Это возможно в тех же рамках госзаказа, определить квоты на выполнение работ, которые распределять среди малого и среднего бизнеса, что явится мощным стимулом развития для всей экономики. Если я, как предприниматель, буду знать, что при четком выполнении условий контракта я буду востребован в новых проектах, я смогу четко планировать свою работу и отношения с банковскими структурами. Нам всем жизненно необходим долгосрочный план развития бизнеса, охватывающий все бизнес-структуры.

– Но сегодня тендерная политика решает одну задачу – понижение стоимости контактов…
– В этой связи я хотел бы коснуться еще очень важного вопроса – отраслевой рентабельности. Прежде в строительной сфере, как, впрочем, и в любой другой, существовала норма отраслевой рентабельности, которая регламентировала стоимость производимых работ или услуг. Нельзя заключать контракт, заведомо невыгодный предприятию. У нас ведь что получается: малому и среднему бизнесу отдают все по остаточному принципу, и поэтому он то в убытке, то в небольшом плюсе, и из этого круга ему никак не вырваться. При этом заказчик требует предоставления гарантийных обязательств. Заказчик сегодня юридически максимально защищен, а производитель работ – фактически бесправен. О каких обязательствах может идти речь, если предприятие и так почти ничего не заработало? Поэтому ни о каком инновационном развитии мечтать не приходится… А ведь мировая практика показывает, что все прорывные технологии внедряются именно предприятиями среднего бизнеса, которые заинтересованы в повышении своей рентабельности и конкурентоспособности. Крупному бизнесу это не нужно – у него и так все хорошо, а у малого не хватает средств.
Но среднему бизнесу не дает развиваться минимальная, почти нулевая рентабельность. Поэтому, если мы хотим увидеть качественный, прорывной скачок в отрасли, нужно повышать рентабельность контрактов, тем самым перераспределяя денежные потоки в ту сферу, где они будут использоваться для новых разработок, внедрения передовых технологий. Не минимизировать нужно затраты, а оптимизировать. Только в этом случае сформируется тот пул успешных предприятий среднего бизнеса, который во всем цивилизованном мире составляет основу экономики государства.

Беседовала Елена Рачкова

Некоммерческое партнерство
«Центр развития строительства»
(входит в состав Объединения некоммерческих партнерств «ГЛАВСОЮЗ»)
Тел. (812) 339-12-54
8-904-333-45-48
www.glavsouz.ru