БЦ Вант
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 01/42/МАРТ 2016 / КЕРАМИКА СТАНОВИТСЯ ПО-НАСТОЩЕМУ ТЕПЛОЙ
КЕРАМИКА СТАНОВИТСЯ ПО-НАСТОЩЕМУ ТЕПЛОЙ

КЕРАМИКА СТАНОВИТСЯ ПО-НАСТОЩЕМУ ТЕПЛОЙ

Вывод на рынок крупноформатного поризованного блока с низкой теплопроводностью 12,35 НФ, разработанного «ЛСР. Стеновые материалы», позволит не только возводить здания экологичные, теплые и комфортные для проживания, но и минимизировать расходы на строительство и их дальнейшую эксплуатацию.

26 января в рамках выставки «Отечественные Строительные Материалы – 2016» в Москве компания «ЛСР. Стеновые материалы» представила свою разработку – камень 12,35 НФ. Новый продукт стал результатом целенаправленной и кропотливой работы предприятия по совершенствованию характеристик строительного кирпича, в первую очередь – его теплопроводности.

Блок формата 12,35 НФ (380 x 250 x 219 мм) имеет плотность 700 кгм3 и пониженную теп­лопроводность λ = 0,12 Вт/мxК, уникальную для России и отнюдь не рядовую для Запада. Этим определяются и возможности, которые открывает новый материал для всех участников строительного комплекса: заказчиков, инвесторов, строителей и, безусловно, потребителей – жильцов будущих зданий. Низкая теплопроводность блока позволит уменьшить толщину стен и, соответственно, расход материалов и стоимость строительства; кроме того, существенное снижение теплопотерь при эксплуатации дома позволит экономить на отоплении, что, в свою очередь, в свете постоянно дорожающих энергоносителей становится веским аргументом и для проектировщиков, и для покупателей стройматериалов и квартир.


ЛИДЕРСТВО
КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Путь нового материала на российский рынок не был ни простым, ни быстрым, хотя и полностью лежал в русле развития компании «ЛСР. Стеновые материалы». Более того, несмотря на абсолютное совпадение в данной разработке стратегических целей и конкретных задач завтрашнего дня, для компании это не было в чистом виде антикризисной мерой, хотя в силу своей продуманности и очевидной свое­временности, по сути, стало именно таковой.
– Задачу вывести продукт с новыми качественными характеристиками мы поставили еще до всех кризисных событий в российской экономике, – подтвердил управляющий «ЛСР. Стеновые материалы» Сергей Бегоулев. – Кирпичное производство, как и сам кирпич, – инертное, сформированное десятилетиями планомерной работы. Современный же строительный рынок, наоборот, динамичный, не позволяющий стоять на месте. И то, что мы работаем над улучшением продукции, – это нормальное развитие бизнеса, возможность и необходимость сохранить и упрочить свои позиции.
Действительно, компании уже не раз приходилось выводить на рынок керамического кирпича и камня принципиально новые продукты и технологии, выходить на передовые позиции, беря на себя и роль лидера, и ответственность за развитие отрасли.
Так было в 1998 году, когда компания приняла смелое для того времени решение выпускать поризованные керамические блоки (так называемую «теплую» керамику), обладающие всеми свойствами обычного кирпича, но при этом отличающиеся от них меньшим весом и более низкой теплопроводностью. Так получилось и в 2009 году, когда «Группа ЛСР» запустила масштабную программу модернизации своих кирпичных производств, закрыв часть наименее эффективных, увеличив мощность оставшихся и одно производство построив «с нуля». Новое высокотехнологичное оборудование позволило в разы повысить объем выпускаемой продукции и охватить практически весь спектр строительной керамики.
Не менее сложную и амбициозную задачу компания поставила и решила, запустив в 2013 году линию по выпуску клинкерного кирпича и став первым и единственным в Российской Федерации массовым производителем клинкерных керамических изделий различного назначения. До этого момента на российском рынке присутствовал исключительно импортный клинкерный кирпич.
Еще один важный шаг «Группа ЛСР» сделала в октябре прошлого года, осуществив ребрендинг и переведя под российскую марку всю выпускаемую керамику. Тем самым было реализовано импортозамещение не только в материальном плане, но и в позиционировании производителя и продукции на рынке как кирпича ЛСР высокого качества.
В итоге сегодня кирпичное объединение «Группы ЛСР» представлено тремя заводами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и одним в Подмосковье, совокупной годовой мощностью 450 млн штук условных кирпичей. Производственные линии заводов способны выпускать широкий спектр различных видов кирпича: рядовой полнотелый и пустотелый кирпич, лицевой (облицовочный) кирпич различных фактур и цветов, крупноформатная поризованная керамика, особая структура которой позволяет строить более теплые стены, а также фасадный клинкер и клинкер для мощения.

БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
РОССИЙСКОЙ «ТЕПЛОЙ»
КЕРАМИКИ

Первые поризованные керамические блоки появились в начале 80-х годов прошлого столетия, когда в Испании и Италии была запатентована технология производства новой «теплой» керамики. В настоящее время патент на производство поризованных керамических блоков приобретен в 32 странах мира. Поризованный керамический блок («теплая» керамика) – это экологически чистый строительный материал, производимый из качественной глины и обладающий всеми свойствами обычного кирпича. От обычных кирпичей их отличает меньший вес и более низкая теплопроводность, которую обеспечивают высокая пустотность в сочетании с пористой структурой особой формы. В этом основной принцип работы камня: форма пустот в виде ромба увеличивает длину мостиков холода.
«Группа ЛСР» обратилась к производству крупноформатных поризованных блоков в 1998 году. Одним из важнейших условий для создания такой продукции является наличие высококачественного сырья. Собственная сырьевая база – карьеры кембрийской голубой глины «Красный Бор» и «Ленстройкерамика-карьер» – давали такую возможность.
Компания первой в стране стала выпускать «теплую» керамику и долгое время оставалась фактически единственной, кто эту продукцию производил. Позже ее освоили другие компании, в России было построено много новых заводов, которые производят высококачественную теплую керамику, появилась конкуренция.

– Несколько последних лет мы очень плотно занимались клинкером, и другие производители как минимум нас догнали по ассортименту и качеству строительной керамики, – говорит управляющий «ЛСР. Стеновые материалы» Сергей Бегоулев. – Мы почувствовали, что можем потерять и лидерские позиции, и настрой на движение вперед, и решили сделать новый шаг в сторону развития нашего производства – добиться значительного улучшения качественных характеристик выпускаемой продукции.

Таким образом, основным вектором усовершенствования «теплой» керамики стала работа над повышением ее теплоэффективности. Специалисты компании обратились к опыту европейских стран, в частности Германии, где производители добились высоких показателей именно в части снижения теплопроводности керамических блоков.
Так, если у наших соотечественников показатель теплопроводности крупноформатных поризованных блоков на уровне λ = 0,15 Вт/м × К считается лучшим, то аналогичная продукция германских заводов в среднем имеет показатели не выше λ = 0,12–0,14 Вт/м × К, а лидерские позиции занимает продукция с показателями λ = 0,08–0,75 Вт/м × К.
В конце 2014 года управляющим в «ЛСР. Стеновые материалы» была поставлена задача: за 2015 год произвести работы, которые позволят выпускать камень формата 10,7 НФ (380 × 250 × 219 мм) с низкой теплопроводностью и плотностью 700 кгм3 (14,6 кг) путем снижения плотности черепка и оптимизации формы и процентной составляющей пустотности.
Для реализации задачи менеджментом предприятия были приняты следующие решения:
– Проведение лабораторных и промышленных экспериментов по снижению плотности изделия, подбор добавок.
– Использование опыта европейских производителей, в частности, обращение в Институт керамики Эссена (Германия) с предложением о сотрудничестве.
Задачу разбили на несколько этапов. Технологи компании обратились в Эссенский институт керамики (Германия), с которым сотрудничают ведущие немецкие производители, для исследования сырья. Институт подтвердил, что кембрийские глины, добываемые на карьерах Ленинградской области, позволяют производить крупноформатные блоки с теплотехнической характеристикой на уровне 0,08 Вт/м × К .
Там же были получены рекомендации по оборудованию и использованию добавок. А посещение германских заводов по производству «теплой» керамики вдохновило и окончательно утвердило специалистов «Группы ЛСР» в правильности и достижимости поставленных целей.
В компании «Браун» была заказана формоостнастка на выпуск блоков (12,35 НФ), оснащенная считающимся на сегодняшний день самым прогрессивным мундштуком (БИТЕК), благодаря которому и достигается специальная форма пустот. Помимо этого, была проведена модернизация участка массоподготовки, позволившая повысить пластичность сырья для изготовления тонкостенных блоков с пустотами особой конфигурации.
Почти год напряженной и кропотливой работы всего коллектива дал долгожданный результат: испытания первой партии блоков 12,35 НФ, проведенные в независимой аккредитованной лаборатории «Госэкспертсервис», показали значение теплопроводности кладки в условиях эксплуатации λ = 0,12 Вт/м×К .
Это была действительно победа общероссийского значения!
Новый блок, благодаря полученным характеристикам, может использоваться при возведении несущих внешних и внутренних однослойных стен без использования дополнительных теплоизоляционных материалов, что позволит при соблюдении всех теплотехнических норм экономить на строительстве и эксплуатации зданий.

Впрочем, победители не собираются почивать на лаврах, ибо это лишь начальный этап в решении стоящих перед компанией задач, которые амбициозны и конкретны:
1. Максимальное приближение показателя теплопроводности блока 12,35 НФ к λ = 0,075.
2. Достижение низкого показателя теплопроводности на других форматах поризованных камней.
3. Введение новых продуктов в линейку поризованной керамики «ЛСР».
4. Уменьшение толщины блоков.

Роман Эдуардович Юрьев, генеральный директор «Хендле-Браун»:
– Мало кто понимает, что на наших глазах происходит революция в строительстве! Еще не так давно процесс вытеснения кирпича бетоном казался делом почти решенным, но сегодня этот процесс приостановлен и, надеюсь, не повернется вспять. И это правильно, и безусловно важно и нужно. Очевидно, что теплоносители дешеветь не будут, а значит, жизнь заставит держать расход тепла на квадратный метр «на карандаше»! Новые блоки 12,35 НФ дают уровень комфорта, сопоставимый с деревом, и при этом имеют теплопроводность на уровне современнейших материалов – пено- и газобетона. Это безусловный прорыв! И здесь важны не только деньги, но и сам поворот в сторону керамики, кирпича, как природного материала с тысячелетней историей на службе у человека.

Подготовила Светлана Соснова