ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 01/42/МАРТ 2016 / «ПЕТЕР-ГИБ»: В АВАНГАРДЕ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
«ПЕТЕР-ГИБ»: В АВАНГАРДЕ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

«ПЕТЕР-ГИБ»: В АВАНГАРДЕ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Геотехническое инженерное бюро «ПЕТЕР-ГИБ» было основано в 2001 году. Компания ведет активную деятельность в сфере инженерно-технического проектирования, а также инженерных изысканий для строительства.

На счету ООО «ПЕТЕР-ГИБ» – десятки уникальных для Санкт-Петербурга проектов, связанных с подземным строительством: левое крыло Главного штаба, комплекс зданий Сената, дом Лавалей и здание по Галерной улице, 3, четырехъярусный подземный паркинг магазина Stockmann, Новый Эрмитаж, Дом ветеранов сцены, Дворец Белосельских-Белозерских, Михайловский театр, Московский вокзал, МФК Fort Tower возле метро «Электросила» и многие другие.

О недавних работах бюро рассказывает его генеральный директор – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Сергей Николаевич Сотников.

Одним из последних серьезных проектов, где были заняты специалисты ООО «ПЕТЕР-ГИБ», стало строительство МФК Fort Tower (архитектура мастерской С. В. Цыцина) около станции метро «Электросила». Надо учесть, что строительство сооружений около станций метро – задача трудоемкая, но разрешимая. Сложность здесь связана главным образом с тем, что сооружения метрополитена (а это прежде всего наклонные тоннели, в которых расположены эскалаторы, станционные и перегонные тоннели) не должны получать никаких деформаций в результате строительных работ в пределах «охранных зон» сооружений метрополитена. Руководству бюро пришлось пройти немало инстанций, провести множество предварительных и опытных работ, предоставить достаточно доказательств, чтобы получить разрешение на строительство подземных этажей в данном месте.

В результате разрешение было получено. Специалистами «ПЕТЕР-ГИБ» было спроектировано ограждение котлована для строительства двухэтажного подземного паркинга, а также фундаменты и конструкции подземных этажей МФК. Под плиту ростверка высотной части – новой доминанты Московского проспекта – были предусмотрены сваи диаметром 880 мм и длиной 50 м, несущая способность свай – 1000 т. Наиболее ответственным этапом работ стал выбор ограждения котлована шестиэтажной части МФК в зоне наклонного хода метрополитена. Нами было принято решение о применении массива закрепленного грунта по технологии Jet-Grouting шириной от 3,5 м до 5,7 м и вертикальными откосами высотой 4,5 м и 9 м. Надо сказать, что до этого таких проектов в Санкт-Петербурге еще никто не делал. По этой же технологии была спроектирована диафрагма над наклонным ходом толщиной 2 м, для предотвращения «всплытия» дна котлована при откопке и, как следствие, деформаций (всплытия) наклонного хода. Данное решение полностью себя оправдало. Основной подземный объем по периметру МФК, кроме этой части, огражден «стеной в грунте» длиной 25 м.

По завершении подземного цикла работ основного здания МФК мы получили также заказ на проектирование одноэтажного подземного гаража, который бы находился рядом с высоткой и был бы соединен с ее подземной частью тоннелем. В этом случае также пришлось доказывать, что станция метро «Электросила» не получит осадку при погружении шпунта, ограждающего строительный котлован.

Вообще надо сказать, что проектирование в таком городе, как Петербург, – процесс крайне сложный и долгий. Довольно рискованно и трудно вести строительные работы в окружении исторических сооружений. Так, например, мы много времени потратили на проект подземной части Мариинского театра. Это уникальный проект реконструкции. Для нас он заключался в заглублении пола трюма сцены, оркестровой ямы и партера от существующей отметки на 1 м. Нами был разработан проект фундаментов заглубленных объемов, проект усиления существующих фундаментов, проект гидроизоляции. При этом нужно помнить, что Мариинский театр – один самых значительных театров оперы и балета в России и в мире, поэтому нами были разработаны мероприятия по обеспечению сохранности элементов декора зрительного зала театра, которые имеют статус памятников архитектуры. Для предотвращения воздействия сырости, связанной с откопкой котлована, которая могла бы поступать в зрительный зал из грунта без защиты, мы приняли решение в качестве последней использовать в проекте пол партера. Весьма важным и ответственным стал для специалистов «ПЕТЕР-ГИБ» проект реконструкции Михайловского театра. Была проведена колоссальная работа по реконструкции существующего объема сценического пространства для его последующего переоснащения и модернизации. Здесь мы столкнулись с трудоемкостью работ в зоне исторической застройки, при непосредственном примыкании объектов культурного наследия как регионального, так и федерального значения, каковым является и само реконструируемое здание театра. Реконструкция здания предполагает значительные локальные углубления существующих помещений трюма сцены и оркестровой ямы с установкой в них современного подъемного оборудования, что приводит к наличию ряда дополнительных нагрузок в подземной части. Главные решения при разработке проекта были обусловлены необходимостью сохранения исторических кирпичных стен высотой более 20 м, имеющих высокие арочные проемы, ограничивающих объем сцены, на которые опирались деревянные фермы покрытия.

Данные фермы, согласно проекту реконструкции, заменяются новыми – металлическими, с существенно возросшей нагрузкой от современного технологического оборудования, которая передается непосредственно на несущие стены сценической коробки, а в нижней части стен – на столбы высотой около 6 м. Кроме того, эти столбы также воспринимают нагрузку от нескольких ярусов галерей. Потребовалось выполнить устройство железобетонного пояса под фермы, а также провести усиление стен металлоконструкциями. При этом необходимо было предусмотреть пробивку в них новых и раскрытие заложенных проемов. Для исключения деформаций стен было выполнено усиление фундаментов данных стен сваями, разработанное в условиях залегания под ними слабых грунтов. Переоборудование Михайловского театра под современные нужды при условии сохранения исторического облика объекта культурного наследия является актуальным событием в жизни города, а сценическое пространство – один из его ключевых элементов, именно поэтому этот проект имеет для нас большое значение.

Нам довелось заниматься реконструкций здания дома Мордвиновых (угол улицы Глинки и Театральной площади) под отель. Построенное в 1828 году архитектором Висконти, изначально сооружение имело два надземных и цокольный этаж. При советской власти здание было надстроено еще двумя этажами, в нем организовали детскую поликлинику. Новый владелец объекта обязался построить (и построил) на улице Декабристов новую поликлинику, оснастив ее новейшим оборудованием. Проект отеля предполагал некоторые архитектурные изменения (их разработала архитектурная мастерская Цыцина), а также строительство подземного гаража. Нами был разработан проект усиления фундаментов сохраняемых исторических стен, проект ограждения котлована для возведения подземного паркинга, а также разработаны мероприятия по сохранению окружающей застройки. В данный момент есть вопросы по методам исполнения работ, поскольку это весьма важный исторический район города, рядом – Мариинский театр, Консерватория, памятник М. И. Глинке.

Одним из основных препятствий при проведении подземных работ в центре города, возле старых домов, мы считаем и недобросовестность некоторых исполнителей работ, что сводит на нет все наши старания… Так, сегодня, чтобы сделать даже один этаж подземного гаража, проектировщикам приходится ломать голову, как добиться того, чтобы фундаменты соседних домов не получили осадку более 5 мм. В данной ситуации инвесторы не должны экономить на материалах и технологиях, что в конечном итоге может самым серьезным образом сказаться на безопасности строящегося объекта и окружающей застройки. Наши специалисты производят необходимые расчеты. Когда же дело доходит до исполнителя, необходимо, чтобы все решения, принятые в проекте, были реализованы – для этого очень важно авторам проекта находиться в постоянном контакте с исполнителем: для контроля за исполнением принятых решений и своевременной корректировки проекта. Для решения проблемы безопасного подземного строительства нужна грамотная нормативная база, а также высокопрофессиональная подготовка специалистов всех уровней. И, разумеется, понимание ответственности всех сторон.

Поэтому можно понять беспокойство властей города по поводу отдельных проектов в центре города, решение по которым зачастую затягивается. В этой связи инициатива губернатора Георгия Полтавченко о реконструкции исторического центра Петербурга, принятая в 2012 году, очень своевременна. Однако необходимо также архитектурное исследование: какие именно здания и сооружения в центральной части города действительно представляют собой историческую ценность, а какие никогда ею не являлись…

Беседовал Евгений Бжезински
ООО «ПЕТЕР-ГИБ» (Геотехническое инженерное бюро
197198, г. Санкт-Петербург
Пр. Добролюбова, д. № 1/79, лит. Б
тел.: (812) 405­71­05