ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 01/42/МАРТ 2016 / ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ТАЛАНТЛИВ, ОН ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ТАЛАНТЛИВ, ОН ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ТАЛАНТЛИВ, ОН ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ

Вадим Александров – пример социально ответственного руководителя, который живет не только сегодняшним днем, не только прибылью предприятия, а прежде всего думает о будущем.

Редакция журнала попросила рассказать о Вадиме Александрове почетного строителя России Александра Вахмистрова.

– Александр Иванович, 21 февраля Вадим Николаевич Александров отмечает свой 75-летний юбилей. Вас связывает с ним многолетняя совместная работа. Расскажите, пожалуйста, что вы больше всего цените в личности Вадима Николаевича?
– Действительно, мы познакомились достаточно давно – в середине 1990-х годов. Первое впечатление – человек живет работой. Он полностью погружен в процесс строительства метрополитена. И как только заходит речь на профессиональную тему, ты сразу видишь перед собой увлеченного и вдохновенного человека. Несмотря на разницу в возрасте, я всегда восхищался его энергией, бодростью, каким-то «внутренним горением».
Наше тесное общение началось в 2001–2002 годах, когда, будучи вице-губернатором, мне пришлось стать руководителем штаба по ликвидации размыва и срочно решать эту непростую ситуацию. Вместе с Вадимом Николаевичем мы неоднократно бывали на объекте, спускались в шахту. И тут Александров показал себя как настоящий профессионал, не только досконально знающий технологии метростроения, но вникающий во все нюансы каждого конкретного участка работ. Признаюсь, что я многому тогда у него учился. Помню, как мы ездили на завод «Метробетон», смотрели процесс изготовления тюбингов. Контроль за производством осуществлялся на каждом шагу. Много сложностей тогда возникало в процессе согласований то с Госстроем, то с Рос­технадзором. Это ведь была неординарная стройка, и проходила она довольно тяжело. Однажды проходческий щит напоролся на достаточно большой валун и застрял. Тогда метростроевцами разрабатывалась специальная операция по проникновению водолазов в пространство, где щит немного отъезжал назад, а водолазы меняли режущее оборудование. Это оказался действительно уникальный опыт. В 2004 году, когда работы по ликвидации размыва были завершены, на строительную площадку приехал Владимир Владимирович Путин и мы все вместе проехали в метро по новому перегону. Скажу честно, чувство гордости за эту работу переполняло всех – и в первую очередь Вадима Николаевича: успех команды «Метростроя» он воспринимал как личную победу. Позднее в Константиновском дворце за эту работу 21 человек были представлены к государственным наградам. Вадим Николаевич был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Сейчас нередко спрашиваешь у молодых людей, помнят ли они, что когда-то был такой размыв, и сталкиваешься с тем, что большинство даже не знает о том, как целый перегон между «Лесной» и «Площадью Мужества» был затоплен водой на целое на десятилетие и как героически велись работы по ликвидации размыва. Думаю, это одна из наивысших оценок для строителя, когда возведенный объект так вживается в архитектуру, образ и ритм жизни города, что воспринимается горожанами так, будто он всегда был, есть и будет.
За то время, пока я возглавлял штаб по строительству метро в Петербурге, я убедился, что Вадим Николаевич – активный пропагандист новых технологий в метростроении. Петербургский «Метрострой» первым в России приобрел щит для устройства наклонного хода, сейчас пущен первый двухпутный щит. Это позволят петербургским метростроителям выполнять работы, не имеющие аналогов в мировой практике. К примеру, огромный объем работ выполнен «Метростроем» при строительстве Комплекса защитных сооружений (КЗС), которые сегодня уже привычно надежно защищают Петербург от наводнений. И я помню: когда мы закончили строительство КЗС, у специалистов возникали опасения, что после закрытия шлюзов дамбы может произойти какой-либо технический сбой и шлюзы не откроются, поэтому было принято решение – до конца навигации шлюзы не закрывать. А вот Вадим Николаевич был уверен в работе метростроителей, и не ошибся. Все прошло в штатном режиме, и сейчас уже по нескольку раз в год происходит закрытие и открытие шлюзов КЗС. «Метрострой» принимал участие в возведении и второй сцены Мариинского театра, и ЛАЭС-2, но все же главное для Александрова – это строительство метро.

– А помимо работы? Вам удалось узнать Вадима Николаевича, так сказать, в неформальной обстановке?
– Тут хотелось бы повиниться: в свое время я Вадиму Николаевичу еще одну проблему-работу нашел. Так случилось, что ранее я возглавлял совет Федерации хоккея на траве в Санкт-Петербурге, и сагитировал главного метростроевца поддержать этот вид спорта в нашем городе. Хоккей на траве, особенно в Петербурге, – это может звучать странно, ведь этот вид спорта не так популярен по сравнению с тем же хоккеем с шайбой, но все же это спорт, который развивает молодое поколение. Я считаю, что любой вид спорта хорош, и готов поддерживать любые спортивные направления, потому как поддержка спорта – это вклад в здоровье будущих поколений. Хоккей на траве гораздо более доступен, по сравнению с хоккеем с шайбой. Экипировка дешевле, он менее травмоопасен, а значит, и для детей более доступен. Мы вместе ходили на матчи, привлекли несколько школ к занятиям этим видом спорта. Вадим Николаевич выбрал женскую команду и стал оказывать ей помощь и поддержку. Прошло уже немало лет с того времени, а женская команда по хоккею на траве «Метрострой Санкт-Петербург» показывает замечательные результаты не только в России, но и в Европе. Более того, насколько мне известно, «Метрострой» теперь поддерживает и мужскую команду Санкт-Петербурга. А сын Вадима Николаевича Николай Вадимович Александров сейчас является президентом Федерации хоккея на траве России. Так получилось, что интерес к спорту перерос в семейное увлечение. На этом примере проявилось, пожалуй, самое яркое качество Вадима Николаевича – увлеченность, а также способность увлечь любимым делом своих последователей и соратников. Поэтому все дела, за которые берется Александров, он выполняет достойно, достигая высоких результатов – хоть в строительстве, хоть в спорте. Не зря говорят, что если человек талантлив, он талантлив во всем. Кстати, много внимания уделяется спорту и в самом «Метрострое», а кроме того, Вадим Николаевич лично курирует колледж «Метростроя», потому что понимает – это завтрашний день его славной организации. Александров – пример социально ответственного руководителя, который живет не только сегодняшним днем, не только прибылью предприятия, а прежде всего думает о будущем. Хотел бы пожелать, чтобы и его последователи и помощники продолжили такую политику компании.

– Вы являетесь президентом Клуба любителей рыбной ловли. Приходилось ли вам вместе с Вадимом Николаевичем коротать время с удочкой на берегу озера?
– Вадим Николаевич – охотник. Однако помню, как он приглашал меня на рыбалку. К сожалению, за все время порыбачить нам так и не удалось. Считаю это большим упущением. И думаю, что после юбилея Вадима Николаевича обязательно нужно найти возможность, чтобы это упущение исправить.
Хотелось бы пожелать Вадиму Николаевичу прежде всего здоровья, бодрости духа, оптимизма, и открыть еще много новых станций Петербургского метрополитена. Пусть «Метрострой» будет загружен интересной работой, а в семье царят благополучие, мир и любовь!

Беседовал Валерий Романов